Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема № 6: «Искусство доказывания в судебном процессе. Этические основы поведения процессуальных участников»




(Интерактивное занятие в форме ролевой игры)

Студентам предлагается в представленных ситуациях выступить в роли обвинителя и защитника, соответственно подготовив обвинительную и защитительную речь. Остальные студенты выступают в качестве «судей», оценивая предъявляемую аргументацию каждой стороны.

Примерные ситуации:

1. В праздничные дни, около трех часов ночи, группой молодых людей, гулявших по дворам Центрального округа, был разбит и подожжен автомобиль “Запорожец”, приспособленный для управления инвалидом без обеих ног. Машина принадлежала ветерану Великой Отечественной войны и являлась для него единственным средством передвижения. Никто из троих молодых людей и обеих девушек, бывших в компании, не находился в состоянии алкогольного опьянения. Машина половиной своего корпуса стояла на детской игровой площадке, что и вызвало, по словам обвиняемых, их недовольство. Помимо этого (этот факт подтвержден соседями) автомобиль имел такой вид, что его можно было принять за брошенный.

Как с позиции риторики в целом и судебной риторики, в частности, должны готовить и строить свои выступления обвинитель и защитник на суде? Как они должны оптимально конструировать судебное дискутивно-полемическое речевое пространство, учитывая, что цель каждого – общественное благо и они должны не только не нарушить букву закона, но и (что, собственно, есть предмет судебной риторики) убедить присутствующую аудиторию в торжестве правосудия?

2. Водителем большегрузного автомобиля был сбит молодой человек. Молодой человек погиб. Однако обстоятельства дела таковы, что пострадавший неожиданно вышел на трассу в не положенном для перехода месте, этот факт является свидетельством неадекватности восприятия им реальности. Кроме того, зафиксирован факт его сильного наркотического опьянения.

Суть судебной полемики: родители пострадавшего обвиняют водителя грузовика в том, что он не предотвратил происшествия (“убил”). Защитник, напротив, настаивает не только на снятии вины с водителя, но и на предъявлении иска родителям покойного за нанесенный моральный, материальный и физический ущерб подзащитному (содержание под стражей, простой автомобиля и зафиксированный медицинской комиссией нервный срыв).



3. Обеспеченный гражданин, владелец торгового заведения, постоянно выгуливал принадлежащую ему собаку породы “кавказская овчарка” на детской площадке во дворе дома, причем она имела полную свободу передвижения (не пристегивалась на поводок) и гуляла без намордника. Этот факт подтверждают свидетели - жильцы дома.

В день происшествия собака набросилась на пятилетнего мальчика, гулявшего на детской площадке с матерью, - в результате у пострадавшего глубокие раны плеча, и в настоящий момент врачи борются за сохранение почти ампутированной (откушенной) руки.

Суть судебной полемики: родители пострадавшего ребенка обвиняют гражданина в происшедшем. Его защитник строит свое выступление на том, что названный гражданин невиновен, ибо собака не набросилась бы на ребенка, если бы он не стал ее дразнить и замахиваться на нее рукой. При этом защитник переносит вину на мать ребенка, не уследившую за действиями сына.

Литература:

основная:

1. Введенская Л.А. Риторика для юристов: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова .— 7-е изд. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008 .— 568 с.

2. Введенская Л.А. Риторика и культура речи [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова .— 10-е изд. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2009.

3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) : учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – 3-е изд., пересмотр. – М. : Норма: ИНФРА-М, 2011. – 592 с.

4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста : учебное пособие / Н. Н. Ивакина. – М. : Норма, 2010. – 448 с.

5. Петров О.В. Основы судебного красноречия : учебное пособие / О.В. Петров ; Моск. гос. юрид. акад. — М. : Проспект : Велби, 2008 .— 208 с.

дополнительная:

1. Бойков АHYPERLINK "http://www.lib.vsu.ru/cgi-bin/zgate?ACTION=follow&SESSION_ID=15056&TERM=%D0%91%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2,%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rus".HYPERLINK "http://www.lib.vsu.ru/cgi-bin/zgate?ACTION=follow&SESSION_ID=15056&TERM=%D0%91%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2,%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rus" Д. Адвокатура и адвокаты : сборник статей / А.Д. Бойков ; Рос. акад. адвокатуры и нотариата .— Изд. 2-е, доп. — М. : Юрлитинформ, 2010 .— 366 с.

2. Володина С.И. К вопросу о юридической риторике и стилях судебной речи адвоката / С.И. Володина // Российская юстиция. — 2006 .— №4 .— С. 61-63

3. Искусство речи в суде присяжных: учеб.-практич. пособие / И.Л. Трунов, В.В. Мельник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 662 с.

4. Кисенишский И.М. Известные судебные процессы : Записки адвокатов-участников / И.М. Кисенишский, М.М. Кисенишский .— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Междунар. Союз (содружество) адвокатов, 1996 .— 476, [2] с.

5. Кобликов А.С. Юридическая этика : учебник для студ. вузов, обуч. по специальности "Юриспруденция" / А.С. Кобликов .— 3-е изд., изм. — М. : НОРМА, 2008 .— 165 с.

6. Комарова Н.А. Судебная этика : учебное пособие / Н.А. Комарова, Н.А. Сидорова ; С.-Петерб. гос. ун-т .— СПб. : Изд-во С.-Петербург.ун-та, 1993 .— 134, [1] с.

7. Кони А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала / А.Ф. Кони .— Изд. 2-е, испр. — М. : Соврем. гуманит. ун-т, 2006 .— 149 с.

8. Красовская О.В. О речевой коммуникации в судебной практике: учебное пособие / О.В. Красовская .— М. : Флинта : Наука, 2008 .— 128 с.

9. Мельник В.В. Ораторское искусство как средство построения убедительной судебной речи в состязательном уголовном процессе / В.В. Мельник // Журнал российского права. — 2001 .— №8 .— С. 145-152

10. Мельников И.И. Судебная речь / И.И. Мельников, И.И. Мельников ; под ред. И.И. Мельникова .— М. : ЭКМОС, 2003 .— 160 с.

11. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов / Н.В. Михалкин, С.С. Антюшин. – М.: Юрайт, 2012. – 240 с.

12. Петров О.В. Основы судебного красноречия : учебное пособие / О.В. Петров ; Моск. гос. юрид. акад. – М. : Проспект : Велби, 2008. – 208 с.

13. Пригарина Н.К. Аргументация судебной защитительной речи: риторическая модель : автореферат дис. . д-ра филол. наук : 10.02.01 / Н.К. Пригарина ; Волгогр. гос. ун-т .— Волгоград, 2010 .— 34 с.

14. Риторика для юристов: основы судебного красноречия : учебно-практическое пособие для студентов вузов / [авт.-сост. Л.В. Поповская, О.В. Лисоченко ; общ. ред. и предисл. Л.В. Поповской] .— 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2008 .— 576 с.

15. Рогачевский Л.А. О речевом портрете юриста (наблюдения и мысли по поводу) / Л.А. Рогачевский // Известия высших учебных заведений. Правоведение : научно-теоретический журнал .— СПб., 2008 .— № 6 .— С. 205-220

16. Сергеич П. Искусство речи на суде / П. Сергеич .— М. : Юрайт, 2010 .— 395 с.

17. Сергеич П. Уголовная защита / П. Сергеич .— М. : Юрайт, 2010 .— 178, [1] с.

18. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста: Практическое пособие. – М.: Юрайт, 2001. – 288 с.

19. Судебные прения по уголовным делам : Учебное пособие / [Сафин Н. Ш. и др.] .— Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1992 .— 128,[2] с.

20. Судебные речи : Сборник / Авт.-сост. М.Ф. Чудаков .— Минск : Новое знание, 2002 .— 778,[1] c.

21. Судебные речи знаменитых русских адвокатов / сост. Е.Л. Рыжникова. – М.: Гардарики, 1997. – 392 с.

22. Этика адвоката / Гильдия рос. адвокатов, Рос. акад. адвокатуры; [сост. А.Д. Бойков] .— М. : Юрлитинформ, 2007 .— 589, [2] с.

23. httpHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"://HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"wwwHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm".HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"globalistikaHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm".HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"ruHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"/HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"biblioHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"/HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"biblioHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"_HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"indHYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"/HYPERLINK "http://www.globalistika.ru/biblio/biblio_ind/htm"htm

24. httpHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"://HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"marsHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826".HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"arbiconHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826".HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"ruHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"/HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"indexHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826".HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"phpHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"?HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"mdlHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"=HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"contentHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"&HYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"idHYPERLINK "http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=61826"=61826





Читайте также:





Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)