Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Общее понятие о психологическом тренинге




 

Термин «тренинг» происходит от английского «training» и имеет ряд значений: подготовка, обучение, тренировка и т.п.

Тренинг в самом общем значе­нии рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений. В настоящий момент существует целый ряд определений психологического тренинга, каждое из которых подчеркивает какой-либо из его аспектов:

· Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации (Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании - Manpower Services Commission, MSC).

· Тренинг — обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме (Сидоренко Е. В).

· Социально-психологический тренинг — средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения (Петровская Л.А.).

· Тренинг — многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека (Санкт-Петербургский институт тренинга).

· Тренинговый метод — это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью осуществления изменений в их жизни и в них самих (Вачков И.В., Дерябо С.Д.).

· Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого явля­ется развитие компетентности межличностного и профессио­нального поведения в общении (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.).

· Психотренинг — это специфическая фор­ма групповой психологической работы с людьми. Его ключевая идея — использование феномена взаимовлияний участников (так называемых горизонтальных связей) для достижения успеха в их обучении и лич­ностных изменениях (Никандров В.В.).



· Тренинг – деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование способностей и уста­новок, необходимых для успешной социализации человека (Саруханов В. А.).

 

Таким образом, суммируя существующие определения, можно сказать, чтопсихологический тренинг – это вид преобразующего воздействия, производимого в рамках специально организованной для этой цели группы и направленного на формирование навыков и умений (в первую очередь коммуникативных), позволяющих участнику изменить собственные стратегии поведения и таким образом повысить свою личностную компетентность и эффективность в какой-либо сфере жизни и деятельности.

 

Организует целенаправленное воздействие тренер– ведущий тренинговой группы. Используемые им в групповой работе методы обладают выраженным психотехническим потенциалом. Это значит, что они способны приводить к запланированным изменениям в психике участников: дают возможность изменять содержание и характер протекания психических процессов. Например, участники начинают задумываться над новыми для себя идеями (содержание), обращать внимание (процесс) на то, на что раньше не обращали внимания (новое содержание), например, на способы, с помощью которых люди сообщают друг другу о своем отношении друг к другу. Или участники начинают лучше понимать чувства друг друга (содержание), точнее сопереживать (процесс), яснее выражаться и т.д.

Психотехническая «заряженность» тренинговых встреч предусматривает специальные усилия тренера. Это означает, что в идеале тренер понимает, с помощью каких средств и в каком направлении он ориентирует движение группы. Но это не означает, что тренер полностью определяет качество и результативность работы группы. Реальная жизнь тренинговой группы является результатом:

а) желания членов данной группы участвовать в тренинге и их готовности работать ради достижения заявленной цели тренинга;

б) усилий тренера, берущего на себя ответственность за организацию ключевых процедурных моментов в группе, за поддержание целевой направленности групповой работы;

в) субъективных реакций (произвольных или спонтанных) участников группы, конкретных особенностей их взаимодействия между собой, стихийно или организованно складывающихся отношений между членами группы.

Следовательно, жизнь тренинговой группы – это сплав, в который входят как минимум следующие компоненты:

1) естественно протекающие групповые процессы – так же, как и в любой иной спонтанно сложившейся или формально организованной группе;

2) искусственно заданные тренером правила и нормы групповой работы, благодаря которым удается управлять состоянием группы и ее движением в изначально оговоренном направлении;

3) естественно и спонтанно возникающие реакции участников группы, отражающие процесс происходящих с ними преобразований;

4) структурированный правилами процесс взаимодействия между членами групп, складывающиеся отношения между ними.

 

Рисунок 1. Цели психологического тренинга

 

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

· соблюдение ряда принципов групповой работы;

· нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (и даже не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

· наличие более или менее постоянной группы (обычно от 8 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

· определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

· акцент па взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь";

· применение активных методов групповой работы;

· объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия;

· атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Таким образом, тренинговыми являются все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания и коммуникативных навыков).

 

Преимущества тренинговой (групповой) работы заключаются в следующем (Вачков И.В.):

1. Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, – для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным стимулом для изменинй.

2. Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется – ярко, выпукло -система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.

3. Возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность "смотреться" в целую галерею "живых зеркал" является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом.

4. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.

5. В группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания.

6. Взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе.

7. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.

 





Читайте также:

Ius commune как общее право континентальной Европы XIII–XVIII вв.
Вопрос. Прочитайте тексты, в которых рассказывается о обычаях в семьях, родивших ребенка, и найдите общее.
Есть ли что-то общее между вами и героем фильма?
ЗФО - Базовое образование: среднее (полное) общее
Использование техник фототерапии в психологическом консультировании и психологической коррекции
Как подготовиться к психологическому консультированию
Каково общее процентное соотношение сторонников и противников ратификации? Аргументируйте свой ответ.
НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БЛОК-КАРТЕРА
Обморожения: классификация, характеристика симптомов. Общее замерзание. Характеристика периодов. Первая помощь.
Общее время на создание программы складывается из различных компонентов. Структура общего времени и трудоемкость разработки программного продукта представлены в таблице 5.






Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)