Функции и уровни управления транспортным предприятием
Изменения в мировой экономике, культуре, общественных отношениях и других сферах человеческой деятельности усиливают необходимость расширения внутригосударственных и межгосударственных связей и других процессов обмена, материальной базой которых является транспорт. Главным резервом и способом увеличения объема и качества перевозок является совершенствование системы управления транспортом, улучшение взаимодействия отдельных его видов. С переходом транспорта на рыночные отношения роль эффективного управления еще более возрастает. Водный транспорт представляет собой сложную систему общественно-производственной деятельности людей, связанную с перемещением готового продукта из мест производства в места потребления, как правило, пространственно удаленные, а также связанную с перемещением пассажиров. Основными вещественными элементами этой системы являются: · пути сообщения со средствами навигационной обстановки и гидросооружениями; · подвижной состав (суда различных типов); · погрузочно-разгрузочные машины, механизмы и другие устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения грузов, а также в местах их перевалки с одного вида транспорта на другой; · материалы, топливо и энергия, обеспечивающие работу флота и подъемно-транспортных машин; · промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств, погрузочно-разгрузочных машин и другой техники. Сами по себе перечисленные выше вещественные элементы не являются «производительными». Для приведения их в действие и получения специфической транспортной продукции (эффекта перемещения) необходимы физические усилия и знания человека, т.е. трудовые ресурсы. Поэтому основным содержанием процесса управления на транспорте является объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и трудовых элементов транспортных предприятий. Водный транспорт в целом и его отдельные предприятия структурно могут быть представлены двумя подсистемами: управляющей и управляемой (рисунок 3.1): первая – осуществляет интегративную «управленческую функцию», вторая – процесс транспортного производства, иначе говоря «технологическую функцию». Во второй отчетливо просматриваются внутренние блоки (части): технический (функционирующие постоянные устройства и подвижной состав) и технологический – совокупность нормативно-правовых документов, набор правил, определяющих последовательность операций и процессов, связанных с выполнением перевозок (правила перевозок грузов, правила технической эксплуатации флота, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и др.). Необходимым условием транспортного производства является тесная взаимосвязь и взаимодействие технической и технологической частей (блоков) управляемой системы. Но чтобы организовать целенаправленный перевозочный процесс к рассматриваемой подсистеме необходимо подключить управляющую систему. Это и будет достаточным условием транспортного процесса – продолжения процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.
Рисунок 3.1 – Взаимодействие управляющей и управляемой подсистем По своей сути управляющая подсистема информационна, т.е. невещественна, она настраивает весь транспортный комплекс так, чтобы он был устойчив, управляем и гармоничен, действовал целесообразно и развивался целенаправленно, что достигается путем посыла вещественно-трудовым элементам необходимой информации. Управление транспортным процессом представляет собой интегративную информационную функцию, включающую в свой состав руководство, планирование, организацию, непосредственно оперативное управление, регулирование и контроль. Руководство заключается в определении цели и критериев развития подсистемы, которые вытекают из перспективных стратегических целей государственного уровня и особенностей текущего момента. Планирование представляет собой выработку пути к достижению поставленной цели, при этом критерии используются в качестве рычагов, инструмента, обеспечивающих движение системы к намеченной цели. Организация – действие, направленное на установление исходной структуры системы. Организация выступает одновременно как часть планирования и как организаторская работа в ходе перевозочного процесса (оперативное управление). Управление (в узком смысле) – это действие по изменению режима работы системы, направленное на повышение ее производительности или качества транспортной работы. Регулирование направлено на поддержание работы системы в заданном режиме в рамках установленной структуры. На транспорте регулирование выступает зачастую как часть оперативного управления. Контроль заключается в сравнении фактического движения системы с намеченной целью. Эту функцию можно назвать функцией мониторинга, с ее помощью осуществляется реализация прямых и обратных связей в системе. Как и другие информационные функции, контроль в системах управления часто выполняет двоякую функцию. В первом случае контроль рассматривается как совокупность операций по сбору, передаче и обработке информации, необходимой для обеспечения нормального хода перевозочного процесса, включая общественный и ревизорский контроль, а также статистический, бухгалтерский и оперативный учет и отчетность. Во втором случае под контролем обычно понимают проверку выполнения управленческих решений. Рассмотренные функции управления схематично представлены на рисунке 3.2. Система управления транспортом носит иерархический (многоуровневый) характер. В ней можно условно выделить следующие уровни: республиканский, отраслевой, региональный. Республиканский (макроэкономический) уровень является высшим уровнем управления транспортом. К нему относятся органы государственного управления, прежде всего Правительство и Министерство экономики Республики Беларусь, определяющие основные направления социально-экономического развития страны и ее транспортной системы. Отраслевой уровень управления обеспечивает решение задач отраслевого значения в рамках транспортного ведомства – Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Для этого в распоряжении министерства имеется центральный аппарат управления, а также научно-исследовательские и проектные организации (РУП БелНИИТ «Транстехника»). На региональном уровне управления транспортные объединения и отдельные предприятия, решая узкие технологические задачи, выполняют требования региональных властей. Здесь управленческие решения более высоких уровней переходят в конкретные организационно-технологические схемы в качестве ограничений.
Рисунок 3.2 – Структура интегративной управленческой функции На транспорте
На транспорте, как и в других отраслях материального производства, процесс управления расчленяют на ряд относительно самостоятельных, но связанных друг с другом функций. Эти функции делятся на общие (руководство, планирование, организация, регулирование и контроль) и специфические, характерные для конкретного вида деятельности и уровня управления. Специфическими уровнями управления транспортным производством являются: · планирование перевозок; · оперативное управление перевозочным процессом и регулирование хода этого процесса; · техническая и технологическая подготовка транспортного производства; · обеспечение безопасности движения транспортных средств; · подбор, обучение, воспитание и расстановка кадров; · организация материально-технического обеспечения производства; · организация рабочего снабжения; · организация труда и заработной платы; · организация финансовой деятельности; · организация бухгалтерского учета и отчетности; · экономический анализ, совершенствование планирования и управления транспортным производством.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2414)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |