Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 2. Теория управления в системе научного знания




 

 

 

Выполнил: слушатель курсов переподготовки по специальности «Промышленная безопасность»

Бородавченко М.Г. группа 13/2 ПБ

Зач. кн. № 13/3

 

Минск, 2013

 

 

1. Предмет и метод теории управления.

Предмет теории управления. Методы науки управления. Цели и функции теории управления.

Наука управления разрабатывает свою теорию, в которой иссле­дуются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы управленческой деятельности.

Иначе говоря, объектом теории управления являются социальные системы, в которых реализуется управленческая деятельность. Вспомним, что сущность управления в том, что это особая функ­ция общественного труда — по координации совместной деятель­ности.

Предметом теории управления является исследование сущности и содержания управленческой деятельности по ее составляющим:

1. Определение целей развития организации.

2. Разработка механизмов реализации целей.

3. Координация труда всех членов организации для достижения цели.

Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследования — она изучает законы, закономерности и принципы организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, то есть управленческие отношения, определяет методологические приемы, соответствую­щие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.



Профессор ГУУ З.П. Румянцева считает, что наука управления должна изучать закономерности, пути и способы выполнения уп­равленческой деятельности во всем многообразии ее содержания и форм. Для этого необходимо построить матрицу, в столбцах ко­торой отражены три направления содержания управления, в стро­ках — главные понятия и категории науки управления.

Заполняя эту матрицу, мы получим достаточно полное представ­ление о состоянии научных разработок по выделенным направле­ниям управленческой деятельности и о «белых пятнах» в нашем знании об управлении. Таким образом, матричный подход позво­ляет выделить слабые звенья, нацелить усилия исследователей на решение проблем теории и практики управления.

Таблица 1

Матрица содержания, основных понятий и категорий науки управления

 

Понятия и категории науки управления Содержание управления
Разработка цели Механизм реализации целей Координация совместного труда
Законы и закономер­ности управления      
Принципы управления      
Функции управления      
Процессы управления      
Методы и технологии      
Организационные структуры управления      
Персонал      
Оргтехника и ЭВМ      
Управленческие отношения      
Эффективность управления      

 

Следует заметить, что в научном знании ни по одной категории управления не сформировалось единого подхода в ее трактовке. Это свидетельствует о кризисном состоя­нии науки управления.

Содержанием теории управления является не подробное опи­сание исследуемого объекта, а изучение его основных свойств, вы­явление законов, связей для того чтобы обеспечить возможность использования этих знаний в деятельности. В.И. Кнорринг под­черкивает, что основная задача науки управления — регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определе­ние причинно-следственных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций.

Научную основу теории управления организацией или менедж­мента составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики управления и представленная в виде концепций, теорий, принципов, методов и технологий управления. Однако только в XX веке менеджмент выделился в самостоятель­ную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Теория управ­ления как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связи между причиной и след­ствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и результативным.

Теория управления — сравнительно молодая наука, насчитыва­ющая чуть более ста лет.

В последнее время отчетливо обозначилась интеграционная на­правленность в развитии практически всех областей человеческой деятельности.

Те или иные аспекты управления являются предметом изучения целого ряда наук — теории организации, организационного пове­дения, разработки управленческого решения, теории систем, ки­бернетики, синергетики, экономики, психологии, юриспруденции, философии, культурологии, педагогики, социологии и др.

 

Теория управления
Теория организации Организационное поведение Разработка упр. решения Теория систем Киберне тика Синергетика Экономика
Философия Социология Психология Юрисприденция Культурология Педагогика
                       

 

Рис. 1. Связь теории управления с другими науками.

Данные научные дисциплины составляют методологическую базу для теории управления.

В основе методологии теории управления, несомненно, лежит диалектический метод, позволяющий рассматривать управленчес­кие процессы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к частному и единичному.

В центре исследований в менеджменте находится человек, осу­ществляющий деятельность, будь он руководитель или исполнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудит­ся в коллективе, является членом организации, поэтому метод ме­неджмента — это научный анализ поведения человека в организа­ции, взаимосвязь и взаимное влияние человека и организации.

Наряду с научными знаниями, имеющими многовековую исто­рию, такими, как философия, педагогика, огромное влияние на ста­новление теории управления сыграли относительно молодые науки.

Так, теория организации изучает процессы системообразования и их закономерности. Вместе с этим теория организации исследует природу системообразующих факторов.

Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, то есть организацию некоторого ус­тойчивого объекта, целостность которого и есть система.

Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи уп­равляющих воздействий для достижения заданного состояния си­стемы произвольной природы, то есть достижения определенного уровня ее организации.

Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов си­стемы в процессе ее самоорганизации и саморазвития.

Экономическая теория формирует знание о законах рынка, о вли­янии внешней среды на деятельность организации. Экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и исполнителей в производственном процессе, выступает также методологической основой менеджмента.

В теории управления изучается комплекс проблем по подбору и развитию управленческих кадров, а также отношений, складыва­ющихся между работниками аппарата управления при выполне­нии ими управленческих функций, специфика формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем менеджмент опирает­ся на исследования таких прикладных наук, как социология управ­ления и социология организаций. Социологический подход к управлению требует выделить прежде всего отношения взаимо­действия между людьми и группами; в частности: индивид — груп­па — организация.

Другая группа проблем менеджмента близка к социальной психо­логии и психологии управления. Речь идет о целях управления с точки зрения социальных критериев, их соответствия интересам и по­требностям управляемых, об анализе социальных последствий при­нимаемых управленческих решений, отношении к ним исполните­лей, системе учета интересов, мнений, инициативы работников Очевидно, что некоторые из перечисленных вопросов рассмат­риваются в различных разделах прикладной социологии. С ними у менеджмента есть общие задачи и проблемы, которые разрешают­ся с разных сторон, дополняя друг друга. Так, социология труда, изучающая отношение людей к труду, способы их стимулирования, дает ценный материал для решения такой проблемы менеджмента, как соединение интересов каждого работника с целями организа­ции, привлечение их к принятию решений, что является способом удовлетворения потребностей высшего уровня.

Социология профессий дает важные сведения о социальной структуре организаций, необходимости учета профессиональных ориентации при развитии человеческих ресурсов. Социология орга­низаций содержит ценный материал о функционировании фор­мальной и неформальной организации, позволяющий выделить данный аспект исследования в менеджменте. Знание организаци­онной среды, в которой обитает личность, групповых процессов является основой для менеджмента.

Без социальной психологии и психологии управления невозможно изучать такие важнейшие в менеджменте понятия, как стиль управления, совместная постановка целей и принятие общих с работниками решений. Кроме того, источником менеджмента явля­ются экономическая психология, культурология и антропология в части, раскрывающей менталитет граждан, проживающих на тер­ритории России.

К области менеджмента относятся также исследования проблем дисциплины, ответственности, исполнительности, поскольку со­ответствующие явления рассматриваются не просто как соци­альные качества личности, а как выражение определенных соци­альных отношений, которые возникают в процессе управления.

В научном плане менеджмент, как считает профессор Л. И. Евенко, представляет собой комплекс научных дисциплин, органический сплав экономических наук, социологии и психологии управления, кибернетики, теории систем и принятия решений, изучающих все аспекты управления на уровне первичной организации. Поэтому менеджмент — это скорее не отдельная дисциплина, а междисцип­линарная область, которую правильнее всего назвать управленчес­кой мыслью, сочетающей в себе науку, опыт, ноу-хау, приумножае­мые искусством. Эту же позицию разделяет А.И. Пригожий, указы­вая на разобщенность современного знания об управлении органи­зациями, которая ограничивает возможности сведения административно-правовой, экономической, социально-психологической, ки­бернетической моделей организационного управления, понятия и ценности которых подчас оказываются несовместимыми или про­тиворечивыми. В связи с этим Л.В. Фаткин говорит о кризисе тео­рии управления. Так что пока еще говорить о целостности управ­ленческих знаний не приходится. Они — в стадии поиска, апроба­ции, приспособления к ситуации. Интеграция всех знаний об уп­равлении организациями — дело будущего. Однако междисципли­нарный подход продуктивен тем, что позволяет объединить усилия многих наук для отражения целостности изучаемого объекта.

В. И. Вернадский подчеркивал, что проблемы, вышедшие за пре­делы одной науки, неизбежно создают новые области знания. В этой связи можно сказать, что в управлении организацией появля­ются новая область научного знания и новые методы достижения результата за счет более полного использования человеческих ре­сурсов. Менеджмент— это область знания, позволяющая ответить на вопрос о том, как с наименьшими издержками добиться более высоких результатов организации, обеспечить ей устойчивость и выживание в изменяющейся внешней среде. По мнению Р.А. Фатхутдинова, менеджмент — сложная междисциплинарная наука, целью которой является нахождение путей обеспечения конкурен­тоспособности принимаемых решений.

Интеграционные процессы сами по себе являются организационными процессами, процессами упорядочения, систематизации знаний, процессами саморазвития науки.

Можно сказать, что теория управления представляет собой са­мостоятельную отрасль знаний, существующую и развивающуюся в качестве развития междисциплинарной системы знаний. Анали­зируя и обобщая данные этих наук, теория управления в свою оче­редь является методологической основой для всех процессов уп­равления, имеющих место в любой социальной системе.

Таким образом, теория социального управления — это комплек­сная система знаний, использующая данные различных соци­альных наук для разработки принципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основе выявления законов и за­кономерностей управления.

Теория управления не есть руководство к действию, с помощью которого легко распутываются сложные коллизии хозяйственной жизни. Данная научная дисциплина приносит пользу лишь тому, кто обращается с ней как с инструментом и методом познания про­цессов, происходящих в организациях. Цель изучения теории управления — это научить управленцев принимать такие управлен­ческие решения, которые обеспечат конкурентоспособность орга­низации, то есть приведут к достижению всех сформулированных целей ее развития.

В этой связи можно утверждать, что теория управления выпол­няет, во-первых, гносеологическую функцию, являясь научной ба­зой для многих управленческих дисциплин.

Во-вторых, теория управления выполняет методологическую функцию, в том числе для диагностики состояния управления в организации.

В третьих, упорядоченность знаний об управлении позволяет выполнять прикладную функцию, позволяющую ответить на воп­рос, как решить проблему, а не почему она возникла.

В рамках прикладной функции осуществляется не только каче­ственное управление текущими делами, но и возможен прогноз раз­вития будущих событий и выбор оптимальной стратегии развития.

Рекомендации поведенческих наук, применяемые для решения управленческих проблем, доводятся до уровня социальных техно­логий, применяемых в практике управления фирмой или до уровня обобщения методик, уже апробированных менеджерами на преус­певающих фирмах или в эффективно действующих органах власти.

Отсюда создание технологий управления — важная прикладная функция теории управления.

 

 

2. Виды и уровни менеджмента.

Классификация видов и уровней менеджмента. Характеристика видов менеджмента. Характеристика уровней менеджмента.

Управления предприятием менеджмент может подразделяться по двум основным признакам (критериям): уровням управления и функциональным областям управленческой деятельности (видам менеджмента).

По уровням управления общий менеджмент (менеджмент предприятия) рассматривается на трёх уровнях руководства предприятием (корпорацией):

 

1. Высший уровень;

2. Средний уровень;

3. Нижний уровень (операционный или технологический) уровень управления.

Состав функций, прав и обязанностей менеджеров на каждом уровне управления имеет свою специфику.

Высший уровень управления организацией (высшее руководство предприятия, корпорации) формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам, связанным с выпуском новых изделий, образованием филиалов (в том числе зарубежных), освоением новых рынков, взаимоотношениями с конкурентами и другими вопросами развития предприятия в настоящем и будущем.

Средний уровень управления обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. Менеджеры среднего уровня управления имеют широкую свободу действий при реализации решений и планов, принятых высшим руководством.

Нижний уровень менеджмента обеспечивает непосредственное управление работой исполнителей. Менеджеры этого уровня (руководители групп, бригадиры, мастера и другие специалисты) обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего этапа управления.

Общий менеджмент на предприятии охватывает менеджмент предприятия в целом и соответственно включает все уровни и все функциональные области (сферы) управления.

По специфики управления предприятием (конкретной управленческой деятельности) различают следующие виды менеджмента, ориентированные на основные функциональные области:

· Производственный или операционный менеджмент (в широком смысле отражения практической деятельности конкретного предприятия);

· Маркетинговый менеджмент (как инструмент взаимодействия и адаптации хозяйственной деятельности предприятия к рынку);

· Инновационный менеджмент (как обеспечивающий конкурентные преимущества и эффективность функционирования предприятия в конкурентной среде);

· Финансовый менеджмент (управление финансовой деятельностью предприятия);

· Управление персоналом и т.д.

Стратегический менеджмент представляет собой специфическую управленческую деятельность, входящую (как правило) в исключительную компетенцию высшего уровня управления, и направлен на обеспечение достижения успеха предприятия в целом и ее структурных подразделений.

Производственный менеджмент включает процесс управления производством, в том числе технологический менеджмент, и тесно связан с маркетинговым, инновационным, финансовым менеджментом в прочесе организации и реализации управления предприятием.

Управление персоналом. Суть искусства менеджера состоит в том, чтобы суметь правильно организовать и направить действия персонала, найти эффективные методы согласования действий и усилий многих людей для достижения целей предприятия. Успех деятельности предприятия приходит тогда. Когда квалифицированный менеджер порождает и организует активное поведение работников, а их взаимодействие обеспечивают эффективную производственную деятельность и целеустремленность. В силу этого важной составляющей общего менеджмента предприятия и одним из основных его видов является управление персоналом, рассматриваемое в рамках отдельной дисциплины.

3. Описать виды и уровни менеджмента в Вашей организации.

В целях повышения деятельности Госпроматомнадзора, управляемости структурных подразделений, оперативного реагирования на складывающуюся обстановку, создания удобных условий для поднадзорных предприятий приказом Госпроматомнадзора от 07.05.2001 № 73 была создана новая организационная структура Госпроматомнадзора: Производственно-техническое управление, Управление по общепромышленной безопасности и внешнеэкономической работе. Преобразованы в местных органах Госпроматомнадзора:

  • Межобластная инспекция по надзору за перевозкой опасных грузов железнодорожным транспортом Межобластная инспекция по надзору за перевозкой опасных грузов автомобильным, воздушным и речным транспортом – в Управление по надзору за перевозкой опасных грузов в составе: отдела по надзору за перевозкой опасных грузов железнодорожным транспортом и отдела по надзору за перевозкой опасных грузов автомобильным, воздушным и речным транспортом;
  • Межобластная газотехническая инспекция – в Управление по надзору за системами газоснабжения и магистральными трубопроводами в составе: отдела по надзору за магистральными трубопроводами и отдела по надзору за системами газоснабжения;
  • Служба лицензирования и организации экспертизы, экспертная служба, группа специалистов по аккредитации лабораторий неразрушающего контроля и технической диагностики, группа специалистов по сертификации – в Управление по лицензированию, организации и проведению экспертизы, сертификации, аккредитации и разрешительной работе в составе: отдела лицензирования, отдела организации и проведения экспертизы, отдела сертификации и аккредитации;
  • Межобластная горнотехническая инспекция – в Управление по надзору за горными и взрывными работами, утилизацией боеприпасов и металлургическими производствами в составе: отдела по надзору за горными работами и металлургическими производствами и отдела по надзору за утилизацией боеприпасов и использованием взрывчатых материалов;
  • Отдел регулирования ядерной и радиационной безопасности и Межобластная инспекция по ядерной и радиационной безопасности – в Управление по надзору и регулированию ядерной и радиационной безопасности;
  • Межобластная инспекция по котлонадзору и общепромышленной безопасности – в Управление по котлонадзору и по надзору за подъемными сооружениями в составе: отдела по котлонадзору и отдела по надзору за подъемными сооружениями;
  • Межобластная инспекция по надзору за предприятиями химических отраслей и хлебопродуктов – в Управление по надзору за предприятиями химической промышленности и хлебопродуктов в составе: отдела по надзору за взрывоопасным оборудованием и системами управления;
  • Минская областная инспекция по котлонадзору и подъемным сооружениям – в Минское городское управление Госпроматомнадзора с подчинением ему Солигорской РГТИ;
  • Брестская областная горнотехническая инспекция – в Брестское областное управление Госпроматомнадзора;
  • Могилевская областная горнотехническая инспекция – в Могилевское областное управление Госпроматомнадзора с подчинением ему Бобруйской РГТИ;
  • Витебская областная горнотехническая инспекция – в Витебское областное управление Госпроматомнадзора с подчинением ему Новополоцкой РХТИ;
  • Гродненская областная горнотехническая инспекция – в Гродненское областное управление Госпроматомнадзора;
  • Гомельская областная горнотехническая инспекция – в Гомельское областное управление Госпроматомнадзора с подчинением ему Мозырской РГТИ;
  • Межобластная инспекция по контролю за использованием и охраной недр – в Управление по надзору за охраной и рациональным использованием недр.

Приказом Госпроматомнадзора от 18.03.2003 № 91 на базе Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями созданы: Управление по котлонадзору и Управление по надзору за подъемными сооружениями. В Управлении по лицензированию, организации и проведению экспертизы, сертификации, аккредитации и разрешительной работе создан отдел по экономической работе и планированию, отдел бухгалтерского учета и отчетности. Минское областное управление Госпроматомнадзора переименовано в Минское управление Госпроматомнадзора.

Указом Президента Республики Беларусь от 12.02.2004 № 66 на департамент были возложены функции, выполняемые ранее ликвидированной Республиканской инспекцией котлонадзора, стандартизации и метрологии Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

В 2007 году из функций Госпроматомнадзора выведен надзор за ядерной и радиационной безопасностью, а в 2009 – за охраной и рациональным использованием недр.

Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 253 на Госпромнадзор возложен государственный надзор за безопасной эксплуатацией аттракционов с механическим приводом.

В настоящее время Госпромнадзор в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном порядке государственный надзор за:

  • объектами с химическими, физико-химическими, физическими процессами, на которых возможно образование взрывоопасных сред (смеси газов, паров, пыли с воздухом и другими окислителями), аммиачно-холодильными и хлораторными установками, объектами хранения взрывоопасных химических веществ в составе этих производств;
  • металлургическими (сталеплавильными, литейными, трубными, прокатными) производствами;
  • оборудованием и системами газоснабжения, магистральными газонефте- и нефтепродуктопроводами, подземными хранилищами газа;
  • горными работами, в том числе проводимыми в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, подземными и гидротехническими сооружениями, бурением скважин, геофизическими работами, добычей твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, в том числе питьевой воды из скважин глубиной более 20 метров;
  • подземными и гидротехническими сооружениями;
  • подъемными сооружениями, аттракционами, паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давлением, трубопроводами пара и горячей воды;
  • перевозкой опасных грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным и внутренним водным транспортом;
  • геолого-маркшейдерским обеспечением при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, использованием недр в целях, не связанных с добычей таких ископаемых, в том числе при строительстве метрополитенов и тоннелей различного назначения;
  • производством работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеприпасов;
  • промышленными взрывчатыми материалами и пиротехническими изделиями, их разработкой, изготовлением, переработкой, использованием и реализацией, в том числе за взрывчатыми веществами, полученными в результате утилизации боеприпасов;
  • проектированием (конструированием), изготовлением и эксплуатацией технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах;
  • ходом строительства потенциально опасных объектов.

 

ЛИТЕРАТУРА

   
1. Брасс А.А. Основы менеджмента / А.А. Брасс. – Минск, 1999.
2. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений / Е.П. Голубков. – М., 2005.
3. Гончаров В.И. Менеджмент / В.И. Гончаров. – Минск, 2003.
4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. – Минск, 2003.
5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления / В.И. Кнорринг. М., 2007.
6. Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М., 2003.

 

 





Читайте также:





Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.007 сек.)