Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа с учащимися на уроке




Многообразие типов и видов уроков открывает широкие воз­можности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуаль­ной работы учителя с учащимися. Эти формы организации учеб­ной работы могут применяться как на обязательных (классных), так и на факультативных занятиях, как на уроках, так и на се­минарах, практикумах и других формах учебного процесса. Имен­но поэтому их называют общими формами организации учебно-воспитательной работы.

При фронтальном обучении педагог управляет учебно-позна­вательной деятельностью всего класса, работающего над единой



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 16. Формы организации педагогического процесса



 


задачей. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь ученический коллектив и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность неизменно повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллектив­ной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Фронтальная работа может использоваться на всех этапах урока, однако она, будучи ориентированной на среднего ученика, долж­на дополняться групповыми и индивидуальными формами.

Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, коо-перированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звень­евые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для вы­полнения определенных заданий временных групп учащихся. При кооперативно-групповой форме класс распределяется на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма учебной работы характеризуется тем, что как постоянные, так и временные группы подбираются учителем в зависимости от учебных возмож­ностей, обучаемости, сформированное™ учебных навыков, скорос­ти протекания познавательных процессов и по другим основаниям. К групповым относят также парную работу учащихся. Работой учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опос­редованно через своих помощников — звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.



Индивидуальная работа учащихся осуществляется в рамках как фронтальных, так и групповых форм. Она не предполагает непо­средственного контакта с другими учениками и по своей сущно­сти не что иное, как самостоятельное выполнение учащимися одинаковых для всего класса или группы заданий. Если ученик выполняет по указанию учителя самостоятельное задание, как правило учитывающее его учебные возможности, то такую фор­му организации работы называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. Когда же учитель специально уделяет внимание нескольким уче­никам на уроке в то время, когда другие работают самостоятель­но, такую форму учебной работы называют индивидуализирован-но-групповой.

В современной практике школы используются преимуществен-


но две общие организационные формы: фронтальная и индиви­дуальная. Очень редко используется групповая и парная работа. Но самый большой недостаток сложившихся форм организации педагогического процесса в том, что они не являются коллектив­ными в настоящем смысле этого слова. Коллективная работа, возникающая только на базе дифференцированной групповой работы, должна иметь следующие признаки:

класс воспринимает данное учителем задание как задание, за которое класс несет ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку;

организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных групп под руководством учителя;

действует такое разделение труда, которое учитывает интере­сы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;

есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой (Х.Й.Лийметс).

Отсюда следует, что не всякая работа, которая формально про­текает в коллективе, по существу, является коллективной, по сво­ему характеру она может быть сугубо индивидуалистической1. При общеклассной (фронтальной) работе почти исключается со­трудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обя­занностей и функций: все ученики делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процес­сом только один учитель. Коллективное же обучение — это та­кое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает ка­ждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе. Это может быть общение обучающих и обучаемых в динамиче­ских парах, или парах сменного состава2. Коллективный способ обучения (КСО) не нов, он применялся в 20 — 30-е гг. в систе­ме ликвидации безграмотности. Бесспорны его преимущества, однако широкое распространение сдерживается сложностями его организационно-методического обеспечения. Подробнее о кол­лективном способе обучения мы остановимся в разделе о техно­логии педагогического процесса.

1 См.: Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятель­
ность и воспитание школьников. — М., 1977. — С. 7.

2 См.: Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее раз­
витие. - М., 1989. - С. 88 - 89.



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса


Глава 16. Формы организации педагогического процесса 289


 


§ 4. Дополнительные формы организации педагогического процесса

Урок как основная форма органично дополняется другими фор­мами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возрас­та учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Экскурсии

Экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное заня­тие, перенесенное в соответствии с определенной образователь­ной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на вы­ставку, в поле, на ферму и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями учащихся используются рас­сказ, беседа, демонстрация и другие методы.

Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанни­ков; помогают установлению связи теории с практикой, обуче­ния и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эсте­тического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно клас­сифицировать как производственные, природоведческие, краеведче­ские, литературные, географические и т.п. По образовательно-вос­питательным целям они могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре педагогического процесса — вводными или предваряющими, текущими (сопровождающими) и итоговыми.

Любой из видов экскурсий не является самоцелью, а входит в общую систему учебно-воспитательной работы, применяется в связи с уроками и другими организационными формами. Экскур­сия — важное звено в целостном педагогическом процессе, по­этому педагог должен заранее определять, при изучении каких тем, рассмотрении каких вопросов она наиболее целесообразна, заранее намечать задачи, план и методы проведения.

При подготовке к экскурсии педагог определяет ее содержа­ние и конкретизирует задачи, выбирает объект, тщательно зна-


комится с ним сам и решает вопрос о руководстве экскурсией. Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод (ин­женер, бригадир и др.), получивший инструктаж. При этом пе­дагог остается организатором и руководителем познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии.

В плане проведения экскурсии должны отмечаться этапы ра­боты (беседа, наблюдения, обобщения учителя, обработка мате­риала), перечень объектов наблюдения и материалов, которые должны быть собраны, необходимое оснащение и оборудование, распределение времени по этапам, форма организации учащихся (фронтальная, групповая или индивидуальная). Продолжитель­ность экскурсии зависит от ее характера. Она может занимать от 40 — 50 мин до 2 — 2,5 ч. Заключительным этапом экскурсии является подведение ее итогов в ходе беседы с целью приведе­ния полученных знаний в систему.





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)