Пояснительная записка
Настоящий курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «психология».
В рамках курса рассматриваются различные теоретические подходы к организации и проведению тренинговых занятий, а также практические вопросы работы психотренера с группой.
Цель курса: сформировать у студентов комплексные знания и профессиональное мышление в области теоретических и практических основ подготовки и проведения тренинговых занятий.
Задачи курса:
· познакомить студентов с различными формами тренинговой работы;
· дать представление о работе ведущего тренинговой группы;
· научить студентов применять полученные знания на практике (в работе с реальной группой);
· дать возможность каждому студенту получить практический опыт тренинговой работы с реальной группой.
Курс рассчитан на 36 семинарских, 36 лабораторных и 48 часов самостоятельной работы для студентов ОДО и 18 семинарских и 102 часа самостоятельной работы для студентов ДО.
Темы семинарских и лабораторных занятий совпадают.
В теоретической части курса предлагаются инвариантные принципы построения тренинговых занятий, которые могут быть использованы в рамках любого теоретического подхода.
Практическая часть курса предполагает моделирование различных тренинговых ситуаций и их групповой анализ. В роли ведущего - тренера выступает сначала преподаватель курса, демонстрирующий различные виды тренинговой работы, а затем, по мере получения теоретических знаний, сами студенты. Таким образом, каждый студент к завершению курса имеет возможность выполнить роль психотренера в группе.
В связи со спецификой учебного плана по дисциплине (отсутствие лекционных занятий) при изучении курса большая роль отводится самостоятельной работе студентов. Она предусматривает:
- дополнительную проработку материала, рассматриваемого на семинарских занятиях;
- самостоятельное изучение определенной части теоретического материала, которое, как правило, не вызывает затруднений;
- подготовку к лабораторным занятиям (самостоятельную разработку тренинговых программ).
Контроль знаний студентов дистанционного обучения обеспечивается проведением семинарских занятий, разработкой и апробацией (группами по 2-4 человека) программы тренинга, сдачей текущих контрольных работ, заполнением теста и сдачей устного зачета по прилагаемым вопросам.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план для студентов ОДО
Шифр
раздела,
темы
| Наименование разделов
и тем
| Распределение часов
разделов и тем
|
Семинар.
| Лаборат.
| Самост. работа
| Всего
|
| Семестр __7__
|
|
|
|
|
Блок 1
| Понятие и виды тренингов
|
|
|
|
|
1
| Общее понятие о психологическом тренинге
| 2
| 2
| 4
| 8
|
1.1
| Общее понятие о психологическом тренинге
|
| -
|
|
|
1.2.
| Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы
|
|
|
|
|
2
| Виды тренингов
| 2
| 2
| 4
| 8
|
Блок 2
| Организация тренинга
|
|
|
|
|
3
| Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы
| 7
| 7
| 4
| 18
|
3.1
| Противопоказания и ограничения при наборе в тренинговую группу
|
|
|
|
|
3.2
| Количественный состав группы
|
| -
| -
|
|
3.3
| Группы обязательные и добровольные: особенности и специфика работы
|
|
| -
|
|
3.4
| Группы гомогенные и гетерогенные: особенности и специфика работы
|
|
| -
|
|
3.5
| Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности
|
|
| -
|
|
3.6
| Типы поведения участников в группе и групповые роли
|
|
|
|
|
3.7
| Типичные ролевые структуры в тренинговых группах
|
| -
|
|
|
4
| Групповая динамика в тренинговой группе
| 4
| 4
| 6
| 14
|
4.1
| Общее понятие о групповой динамике
|
|
|
|
|
4.2
| Механизмы групповой динамики
|
|
|
|
|
4.3
| Этапы развития тренинговой группы в процессе групповой динамики
|
|
|
|
|
4.4
| Самораскрытие участников в ходе тренинга
|
| -
|
|
|
5
| Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, трениговые (психотехнические) упражнения
| 6
| 6
| 8
| 20
|
5.1
| Групповая дискуссия
|
|
|
|
|
5.2
| Ролевая игра
|
|
|
|
|
5.3
| Тренинговые (психотехнические) упражнения
|
|
|
|
|
6
| Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга
| 3
| 3
| 2
| 8
|
Блок 3
| Ведение тренинга
|
|
|
|
|
7
| Ведение группы
| 6
| 6
| 10
| 22
|
7.1
| Начало группы
|
| -
|
|
|
7.2
| Рефлексия (сознательная проработка переживаний)
|
|
|
|
|
7.3
| Значимость обратной связи в процессе работы
|
|
| -
|
|
7.4
| Конфликт в тренинговой группе
|
|
|
|
|
7.5
| Завершение работы тренинговой группы
|
|
|
|
|
7.6
| Причины и профилактика психологических травм в ходе тренинга
|
|
|
|
|
Блок 4
| Личность ведущего тренинга
|
|
|
|
|
8
| Функции психотренера и стили руководства группой
| 2
| 2
| 4
| 8
|
8.1
| Стили руководства группой
|
|
|
|
|
8.2
| Поведенческие роли психотренера
|
|
|
|
|
9
| Личность ведущего и ее влияние на работу группы
| 4
| 4
| 6
| 14
|
9.1
| Личностные качества, необходимые психотренеру
|
|
|
|
|
9.2
| Этические принципы работы тренера
|
|
|
|
|
9.3
| Требования к профессиональной подготовке
|
| -
| -
|
|
Итого за
семестр
| |
|
|
|
|
Всего по
дисциплине
| |
|
|
|
|
Тематический план для студентов ДО
Шифр
раздела,
темы
| Наименование разделов
и тем
| Распределение часов
разделов и тем
|
Семинар.
| Самост. работа
| Всего
|
| Семестр __7__
|
|
|
|
Блок 1
| Понятие и виды тренингов
|
|
|
|
1
| Общее понятие о психологическом тренинге
|
| 8
| 9
|
1.1
| Общее понятие о психологическом тренинге
| 0,5
|
| 6,5
|
1.2.
| Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы
| 0,5
|
| 2,5
|
2
| Виды тренингов
| 1
| 8
| 9
|
Блок 2
| Организация тренинга
|
|
|
|
3
| Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы
| 3,5
|
| 11,5
|
3.1
| Противопоказания и ограничения при наборе в тренинговую группу
| 0,5
|
| 2,5
|
3.2
| Количественный состав группы
| 0,5
|
| 1,5
|
3.3
| Группы обязательные и добровольные: особенности и специфика работы
| 0,5
|
| 1,5
|
3.4
| Группы гомогенные и гетерогенные: особенности и специфика работы
| 0,5
|
| 1,5
|
3.5
| Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности
| 0,5
|
| 1,5
|
3.6
| Типы поведения участников в группе и групповые роли
| 0,5
|
| 2,5
|
3.7
| Типичные ролевые структуры в тренинговых группах
| 0,5
|
| 4,5
|
4
| Групповая динамика в тренинговой группе
|
|
|
|
4.1
| Общее понятие о групповой динамике
| 0,5
|
| 2,5
|
4.2
| Механизмы групповой динамики
| 0,5
|
| 2,5
|
4.3
| Этапы развития тренинговой группы в процессе групповой динамики
| 0,5
|
| 8,5
|
4.4
| Самораскрытие участников в ходе тренинга
| 0,5
|
| 0,5
|
5
| Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, трениговые (психотехнические) упражнения
|
|
|
|
5.1
| Групповая дискуссия
|
|
|
|
5.2
| Ролевая игра
|
|
|
|
5.3
| Тренинговые (психотехнические) упражнения
|
|
|
|
6
| Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга
| 1,5
|
| 5,5
|
Блок 3
| Ведение тренинга
|
|
|
|
7
| Ведение группы
|
|
|
|
7.1
| Начало группы
| 0,5
|
| 2,5
|
7.2
| Рефлексия (сознательная проработка переживаний)
| 0,5
|
| 4,5
|
7.3
| Значимость обратной связи в процессе работы
| 0,5
|
| 1,5
|
7.4
| Конфликт в тренинговой группе
| 0,5
|
| 2,5
|
7.5
| Завершение работы тренинговой группы
| 0,5
|
| 4,5
|
7.6
| Причины и профилактика психологических травм в ходе тренинга
| 0,5
|
| 8,5
|
Блок 4
| Личность ведущего тренинга
|
|
|
|
8
| Функции психотренера и стили руководства группой
|
|
|
|
8.1
| Стили руководства группой
| 0,5
|
| 4,5
|
8.2
| Поведенческие роли психотренера
| 0,5
|
| 4,5
|
9
| Личность ведущего и ее влияние на работу группы
|
|
|
|
9.1
| Личностные качества, необходимые психотренеру
|
|
|
|
9.2
| Этические принципы работы тренера
| 0,5
|
| 6,5
|
9.3
| Требования к профессиональной подготовке
| 0,5
|
| 1,5
|
Итого за
семестр
| |
|
|
|
Всего по
дисциплине
| |
|
|
|
Содержание лекционного курса