Белов А.М. А.Х Востоков и зарождение сравнительно-исторического языкознания // Русский язык в школе. № 3, 2011
Бакалавры, «Филология» Практическое занятие № 3 – 4 История филологии: филология как комплексное знание. Начало развития русской филологии Вопросы для обсуждения 1. Филологические традиции в начале возникновения национальных филологий. Трактаты эпохи Возрождения. «Грамматика Пор-Рояля». Значение трудов немецких ученых на рубеже XVIII – XIX вв. для развития филологии: Ф. Вольф, Ф. Шлейермахер и др. 2. Начало русской филологической традиции. Филологическая критика текста в установках XVI в. М. Грека. Интерпретация книжного текста в первых грамматиках XVI – XVII вв. на Руси. Перевод грамматики Доната, Грамматика Л. Зизания, Грамматика М. Смотрицкого. Филологические сведения в лексиконах, букварях и переводах-толкованиях образцовых текстов (требниках) XVI – XVII вв. Лексикон Памвы Берынды, Букварь Ивана Федорова. Интерпретация текста в первых руководствах по теории и практике красноречия. Риторика Макария 1620 г. Деятельность книжников Ф. Поликарпова и Ф. Прокоповича. Первый «филолог по научной специальности» В.К. Тредиаковский. 3. Русская словесность как комплексное знание. Начало научного этапа в русской филологии. Определения терминов «словесность», «филология» в русской научной традиции. Основные направления в развитии русской словесности. Филологическая школа М.В. Ломоносова: организация гимназических классов, проект трехступенчатого филологического образования, филологические труды ученого, разработка филологической терминологии. «Российская грамматика», регламенты гимназий, «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», риторики Ломоносова и др. Филологические заслуги А.А. Барсова. «Российская грамматика» Барсова. Начало российской лексикографической традиции в филологии: лексиконы и словари XVIII в. Статья для обсуждения Лихачев Д.С. Два русла русской культуры. Соловки в истории русской культуры // Лихачев Д.С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. Том. 2. СПб.: Из-во «АРС»., 2006. С. 75 – 83, 139 – 177. Литература Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII – XIX веков. (Разделы II, III). М.: 1982 (любое изд.). Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. (параграф 5: Исторические корни филологии). Калугин В.В. Начало грамматической традиции в московской Руси // Калугин В.в. Язык и письменность Древней Руси. М., 2005. С. 163 и далее. Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка. Глава 4. Изд 2-е, испр. СПб, 2005. (Любое изд.). Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Литературоведческий энциклопедический словарь. М., 1987. Успенский Б.А. Доломоносовский период отечественной русистики: О «Российской грамматике» А.А. Барсова // Успенский Б.А. Избранные труды. Том.3. Общее и славянское языкознание. М., 1997. С. 601 и далее. Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII - начала XIX века. М.: МГУ, 1985. Чувакин А.А. Основы филологии. М., 2011 (Глава 2: История филологии: от филологии как комплексного знания к филологии как комплексу наук). Хроленко А.Т. История филологии: учебное пособие. М., 2013. Энциклопедия «Русский язык» / Гл.ред. Ю.Н.Караулов. 2-е изд., перераб.и доп. М., 1997.
Бакалавры, «Филология» Практическое занятие № 5 –6 История филологии: структура филология как научного знания. Дифференциация филологических наук Вопросы для обсуждения 1. Значение традиций фольклора и культуры в развитии филологии в XIX в. Внимание к фольклору в России и Европе. А.Х Востоков, братья Гримм и др. 2. Доминирование языкознания. Философия и антропология языка. В.фон Гумбрльдт, И.Гердер. Философия языка А.С.Хомякова. 3. Открытие сравнительно-исторического метода. А.Х.Востоков. Ф.Бопп, Я.Гримм, Р.Раск. 4. Начало российского славяноведения, славянской филологии. Новоевропейская филология. Й.Добровский, А.Х.Востоков, И.И.Срезневский, А.С.Шишков. 5. Филология – словесность – языкознание в классической русской традиции. Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, А.А.Потебня, Я.К Грот. Отечественные лексикографы XIX в.. 6. Дифференциация литературоведения и лингвистики. Формирование предмета литературоведения. С.П.Шевырев, В.Г.Белинский, Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский. Ф.Ф.Зелинский. 7. Европейские школы филологии XIX в.: немецкая, англосаксонская, французская, русская школы. Закономерность дифференциации фольклора, языкознания и литературоведения. Начало формирования методов филологических исследований. Статья для обсуждения Винокур Г.О. Ф.Ф.Зелинский // Введение в изучение филологических наук. М., 2000. (параграф 9). Литература Белов А.М. А.Х Востоков и зарождение сравнительно-исторического языкознания // Русский язык в школе. № 3, 2011. Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. (параграфы 6 - 9). Даль В.И. и Общество любителей российской словесности. СПб., 2002. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Литературоведческий энциклопедический словарь. М., 1987. Никитин О.В. И.И.Срезневский // Русская речь. № 3, 2002. Отечественные лексикографы XVIII – XX вв. М., 2011 (любое издание). Ромашко С.А. Вильгельм Гримм // Русский язык в школе, № 2, 2011. Чувакин А.А. Основы филологии. М., 2011 (Глава 2, Пункт 2.3: Дифференциация филологияеского знания и специализация филологических наук). Хроленко А.Т. История филологии: учебное пособие. М., 2013. Раздел: Филология XIX века. Хроленко А.Т. Основы современной филологии. М., 2013. Раздел Структура филологии как научного знания. С. 58 – 84. Энциклопедия «Русский язык» / Гл.ред. Ю.Н.Караулов. 2-е изд., перераб.и доп. М., 1997.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (944)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |