Если сумма степеней косинуса и синуса – целое отрицательное число, тоинтеграл можно свести к тангенсам и его производной
Для интеграла – целое отрицательное число. Для интеграла – целое отрицательное число. Для интеграла – целое отрицательное число. Рассмотрим пару более содержательных примеров на это правило:
Пример 20 Найти неопределенный интеграл . Сумма степеней синуса и косинуса : 2 – 6 = –4 – целое отрицательное число, значит, интеграл можно свести к тангенсам и его производной: (1) Преобразуем знаменатель. (2) По известной формуле получаем . (3) Преобразуем знаменатель. (4) Используем формулу . (5) Подводим функцию под знак дифференциала. (6) Проводим замену . Более опытные студенты замену могут и не проводить, но все-таки лучше заменить тангенс одной буквой – меньше риск запутаться. Далее берётся простой интеграл и проводится обратная замена.
Пример 21 Найти неопределенный интеграл . Это пример для самостоятельного решения.
Пример 22 Найти неопределенный интеграл . В этом интеграле изначально присутствует тангенс, что сразу наталкивает на уже знакомую мысль: .
Пара творческих примеров для самостоятельного решения:
Пример 23 Найти неопределенный интеграл .
Пример 24 Найти неопределенный интеграл .
Да, в них, конечно, можно понизить степени синуса, косинуса, использовать универсальную тригонометрическую подстановку, но решение будет гораздо эффективнее и короче, если его провести через тангенсы. Полное решение и ответы в конце урока. Переходим к заключительному пункту путешествия в мир сложных интегралов:
Интеграл от корня из дроби
Интеграл, который мы рассмотрим, встречается достаточно редко, но я буду очень рад, если единственный пример данного параграфа вам поможет. Корнями всё начиналось, корнями и закончится. Рассмотрим неопределенный интеграл: , где a, b, c, d – числа. Считаем, что все эти числа и коэффициенты не равны нулю. В подынтегральной функции у нас находится корень, а под корнем – дробь, в числителе и знаменателе которой располагаются линейные функции. Метод стар – необходимо избавиться от корня. Стар и уныл, но сейчас станет веселее, поскольку придется проводить непростую замену. Замена, с помощью которой мы гарантированно избавимся от корня, такова: . Теперь нужно выразить «икс» и найти, чему равен дифференциал dx. Выражаем «икс»: Теперь найдем дифференциал: Зачем были эти нелепые скучные телодвижения? Мы вывели готовые формулы, которыми можно пользовать при решении интеграла вида
! Формулы замены таковы: .
Заключительный пример: Пример 25 Найти неопределенный интеграл . Проведем замену: . В данном примере: a =-1, b = 2, c = 3, d = 1. Тогда для dx имеем: . Таким образом: . Такой интеграл, кстати, уже фигурировал в Примере 13. Интегрируем по частям: Проведем обратную замену. Если изначально , то обратно: . Преобразуем далее:
.
Некоторым страшно, а я это продифференцировал, ответ верный! Иногда встречаются интегралы вида , , но это нужно быть либо слишком умным, либо попасть под раздачу. Идея та же – избавиться от корня, причем во втором случае, как все догадались, следует проводить подстановку . и самостоятельно выводить, чему будет равняться дифференциал dx. Теперь вам практически любой интеграл по силам, успехов!
Решения и ответы:
Пример 2:Решение: . Проведем замену:
Интегрируем по частям:
Пример 3: Ответ: .
Пример 4:Ответ: .
Пример 6: Решение: . Интегрируем по частям:
Таким образом:
В результате:
Пример 8: Решение: Дважды интегрируем по частям и сводим интеграл к самому себе:
Таким образом:
Пример 10: Решение: . Проведем замену:
Пример 11: Решение:
Замена:
.
Пример 12:Решение:
Замена: .
Пример 14: Решение:
Дважды используем рекуррентную формулу
Пример 16: Решение:
Пример 18: Решение: . Используем формулу приведения:
и формулу двойного угла: . Далее имеем
Пример 19: Решение:
Пример 21:Решение: –3 – 3 = –6 – целое отрицательное число, значит преобразуем
Пример 23: Решение:
Пример 24:Решение: .
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1695)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |