Приложение 5. Пример тренинговой программы
Тренинг сензитивности. Программа и методические указания Авторы-составители: Андреева О.С., к.пс.н., ст.преп. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ Дубровина О.И., ст.преп. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ Лёвкин В.Е., к.филос.н., доц. кафедры общ. и соц. психологии ТюмГУ Введение Настоящий тренинг предназначен для формирования одного из самых необходимых профессионально важных качеств психолога – сензитивности, которая, в свою очередь, является условием эффективного взаимодействия психолог – клиент и психолог – группа. Тренинг сензитивности предназначен для студентов психологических факультетов 1-3 курсов и может проводиться на группах, прошедших общий психологический тренинг (СПТ). Тренинг сензитивности относится преимущественно к групповым формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы и индивидуально. Называется множество различных целей, которые могут достигаться в группах тренинга сензитивности. Среди прочих чаще звучат: 1. Повышение самопонимания и понимания других. 2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры. 3. Развитие ряда поведенческих навыков.[9] Кроме того, отечественные авторы выделяют как цели тренинга обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова). Большинство зарубежных авторов видят основную цель сензитивного тренинга в развитии и совершенствовании способности человека понимать других людей. Эти цели могут быть сформулированы следующим образом: 1. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы. 2. Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания. 3. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.[10] На основе указанных теоретических подходов нами была разработана авторская программа тренинга сензитивности.
Цели и задачи тренинга сензитивности Цель тренинга Учебная и методологическая – дать развернутое представление об основных понятиях и функциях тренинга сензитивности, о круге решаемых средствами данного тренинга проблем, о возможностях и ограничениях данного тренинга в развитии личности. Практическая – развитие сензитивности, направленной на себя, партнера по общению и группу в целом. Задачи тренинга сензитивности 1. Расширение поля рефлексии и интерпретации невербальных личных и групповых проявлений. 2. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы. 3. Помодальностная проработка возможностей восприятия и понижение его порогов. 4. Формирование навыков произвольного контроля "уровня чувствительности". 5. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.
Основной сферой воздействия на тренинге выступает поведенческая.
Тематический план тренинга
Содержание программы и методические указания к тренинговым занятиям Общая схема проведения тренинга Тренинг рассчитан на 30 академических часов. Режим работы группы – 6 занятий по 5 акад. часов. Занятия распределяются в течение двух недель. Количество участников в группе – 12-14 человек. Каждое занятие включает: - разминочную часть, направленную на подготовку группы к работе и включение участников в тренинговую реальность; - основную часть, непосредственно направленную на реализацию поставленных задач; - завершающую часть, направленную на снятие эмоционального напряжения; - домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков. Необходимые материалы - Шарики теннисные (6 шт.); - листы с двумя столбиками цифр (или букв), от двухзначных до пятнадцатизначных, и картонки к ним; - листы, заполненные различными геометрическими фигурами разных цветов и размеров (при этом одинаковые по форме и размеру); - лоскуты ткани; - мелкие предметы: - повязки на глаза; - краски и кисточки.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3362)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |