Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Характеристика учебно-познавательной деятельности




Многочисленные факты из реальной школьной жизни свиде­тельствуют, что само присутствие ученика в классе еще не гово­рит о том, что он действительно занят учебно-познавательной деятельностью. Во многих случаях это могут быть разрозненные внешне мотивированные действия.

Учебно-познавательная деятельность это специально орга­низуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладе­ния богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, на­выки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладе­вает обучаемый.

Воспитательно-развивающий результат состоит в интеллекту­ально-нравственном развитии личности, приобретении опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого и цен­ностного отношения к окружающему миру, формировании по­требности в знаниях и познании как деятельности.

Учение как познавательная (гностическая) деятельность про­текает в двух основных формах: внешней и внутренней. К внеш­ней (практической) гностической деятельности относятся такие ее виды, как манипулирование предметами, их механическая об­работка, сборка и разборка, взвешивание, измерение, взаимное перемещение и т.п. Это может быть перцептивная деятельность — рассматривание, слушание, наблюдение, а также символическая деятельность, например: изображение, называние, обозначение, словесное описание, высказывание, повторение слов и высказы­ваний и т.п. Внутренняя познавательная деятельность ненаблю-даема, хотя и требует для своего осуществления таких умствен­ных (мнемических и мыслительных) действий, как анализ и син­тез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация (группиро­вание), кодирование и перекодирование (Л.Б.Ительсон). Основ­ной организационной формой, в которой протекает организован­ное учение, является урок.

Атрибутика учебно-познавательной деятельности предполага­ет наличие учебников, учебно-наглядных пособий, технических и Других средств, помогающих освоению содержания образова-




380 Раздел IV. Основы технологии целостного педагогического процесса


Глава 20. Технология осуществления педагогического процесса 381


 


ния. Во многом она определяется спецификой учебного предме­та как отражения той или иной области знания (науки), литера­туры или искусства.

Специфика учебно-познавательной деятельности состоит в том, что своим обязательным предметным результатом она име­ет подчиняющиеся жестким критериям научные знания в форме понятий, суждений и умозаключений, а также умения, навыки и общее интеллектуальное развитие. Другими словами, она требу­ет научения знаниям, умениям и мышлению. В то же время уче-

_________________________ ние теснейшим образом связа-

Гностический — познавательный. но со всеми другими видами

Мнемический — относящийся к про- деятельности, органично вби-
цессу запоминания. р£Ш их в себя в силу этого ^^

ние — важнейшее средство вос­питания, целостного формирования личности. На определенных этапах возрастного развития оно является ведущим, т.е. опреде­ляющим появление новообразований личности, развивающим видом деятельности.

Психолого-педагогические условия организации учебно-позна­вательной деятельности школьников зависят от того, какую по­зицию учащиеся занимают в педагогической ситуации. Эти по­зиции могут быть следующими:

пассивного восприятия и освоения преподносимой извне ин­формации;

активного самостоятельного поиска, обнаружения и использо­вания информации;

организуемого извне направленного поиска, обнаружения и использования информации.

Первая позиция обучаемого требует применения таких ме­тодов преподавания, как сообщение, разъяснение, преподнесе­ние, показ, задание; вторая — методов стимулирования: про­буждения интереса, удивления, любопытства; третья — мето­дов педагогического руководства: постановки проблем и задач, обсуждения и дискуссии, совместного планирования, консуль­тации и др.





Читайте также:





Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)