Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Белов А.М. А.Х Востоков и зарождение сравнительно-исторического языкознания // Русский язык в школе. № 3, 2011



2015-11-09 944 Обсуждений (0)
Белов А.М. А.Х Востоков и зарождение сравнительно-исторического языкознания // Русский язык в школе. № 3, 2011 0.00 из 5.00 0 оценок




Бакалавры, «Филология»

Практическое занятие № 3 – 4

История филологии: филология как комплексное знание.

Начало развития русской филологии

Вопросы для обсуждения

1. Филологические традиции в начале возникновения национальных филологий.

Трактаты эпохи Возрождения.

«Грамматика Пор-Рояля».

Значение трудов немецких ученых на рубеже XVIII – XIX вв. для развития филологии: Ф. Вольф, Ф. Шлейермахер и др.

2. Начало русской филологической традиции.

Филологическая критика текста в установках XVI в. М. Грека.

Интерпретация книжного текста в первых грамматиках XVI – XVII вв. на Руси. Перевод грамматики Доната, Грамматика Л. Зизания, Грамматика М. Смотрицкого.

Филологические сведения в лексиконах, букварях и переводах-толкованиях образцовых текстов (требниках) XVI – XVII вв. Лексикон Памвы Берынды, Букварь Ивана Федорова.

Интерпретация текста в первых руководствах по теории и практике красноречия. Риторика Макария 1620 г.

Деятельность книжников Ф. Поликарпова и Ф. Прокоповича.

Первый «филолог по научной специальности» В.К. Тредиаковский.

3. Русская словесность как комплексное знание. Начало научного этапа в русской филологии.

Определения терминов «словесность», «филология» в русской научной традиции.

Основные направления в развитии русской словесности.

Филологическая школа М.В. Ломоносова: организация гимназических классов, проект трехступенчатого филологического образования, филологические труды ученого, разработка филологической терминологии.

«Российская грамматика», регламенты гимназий, «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», риторики Ломоносова и др.

Филологические заслуги А.А. Барсова. «Российская грамматика» Барсова.

Начало российской лексикографической традиции в филологии: лексиконы и словари XVIII в.

Статья для обсуждения

Лихачев Д.С. Два русла русской культуры. Соловки в истории русской культуры // Лихачев Д.С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. Том. 2. СПб.: Из-во «АРС»., 2006. С. 75 – 83, 139 – 177.

Литература

Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII – XIX веков. (Разделы II, III). М.: 1982 (любое изд.).

Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. (параграф 5: Исторические корни филологии).

Калугин В.В. Начало грамматической традиции в московской Руси // Калугин В.в. Язык и письменность Древней Руси. М., 2005. С. 163 и далее.

Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка. Глава 4. Изд 2-е, испр. СПб, 2005. (Любое изд.).

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Литературоведческий энциклопедический словарь. М., 1987.

Успенский Б.А. Доломоносовский период отечественной русистики: О «Российской грамматике» А.А. Барсова // Успенский Б.А. Избранные труды. Том.3. Общее и славянское языкознание. М., 1997. С. 601 и далее.

Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII - начала XIX века. М.: МГУ, 1985.

Чувакин А.А. Основы филологии. М., 2011 (Глава 2: История филологии: от филологии как комплексного знания к филологии как комплексу наук).

Хроленко А.Т. История филологии: учебное пособие. М., 2013.

Энциклопедия «Русский язык» / Гл.ред. Ю.Н.Караулов. 2-е изд., перераб.и доп. М., 1997.

 

Бакалавры, «Филология»

Практическое занятие № 5 –6

История филологии: структура филология как научного знания.

Дифференциация филологических наук

Вопросы для обсуждения

1. Значение традиций фольклора и культуры в развитии филологии в XIX в.

Внимание к фольклору в России и Европе.

А.Х Востоков, братья Гримм и др.

2. Доминирование языкознания. Философия и антропология языка.

В.фон Гумбрльдт, И.Гердер.

Философия языка А.С.Хомякова.

3. Открытие сравнительно-исторического метода.

А.Х.Востоков.

Ф.Бопп, Я.Гримм, Р.Раск.

4. Начало российского славяноведения, славянской филологии. Новоевропейская филология.

Й.Добровский, А.Х.Востоков, И.И.Срезневский, А.С.Шишков.

5. Филология – словесность – языкознание в классической русской традиции.

Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, А.А.Потебня, Я.К Грот.

Отечественные лексикографы XIX в..

6. Дифференциация литературоведения и лингвистики.

Формирование предмета литературоведения.

С.П.Шевырев, В.Г.Белинский, Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский. Ф.Ф.Зелинский.

7. Европейские школы филологии XIX в.: немецкая, англосаксонская, французская, русская школы.

Закономерность дифференциации фольклора, языкознания и литературоведения.

Начало формирования методов филологических исследований.

Статья для обсуждения

Винокур Г.О. Ф.Ф.Зелинский // Введение в изучение филологических наук. М., 2000. (параграф 9).

Литература

Белов А.М. А.Х Востоков и зарождение сравнительно-исторического языкознания // Русский язык в школе. № 3, 2011.

Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000. (параграфы 6 - 9).

Даль В.И. и Общество любителей российской словесности. СПб., 2002.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Литературоведческий энциклопедический словарь. М., 1987.

Никитин О.В. И.И.Срезневский // Русская речь. № 3, 2002.

Отечественные лексикографы XVIII – XX вв. М., 2011 (любое издание).

Ромашко С.А. Вильгельм Гримм // Русский язык в школе, № 2, 2011.

Чувакин А.А. Основы филологии. М., 2011 (Глава 2, Пункт 2.3: Дифференциация филологияеского знания и специализация филологических наук).

Хроленко А.Т. История филологии: учебное пособие. М., 2013. Раздел: Филология XIX века.

Хроленко А.Т. Основы современной филологии. М., 2013. Раздел Структура филологии как научного знания. С. 58 – 84.

Энциклопедия «Русский язык» / Гл.ред. Ю.Н.Караулов. 2-е изд., перераб.и доп. М., 1997.



2015-11-09 944 Обсуждений (0)
Белов А.М. А.Х Востоков и зарождение сравнительно-исторического языкознания // Русский язык в школе. № 3, 2011 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Белов А.М. А.Х Востоков и зарождение сравнительно-исторического языкознания // Русский язык в школе. № 3, 2011

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (944)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)