Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Конфликт в тренинговой группе




 

В процессе своего развития группа может проходить через конфликты. Конфликт может быть:

· неконструктивным – конфликт, который не был грамотно разрешен; разрушает группу, приводит к личным обидам у участников, мешает групповой работе;

· конструктивным – конфликт, экологично разрешенный в ходе тренинга; стимулирует развитие группы, дает участникам новые эффективные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Психотренер может направленно организовывать конфликт, если это необходимо для стимуляции групповой динамики, либо провоцировать открытое проявление ранее скрытых конфликтов между участниками для их разрешения.

Типы конфликтов:

1. «Группа / ведущий»

Используется при разобщенной или вялой группе для активизации групповой динамики.

Цель: сплочение и активация группы

Способы провоцирования конфликта ведущим:

- слишком жёсткие или невыполнимые требования к группе

- жёсткая критика в адрес кого – либо из высокостатусных участников или группы в целом

- давать только эмоционально тяжёлые упражнения без разгрузки и отдыха

- противоречия в поведении ведущего

- попустительство со стороны ведущего, демонстрация отсутствия интереса к группе

- стремление ведущего занять место лидера

Ход конфликта:

Конфликт как правило начинает лидер. Лидера поддерживают, группа начинает переходить «на личность» ведущего. Главное правило для ведущего – спокойно дождаться окончания агрессии, эмпатийно слушать и кивать, не «встревать» до тех пор, пока участники не высказали все претензии. Нужно уметь держать эмоциональное спокойствие. После того, как все высказались – предложить участникам группы самостоятельно проанализировать происходившее («А теперь посмотрите на ситуацию со стороны: что здесь происходило? Что сейчас происходит?»).



Выход из конфликта:

Упражнение на совместную деятельность, сплочение либо завершение того упражнения, в рамках которого возник конфликт.

Противопоказания: у ведущего – нетолерантность к агрессии. Ведущему важно помнить, что участники конфликтуют с ним не как с личностью, а с ролевой позицией (тренер).

 

2. «Группа / лидер»

Используется, если лидер неэффективен, если лидер ведёт группу не к тем целям или мешает участникам достигать результатов.

Цель: смена лидера либо изменение поведения актуального лидера.

Способы провоцирования конфликта ведущим:

- построить ситуацию, где группа явно увидит неэффективность поведения лидера для достижения общей цели

- предложить дать обратную связь лидеру тем участникам группы, цели которых этим лидеров фрустрируются («что ты чувствуешь, если тебя перебивают, когда ты говоришь о важных для тебя вещах?»)

Лучше, если конфликт начинает не ведущий, желательно, чтобы кто-либо из участников сам начал проявил инициативу.

Ход конфликта:

Дать возможность участникам группы высказать свои претензии к лидеру, сохраняя нейтральную позицию. Затем дать возможность ответить самому лидеру. Обсуждение продолжается до тех пор, пока в группе не выявляется новый лидер, готовый взять на себя ответственность за происходящее, либо прежний лидер принимает решение поменять стратегию поведения.

Выход из конфликта:

Обязательно проводится упражнение, где сможет проявиться новый лидер либо у старого лидера есть возможность «реабилитироваться». Следить, чтобы прежний лидер (в случае его смещения) не выпал из группы и не стал отвергаемым.

3. «Лидер / ведущий»

Начинается как самостоятельный конфликт, однако в таком состоянии конфликт не стабилен, быстро переходит либо в конфликт «группа / ведущий», либо в конфликт «группа / лидер».

 

4. «Группа / отстраняющийся участник»

Цель: Включение отстраняющегося участника в группу

Способы провоцирования конфликта ведущим:

- ставить отстраняющегося участника в пару с самым сензитивным участником для выполнения упражнений, обязательно требовать от обоих обратной связи

- дать упражнение, требующее обязательной активности и включенности всех участников группы

Ход конфликта:

Дать возможность участникам группы высказать свои претензии к отстраняющемуся участнику, сохраняя нейтральную позицию. Затем дать возможность ответить самому отстраняющемуся. Обсуждение продолжается до тех пор, пока отстраняющийся участник не признает, что у него есть личностные барьеры и препятствия, которые мешают ему вступать в близкий эмоциональный контакт с другими людьми и активно участвовать в работе группы («не могу» вместо «не хочу»). После такого признания, как правило, у группы резко меняется отношение к отстраняющемуся, она готова ему помочь и оказать поддержку.

Выход из конфликта:

Дать возможность группе выразить заботу и принятие по отношению к участнику; выполнить упражнение на контакт, включение в работу, объединение.

Противопоказания: неумение ведущего работать с сильными эмоциональными переживаниями; «незрелость» группы, высокий уровень агрессии в группе.

 

5. «Участник / участник» («подгруппа / подгруппа»)

Ведущий провоцирует открытое проявление только реальных ранее скрытых конфликтов между участниками для их. Конфликт между двумя подгруппами, как правило, оказывает вызван конфликтом между двумя участниками, каждый из которых имеет своих сторонников, и решается в этом случае как межличностный.

Цель: разрешение конфликта между двумя участниками (подгруппами); дать остальным участникам возможность пронаблюдать и присвоить эффективные и конструктивные стратегии разрешения конфликта.

Способы провоцирования конфликта ведущим:

- ставить конфликтующих в пары для выполнения упражнений

- в ходе рефлексии обращать внимания на их реплики по отношению друг к другу, просить пояснить, что они имеют ввиду

Ход конфликта:

Дать возможность конфликтующим участникам высказать взаимные претензии, сохраняя нейтральную позицию и следя за корректностью формы высказываний и соответствием правилам тренинга (особое внимание – на правило безоценочности и Я-сообщения). Возможно использование психодраматических техник («обмен ролями», «два стула» и др.) Обсуждение продолжается до тех пор, пока участники конфликта не придут к соглашению либо как минимум признают, что позиция другого имеет право на существование.

Выход из конфликта:

Сформулировать в процессе групповой дискуссии совместно с другими участниками группы, что помогало и что мешало эффективному разрешению конфликта, а также наиболее эффективные и конструктивные стратегии выхода из конфликта.

Противопоказания: неумение ведущего работать с сильными эмоциональными переживаниями; «незрелость» группы, высокий уровень агрессии в группе.

Необходимо особо отметить, что в процессе любого конфликта позиция ведущего – нейтральная; он демонстрирует эмпатию и понимание по отношению ко всем конфликтующим сторонам.





Читайте также:




©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.005 сек.)