Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Стилистические ресурсы современного русского языка




ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

 

Занятие 1

 

Стилистика как лингвистическая дисциплина. Основные понятия стилистики.

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

Что определяет статус стилистики как особой лингвистической дисциплины? Какое место занимает она в современной коммуникативной лингвистике и как соотносится

а) с культурой речи,

б) с риторикой?

1. Почему цементирующим понятием для культуры речи, стилистики и риторики является понятие языковой личности?

2. Каковы предмет и задачи стилистики? Какие “три круга исследований” в области стилистики выделяет В.В.Виноградов?

3. Существуют ли иные подходы к определению предмета и характера стилистики? Если да, то кратко охарактеризуйте их.

4. Как структурируется современная стилистика?

5. Стиль как базовое понятие стилистики. С чем связана невозможность дать единое определение данному понятию?

6. Что понимается под речевой системностью стиля? Какими параметрами определяется эта черта?

7. За счет чего современная стилистика существенно обновила свой терминологический аппарат и почему новые понятия быстро “прижились” в ней?

8. Как разграничиваются в современной стилистике понятия “стиль языка” и “стиль речи”? Кто впервые в науке поставил проблему такого разграничения?

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Основная:

1.Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981. - С.20 - 44, 162 - 168.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Изд. 3-е. - М., 1993. §§ 1 - 19, 30 - 37.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. - С. 7 - 13.

Солганик Г.Я. Русский язык. 10 - 11 классы. Стилистика. - М., 1995. - С. 3 - 19.

Стилистика и литературное редактирование/ Под ред В.И.Максимова. – М., 2004. С . 8 – 39.

Стилистический энциклопедический словарь. –М., 2003. С 507 – 513.

 

Дополнительная:

1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.

2. Бабенко Н.С. О лингвистическом смысле разграничения текстов на жанры // Лексика и стиль. Сб. научных трудов. - Тверь, 1993. - С. 9 - 16.



3. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М., 2002. Глава I - II.

4. Гальперин И.Р. Проблемы лингвостилистики // Новое в заруб. лингвистике. Вып. 1Х. Лингвостилистика. - М., 1980.

5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1980. - С. 271 - 275, 318 - 321.

6. Гринцер П.А. Стиль как критерий ценности // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 175 - 200.

7. Кожин А.Н. О предмете стилистики // ВЯ. 1982. 2. - С. 68 - 74.

8. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. 10 - 11 класс. - М., 1996. §§ 22 - 31.

9. Сиротинина О.Б. Теоретические основы культуры речи // Вопросы стилистики. Вып. 25. - Саратов, 1993. - С. 3 - 9.

 

 

ЗАДАНИЯ:

 

Задание 1. Выполните конспект работы В.В.Виноградова.

Задание 2. Ниже приведены фрагменты словарных статей “СТИЛЬ” из Лингвистического энциклопедического словаря (I) и из Литературоведческого энциклопедического словаря (II). Сделайте их письменный сопоставительный анализ, обращая внимание на следующие моменты: наличие принципиальных дифференциальных признаков между рассматриваемыми понятиями, наличие диффузных зон в определениях и причины их появления.

I. СТИЛЬ(от лат. stilus, stylus - остроконечная палочка для письма, манера письма) в я з ы к о з н а н и и - 1) разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от др. разновидностей того же языка по всем основным параметрам - лексикой, грамматикой, фонетикой; то же что С. я з ы к а; 2) то же, что функциональный стиль; 3) о б щ е п р и н я т а я м а н е р а, обычный способ исполнения к.-л. конкретного типа речевых актов: ораторская речь, передовая статья в газете, научная (не узкоспециальная) лекция, судебная речь, бытовой диалог, дружеское письмо и т.д.; С. в этом смысле характеризуется не только набором (параметрами) языковых средств, но и композицией акта; 4) и н д и в и д у а л ь н а я м а н е р а, способ, которым исполнены данный речевой акт или произведение, в т.ч. литературно-художественное; 5) то же, что я з ы к о в а я п а р а д и г м а эпохи, состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху (ср. выражение “ в С. русского литературного языка 1-ой половины 19 века”). (Ю.С.Степанов).

Примечание: возьмите на заметку понимание речевого акта, косвенно присутствующее в данном определении, и сопоставьте его с понятием речевого жанра.

II. СТИЛЬ в л и т е р а т у р е (от лат. stilus - остроконечная палочка палочка для письма, манера письма), устойчивая общность образной системы, средств худож. Выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя, отд. произведения, лит. направления, нац. лит-ры. Отличие С. от других категорий поэтики, в частности худож. метода, - в его непосредств. конкретной реализации: стилевые особенности как бы выступают на поверхность произ., в качестве зримого и ощутимого единства всех гл. моментов худож. формы. С. в широком смысле - сквозной принцип построения худож. Формы, сообщающей произведению ощутимую целостность, единый тон и колорит. При этом различают “большие стили”, т.н. стили эпохи (Возрождение, барокко, классицизм), стили различных направлений и течений, нац. стили и индивидуальные стили художников нового времени. (И.Б.Черных).

Задание 3. Ответьте на вопросы и выполните задания в теме 1 «Объект и предмет стилистики» в Практикуме по курсу «Стилистика и литературное редактирование» / под ред. В.И.Максимова. – М., 2004. С. 8 – 10.

Занятие 2

Стилистические ресурсы современного русского языка.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Почему в общей структуре стилистики стилистика ресурсов предшествует функциональной стилистике? Что и с каких позиций изучает этот раздел стилистики?

2. Из чего складываются стилистические ресурсы современного русского языка?

3. В единицах каких языковых уровней заключены большие стилистические возможности и почему?

4. Почему Л.В.Щерба утверждал, что “в стилистике русский язык должен быть представлен в виде концентрических кругов - основного и целого ряда дополнительных”? На каком языковом явлении основывается эта идея?

5. Какие явления лексико-семантической и фразеологической систем могут быть рассмотрены как источник стилистических ресурсов?

6. Что понимается под средствами словесной образности? Каковы их функционально-стилистические возможности? В каких курсах, помимо стилистики, они изучаются?

7. Какие аспекты морфемики и дериватологии связаны со стилистикой ресурсов?

8. Какие явления синтаксического уровня отличаются стилистической значимостью?

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Основная:

1. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - М., 1978. - С. 16 - 21.

2. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. Лексика. Фоника. - М., 1976. - С. 60 - 81.

3. Горшков А.И. Русская словесность. - М., 1995. - С. 41 - 86.

4. Ефимов А.И. Стилистика русского языка. - М., 1969. - С. 53 - 101.

5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. §§ 65 - 105.

6. Солганик Г.Я. Русский язык. 10 - 11 классы. Стилистика. - М., 1995. - С.25 - 80.

7. Щерба Л.В. Современный русский литературный язык // Избран. работы по русскому языку. - М., 1957. - С. 113 - 129.

 

Дополнительная:

1. Виноград Г.Г. Изменения в стилистической маркированности слов в русском языке новейшего времени // ФН. 1987. 1. - С. 42 - 47.

2. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. - М., 1980.

3. Лаптева О.А. О влиянии функционального расслоения языка на грамматику // Синтаксис и стилистика. - М., 1976

4. Сороколетов Ф.П. “Главное дело в дикционарии” // РР. 1996. 3. - С.39 - 45

5. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М., 1986.

6. Шаховский В.И. Типы значений эмотивной лексики // ВЯ. 1994. 1. - С. 20-25.

 

 

ЗАДАНИЯ:

 

Задание 1. Ниже приведены определения коннотации. Сопоставив их, выделите основные типы коннотативной семантики.

 

А).“Коннотация - это эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы”. (ЛЭС. - С. 236).

Б).”Коннотация (добавочное значение, окраска, окрашенность) - дополнительное содержание слова (или выражения), его сопутствующие семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на его основное значение, служат для выражения разного рода экспрессивно-оценочных обертонов и могут придавать высказыванию торжественности, игривости, непринужденности, фамильярности и т.п. (О.С. Ахманова Словарь лингвистических терминов. - С.203).

В).”Другим статусом эмотивной семантики является коннотация, которая формируется эмотивными семами, находящимися за пределами логико-предметного макрокомпонента”. (В. И. Шаховский Типы значений эмотивной лексики // ВЯ. 1994. 1. - С.21).

Г).”...коннотация - семантическая сущность, узуально или окказионально входящая в семантику языковых единиц и выражающая эмотивно-оценочное и стилистически маркированное отношение субъекта речи к действительности при обозначении ее в высказывании, которое получает на основе этой информации экспрессивный эффект”. (В. Н. Телия. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - С.5).

Д). “Целесообразно, видимо, признать, что коннотация языкового знака: 1) входит в объем значения знака, т.е. является одним из типов его значений; 2) имеет материальную форму воплощения и носит семный характер; 3) является коллективно-субъективной...; 4) полиструктурна (эмоциональность, экспрессивность, стилевая соотнесенность, оценочность); 5) является терминологическим синонимом парадигматического, стилистического значения (характеристики) языковой единицы”. (А. Я. Алексеев. Стилистическая информация языкового знака // ФН. 1982. 1. - С.51.)

 

Задание 2. Дайте обоснованный ответ на вопрос, почему коннотация является объектом не только семасиологии, но и стилистики?

 

Задание 3. Проанализировав приведенные ниже определения стилистической окраски (окрашенности), ответьте на следующие вопросы:

а). Одно или два лингвистических понятия скрываются за данным термином?

б). Каково отношение между терминами “стилистическая окраска”, “стилистическое значение” ( попутно попытайтесь аргументировать, что более приемлемо, з н а ч е н и е или , как предлагал Ш. Балли, “стилистическое созначение “?), “коннотация”?

в). Какое определение стилистической окраски слова представляется Вам наиболее строгим и почему?

г). Почему В.В.Виноградов утверждал, что “всё многообразие значений, функций и смысловых нюансов слова сосредоточивается и объединяется в его стилистической характеристике”. (В.В.Виноградов. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - М., 1986. - С. 22)?

 

1. Окраска стилистическая - экспрессивное свойство лингвистического средства, накладывающееся на его основное, или предметно-логическое, значение. (О.С.Ахманова. Словарь лингвистических терминов. - С. 285).

2. Стилистическая окраска - это такое качество слова, связанное с типичными для него сферами употребления, которое прежде всего известным образом характеризует речь, а через нее и участников общения. (Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - С. 17).

3. Это понятие уместно назвать стилистическим значением, т.к. оно... соответствует определенному типу экспрессивной семантики, осложняющей лексическое или грамматическое значение единицы языка. (Т.Г.Винокур. Закономерности стилистического использования языковых единиц. - С.42).

4. К функционально-стилистически окрашенной лексике относятся прежде всего слова, наиболее или исключительно употребительные в той или иной речевой сфере, соответствующей о д н о м у и з ф у н к ц и о н а л ь н ы х с т и л е й. Традиция употребления, прикрепленность к определенной речевой сфере приводят к появлению у этих слов функционально-стилистической окраски. ( М.Н.Кожина. Стилистика русского языка. - С. 121).

 

Задание 4. Прочитайте определения коннотации, стилистической окраски, стилистической пометы в школьном учебнике Г.Я.Солганика (с. 31 - 32), рассмотрите приведенные примеры.

В чем они совпадают или различаются с приведенными выше определениями? Как бы Вы выстроили фрагмент урока, на котором необходимо познакомить учащихся с данными понятиями? Какие задания , расположенные после темы (с.75 - 80), могли бы быть использованы на этом уроке?

Задание 5. Поскольку самая широкая и многоаспектная информация о слове представлена в толковом словаре, внимательно познакомьтесь с соответствующими параграфами вступительных статей в “Толковом словаре русского языка” под ред. Д.Н.Ушакова - М., 1935 - 1940 (СУ), в “Словаре русского языка” под ред. С.И.Ожегова - М., 1981 (СО) и в “Словаре русского языка: В 4-х томах” под ред. А.П.Евгеньевой - М., 1985 (МАС), после этого заполните сравнительную таблицу стилистических помет словарей (ставя знаки “+” или “-“ ). Сделайте выводы о системе подачи стилистической информации в разных словарях (способы представления стилистической характеристики, степень разветвленности стилистических отсылок).

Примечание: при выполнении данного задания целесообразно использовать материал упражнений 14, 16 - 19 из “Сборника упражнений по стилистике русского языка” А.К. Панфилова М., 1989).

Задание 6. I. “А король Филипп пребывал в неизменной тоске и злобе. В бессильном честолюбии молил он Господа...”

II.”...между тем король Филипп тосковал и злобствовал. Честолюбивый недоумок молился Богу...”

Перед Вами два варианта перевода одной и той же фразы из романа Шарля де Костера “Легенда о Тиле Уленшпигеле”. Какой из них на Ваш читательский вкус удачнее? Обоснуйте свой читательский выбор лингвистически. (Используйте лексикографическую информацию).

 

Задание 7. Выполните контрольные задания 8, 9 на с. 86 в учебнике А.И.Горшкова “Русская словесность”.

 

Задание 8. Дайте качественную оценку количественных характеристик частей речи, функционирующих в различных стилях литературного языка (по книге Б.Н. Головина “Язык и статистика”. - М., 1971. - С. 123).

 

Часть   С т и л и  
речи художественный научный публицистический
Существительные 0,40 0,47 0,53
Прилагательные 0,15 0,23 (какие?) 0,22 (какие?)
Глаголы 0,18 0,09 0,13
Местоимения 0,12 0,06 (какие?) 0,06 (какие?)

 

Задание 9. Прокомментируйте следующие количественные характеристики:

а)

    С Т И Л И  
  официально-деловой научный художественный
условные предложения 33% 14% около 5%

 

б)

Стиль   Тип предложения  
научный бессоюзные союзные сл. пр. сложносочиненные сложноподчиненные
  19% (половина) выражает связи подчинительные 81% около 10% 60% (из них 25% с 2-мя и более придаточными)

 

Задание 10. По данным исследователей, средняя длина предложений в художественном речи 2 - 14 слов, в научном стиле - 11 - 40, в деловом - нередко 70 - 100.

Чем объясняется особая “культура длинных предложений” в деловом стиле?

Как соотносятся такие стилистически значимые качества предложений, как простота, сложность с одной стороны, краткость и протяженность - с другой? Какие структурные типы предложений совмещают большую длину и одновременно простоту и логическую прозрачность?

 

Задание 11. Какие структуры экспрессивного синтаксиса используются в следующих фрагментах и и в каких целях?

“- А что же дальше?

- Куда пойдет литература?

Но и “что же” и “литература” - совсем не такие простые понятия. Литература идет многими путями одновременно - и одновременно завязываются многие узлы.. Она не поезд, который приходит на место назначения. Критик же - не начальник станции. Много заказов было сделано русской литературе. Но заказывать ей бесполезно: ей закажут Индию, а она откроет Америку”.

(Ю.Н. Тынянов. Литературное сегодня).

“Чем я ему помешал? Неужели я обожру Совет Народного Хозяйства, если в помойке пороюсь? Жадная тварь! Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперек себя шире. Вор с медной мордой. Ах, люди, люди. В полдень угостил меня колпак кипятком, а сейчас стемнело, часа четыре пополудни, судя по тому, как луком пахнет из пожарной Пречистенской команды.. Пожарные ужинают кашей, как вам известно. Но это - последнее дело. Вроде грибов”.

(М.А. Булгаков. Собачье сердце)

 

К каким стилям принадлежат данные отрывки?

 

Занятие 3





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)