Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Виды тренингов



2015-11-09 3043 Обсуждений (0)
Глава 2. Виды тренингов 5.00 из 5.00 3 оценки




 

В настоящий момент в связи с многообразием видов и форм тренингов не существует их единой классификации. В данном пособии мы приводим ряд классификаций, имеющих прикладное значение.

 

I.

Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости отобращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед группой. В ней выделены пять типов групповой работы (Журавлев Д.В.):

1. «Я - Я» – группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост; главные источники преобразований внутриличностные.

2. «Я - Другие» – группы, направленные на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как про­исходит процесс межличностного влияния в зависимости от того или иного способа поведения.

3. «Я - Группа» – группы, направленные на взаимодействие личности и группы как социальной общности, стили взаимодействия с группой.

4. «Я - Организация» – группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях.

5. «Я - профессия» – группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности.

II.

Существует также классификация, согласно которой в зависимости от целей тренинги можно разделить на 4 группы.

1. Коррекционные тренинги.

Их цель - решить психологическую проблему обратившегося человека; помочь ему разобраться в себе и начать «новую жизнь». Коррекционный тренинг включает в себя психологическую диагностику клиента, но не в привычном виде (прохождение тестов, длительные беседы с психологом), а в тренинговой форме. Далее следуют коррекционные упражнения, где опять же не на словах, а на деле, клиент вместе с психологом решает свою проблему и вырабатывает новое конструктивное поведение. В адаптационной части тренинга клиент приучается переносить свои достижения на реальную жизнь, т.е. быть успешным и счастливым не только в условиях тренинга, но и в отношениях с другими людьми и самим собой в жизни.

2. Образовательные тренинги.

Цель этого вида тренингов максимально быстро и эффективно научить человека какому-либо навыку, умению, профессии. Прохождение образовательного тренинга в считанные дни и недели адаптирует человека к реальности его новой профессии, делает адекватно уверенным, конкурентно способным, нацеленным на профессиональное развитие и карьеру. Результат от такого тренинга сохраняется от полугода до нескольких лет. Далее желательно участие в тренинге нового уровня.

3. Личностно-развивающие тренинги.

Эти тренинги не имеют такой конкретной, прагматической направленности, как коррекционные и образовательные. Их цель выявить индивидуальность человека, слабые и сильные стороны его личности, то, что ему мешает жить и то, что помогает. А затем гармонизировать внутренний мир человека, скорректировать слабые стороны личности и подчеркнуть сильные; при этом тренинг не скрывает недостатки (то, чем человек в себе не доволен), а трансформирует их в достоинства.

Очевидно, что личностно-развивающие тренинги относятся к области высокого искусства и предъявляют серьезные требования, как к психологу, так и к клиенту. К сожалению, не все это понимают. Однако, при всей своей якобы неконкретности и простоте, талантливо проведенный психологом и серьезно проработанный клиентом личностно-развивающий тренинг способен изменить внутренние ценности человека, его взгляды на себя, окружающих, весь мир.

4. Бизнес-тренинги.

Бизнес-тренинг, с точки зрения традиционного образова­тельного подхода, это курс повышения квалификации, как правило, очень короткий, насыщенный раз­ными формами и методами занятий, предназначенный для обу­чения сотрудников и руководства компаний. Идея дополнитель­ного бизнес-образования появилась потому, что образование в высших учебных заведениях дает знания, которые, будучи адекватны реалиям современного бизнеса и производства, со временем устаревают (Солтицкая Т.А.)..

Цель бизнес-тренинга – помочь человеку или группе людей (например, работникам корпорации) достичь успеха именно в бизнесе и карьере. В этой группе очень популярны тренинги эффективных продаж (имеются в виду, как продажи товаров, так и продажи услуг). В результате такого тренинга клиент (человек или корпорация) изменяет психологический подход к потребителю и значительно поднимает уровень продаж и, соответственно, прибыли. К этой группе относятся также некоторые коммуникативные тренинги. Их цель – совершенствование навыков взаимодействия и общения человека таким образом, чтобы клиент тренинга достиг социального успеха. Эти тренинги чрезвычайно эффективны везде, где «человеческий фактор» в бизнесе и карьере имеет первостепенное значение. К бизнес-тренингам относят и тренинги тайм-менеджмента, а также многие другие.

 

III.

Еще одна классификация построена наспособе создания программы тренинга(Петровская Л.С.). В этом случае тренинги делятся на:

1. Проблемно-ориентированные тренинги – тренинги, при составление программы которых все строится вокруг одной конкретной коммуникативной проблемы и способов ее решения (тренинги эмоциональной саморегуляции, тренинги эффективного поведения в конфликте, тренинги супружеского взаимодействия, тренинги родительского поведения и т.д.)

2. Возрастно-ориентированные тренинги – тренинги, при составлении программы которых ориентируются на конкретную возрастную группу участников, учитываются особенности данного возраста, в том числе содержание и специфика нормативных возрастных кризисов (коммуникативный тренинг для подростков, тренинг для преодоления кризиса среднего возраста и т.д.).

 

IV.

Последняя из представленных здесь классификаций является нашим обобщением и основана нанаправленности тренингового воздействия.

С этой точки зрений тренинги делятся на следующие категории:

1. Тренинги умений:

а) общих умений – формируются коммуникативные умения и навыки, которые могут быть использованы в любом виде общения, как профессиональном, так и дружеском (тренинг общения, тренинг эффективной коммуникации, тренинг уверенности, тренинг принятия эффективных решений, тренинг стрессоустойчивости, тренинг сензитивности и т.д.)

б) частных умений – формируются узконаправленные навыки и умения, область применения которых чаще всего ограничена одним видом деятельности (тренинг продаж, тренинг телефонных переговоров, тренинг по управлению, тренинг самопрезентации, тренинг проведения деловых переговоров и т.д.).

2. Тренинги развития:

а) развития личности – направлены на личностный рост, позволяют преодолеть собственные барьеры и ограничения, максимально развить свои способности и возможности

б) развития группы (предназначены для реально существующих на протяжении некоторого времени коллективов и организаций)

· тренинги сплочения – направлены в первую очередь на эмоциональный аспект взаимоотношений в группе, на формирование благоприятного психологического климата в коллективе

· тренинги командообразования – направлены на деловой аспект взаимоотношений в коллективе, на создание команды, способной максимально эффективно достигать поставленной цели

· тренинги развития корпоративной культуры – направлены на формирование и внедрение в сознание сотрудников коллектива элементов корпоративной культуры (общих целей, ценностей, миссии организации, корпоративных стандартов и т.д.)

 

Таким образом, выбор основания для классификации (отнесения тренинга к той или иной категории) обусловлен в первую очередь контекстом, в котором этот тренинг рассматривается.

 

Резюме

 

Таким образом, под психологическим тренингом мы будем понимать особый вид преобразующего воздействия, производимого в рамках специально организованной для этой цели группы и направленного на формирование навыков и умений (в первую очередь коммуникативных), позволяющих участнику изменить собственные стратегии поведения и таким образом повысить свою личностную компетентность и эффективность в какой-либо сфере жизни и деятельности.

Тренинговыми группами являются все специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания и коммуникативных навыков).

Большинство психологов отмечают тот факт, что тренинговая работа имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной работой по формированию и развитию коммуникативных навыков.

Психологический тренинг часто путают с другими формами групповой работы (групповой психотерапией, групповой психокоррекцией и методами активного социально-психологического обучения), в то время как он имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от всех других форм групповой работы (см. Таблицу 1). В то же время элементы тренинговой работы (как одна из форм активного социально-психологического обучения) могут использоваться и в других контекстах, в частности, в учебном.

В настоящий момент в связи с многообразием видов и форм тренингов не существует их единой классификации; выбор основания для классификации обусловлен в первую очередь контекстом, в котором этот тренинг рассматривается.

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое “психологический тренинг”?

2. Назовите несколько определений тренинга.

3. Раскройте понятие «психотехнический потенциал».

4. Каковы цели психологического тренинга?

5. Что является специфическими чертами тренингов?

6. Назовите преимущества тренинговой (групповой) работы.

7. Общее психологического тренинга и других видов групповой работы.

8. Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы.

9. История возникновения тренинговых групп.

10. Виды тренингов: варианты классификации.

11. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности?

12. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от целей, которые ставятся перед группой?

13. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от способа создания программы тренинга?

14. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от направленности тренингового воздействия?

 

 

Раздел II. Организация тренинга

 



2015-11-09 3043 Обсуждений (0)
Глава 2. Виды тренингов 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Глава 2. Виды тренингов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3043)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)