Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 7. Концепция, композиция и структура речи




Содержание дисциплины

Тема 1. Риторика как наука и искусство

Речевое воздействие как наука. Понятие риторики. Особенности современной риторики. Статус риторики. Риторика и другие науки. Риторика и философия. Риторика и лингвистика. Риторика и логика. Риторика и психология. Риторика и этика. Риторика как мировоззрение. Основные функции риторики как науки. Риторика, ораторское искусство, красноречие: сущность терминов и понятий. Способы риторического воздействия. Юридическая риторика.

Тема 2. Основные этапы развития риторики

Основные этапы истории риторики как ораторского искусства. Роль искусства красноречия в древнегреческой культуре. Древняя риторика и софистика (Георгий, Фразимах, Протагор). Педагогический метод Сократа: роль логического доказательства, ирония, майевтика. Ораторское искусство Демосфена. Теория красноречия (диалоги «Федр», «Горгий») Платона. «Риторика» Аристотеля. Ораторское искусство Цицерона. Основные виды красноречия в античной риторике: политическое, торжественное, судебное. Монологичность как основная черта ораторского искусства древних греков.

Ораторское искусство в средние века. Богословие и риторика. Церковное красноречие как господствующий жанр средневековой риторики. Творчество Иоанна Златоуста. Особенности гомилетики Фомы Аквинского. Особенности противоречивого отношения к риторике в средневековой Руси. Искусство красноречия митрополита Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, «Риторика» Макария.

Особенности развития риторики в эпоху Возрождения и Новое время. Леонардо да Винчи о технике речи. Вклад в развитие риторики Б. Паскаля, М. Монтеня, Ж. Лабрюйера, Ф. Бекона, И. Гете. Ораторское искусство лидеров Французской буржуазной революции.

Русская риторика. «Риторика» Феофана Прокоповича. Роль М.В. Ломоносова в развитии теории красноречия. «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского. Развитие судебного красноречия в России во второй половине XΙX – начале XX вв. Ораторское искусство Н.П. Карабчевского, Ф.Н. Плевако, П.А. Александрова, С.А. Андреевского, П.С. Пороховщикова, А.Ф. Кони. Академическое красноречие Т.Н. Грановского, В.О. Ключевского, К.А. Тимирязева, д.И. Менделеева. Роль политического красноречия начала ХХ века. Особенности развития риторики как науки в советский период.



Характерные черты развития риторики за рубежом в ХХ веке. Неориторика: Р. Барт, Ж. Женетт, Цв. Тодоров, К. Варга. Деятельность риторического кружка Льежского университета (Бельгия). «Общая риторика» Ж. Дюбуа. Теория фигур в неориторике.

Состояние современной отечественной риторики.

Тема 3. Основные законы риторики

Основные законы риторики. Концептуальный закон. Закон моделирования аудитории. Закон словесно-речевого выражения. Стратегический закон (определяющий стратегию и тактику поведения оратора). Закон эффективного общения. Системно-аналитический закон.

Тема 4. Теория устной публичной речи. Виды ораторского искусства

Общение и коммуникация. Вербальное и невербальное общение. Основные мотивы речевого общения и сферы реализации устной речи: общественная и обиходно-бытовая. Роды и виды устной публичной речи. Основные параметры для выделения для выделения родов красноречия: общность предмета речи, ее цель, форма и способ коммуникации. Политическое, дипломатическое, военное, судебное, религиозное, производственно-деловое, академическое, обиходно-бытовое красноречие.

Монологическая и диалогическая форма речи. Условия предпочтительности. Жанрово-стилистическое многообразие диалогической речи. Основные монологические формы речи: доклад, лекция, речь, слово, проповедь. Значение специальных ораторских приемов.

Особенности диалоговых форм речи (беседы, дебаты, дискуссии, диспуты). Правила построения диалога для обеспечения коммуникативной направленности. Паралингвистические средства общения в диалоге. Виды диалога. Дискуссионная речь. Виды спора.

Тема5. Прикладная, теоретическая и философская риторика

Сущность разделения и определение актуальности трех направлений (прикладного, теоретического и философского)в науке. Структура риторического текста; приемы и средства исполнения; функции риторического текста. Основные фигуры риторического текста: перифраз, антитеза, повтор, анафора и эпифора; риторические вопросы, восклицания; инверсия и др. Типы риторических текстов: духовное красноречие; светское красноречие – функции, различие, особенности.

Тема 6. Оратор и аудитория. Ораторская речь как общение

Речевая ситуация при публичном выступлении; ее основные параметры. «Образ оратора». Механизм обеспечения действенности публичной речи. Основные стили ораторской речи: рациональный, эмоционально-насыщенный, «синтетический»

«Образ аудитории». Основные параметры аудитории. Основные типы отношения слушателей к устному публичному выступлении: конструктивный, конфликтный, соглашательский, инфантильный. Значение обратной связи в публичном выступлении.

Тема 7. Концепция, композиция и структура речи

Основные этапы в разработке содержания речи: создание концепции и композиционное развертывание, понятие «концепция речи». Концептуальный закон построения речи.

Этапы разработки концепции речи: выбор видения речи, выбор проблемы для изучения темы, формирование позиции оратора. Основные типы концептуальной позиции оратора: ознакомительная, стандартизирующая, варьирующая, творческая.

Правила составления тезисов выступления. Тезисы как особый речевой жанр.

Понятие «композиция речи». Композиционный закон риторики. Основные принципы определения структуры речи. План речи, его предназначение и основные принципы построения. Соотношение различных частей выступления по логическому содержанию, по цели, по стилистическим особенностям, по сочетанию рационального и эмоционального, по способам.

Основные принципы трехчастного деления композиции (вступление, главная часть, заключение). Структурный план введения (зачин, завязка речи, дополнительные усиливающие моменты). Значение вступления.

Способы изложения материала в главной части: системно-логический и исторический (ретроспективный). Основные типы логического изложения: дедуктивный, индуктивный, традуктивный. Основные типы исторического способа изложения: линейный, параллельный, многомерный. Основные элементы главной части: изложение, опровержение, доказательство. Тезис, аргумент, демонстрация. Основные условия построения главной части: четкое определение тезиса, непосредственная связь аргументов с тезисом, «качество» доводов, «Гомеров порядок» расположения аргументов, учет специфики аудитории при выборе способа изложения.

Значение заключения речи. Концовка как определенный композиционный прием. Основные виды концовки: иллюстрация, впечатляющее утверждение, юмористическое замечание, сравнение, аллегория, притча, анекдот и др.

Понятие сюжета. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Основные требования к сюжетно-композиционной организации материала. Фабула и сюжет.

Усложненные типы речевых построений и их выразительные эффекты. Основные способы усложнения линейной композиции (трансмутационный, дискретный, контрастный). Основные усложненные способы логического построения речи (проблемный, ступенчатый, концентрический).

Композиционно-речевые формы: повествование, описание, рассуждение, размышление, отстранение.

Вопросно-ответный ход рассуждения. Основные способы введения диалога в речь (прямой, косвенный, риторический, внутренний диалоги).





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)