Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

УЧЕТ ИНТЕРЕСОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ АУДИТОРИИ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ




 

Общеизвестно, что перед разными людьми на одну и ту же тему надо выступать по-разному. С чем это связано?

Дело в том, что различные социальные, возрастные, половые группы людей воспринимают информацию, руководствуясь своими групповыми стереотипами восприятия. Стереотипы определяют восприятие и интерпретацию фактов теми или иными группами людей.

Стереотипы – это «стандартизованные, упрощенные образы какого-либо явления, существующие в общественном сознании и усваиваемые индивидом в готовом виде» (И. С. Кон, с. 67). Групповые стереотипы необходимо выявлять и учитывать при общении и воздействии на ту или иную группу людей. Примеры групповых стереотипов: старики - «Яйца курицу не учат», «Молодо-зелено»; мужчины – «Все женщины интеллектуально ниже мужчин»; женщины – «Изменил – значит, никогда не любил»; «маленькие люди» – «начальство что хочет, то и делает» и т. д. Стереотипы восприятия приводят иногда к возникновению как бы «групповой» иди «возрастной» логики, своеобразного стиля мышле-

 

ния; способов делать выводы. Когда ребенок говорит: «Солнышко живое, потому что оно движется», это соответствует его логике мышления; и что интересно – ребенок этой фразой может убедить другого ребенка, но, конечно, никак не взрослого. Или вот пример «женской крестьянской логики» Р. М. Горбачева вспоминает: «Вспоминаю одну женщину, в чьем доме я очутилась поздно вечером со своим опросно-анкетным листом. А в листе у меня было до тридцати вопросов! После беседы, после ответов на мои многочисленные дотошные вопросы, она вздохнула и спросила:

– Доченька, что ж ты больно худенькая?

Я ей говорю:

— Да что Вы, нет, нормальная.

Она тем не менее продолжила:

— Мужа-то, небось, нету у тебя?

Я говорю:

– Есть...

Опять вздохнула:

— Небось, пьет?

— Нет.

— Бьет?

— Что Вы? Нет, конечно.

– Что ж ты, доченька, меня обманываешь? Я век прожила и знаю – от добра по дворам не ходют» (Р. М. Горбачева. Я надеюсь... М., 1991, с. 124–125).

Подобные стереотипы мышления и создают те специфические особенности аудитории, которые необходимо знать оратору, прежде чем он начнет свое выступление в такой аудитории.



Постараемся суммировать имеющиеся в нашем распоряжении данные применительно к наиболее распространенным типам аудитории, с которыми приходится встречаться ораторам.

Однородная/разнородная аудитория

Однородная аудитория справедливо считается удобной и легкой для любого выступления. Разнородная включает разных по уровню и возрасту, профессиональной подготовке людей – родителей и детей, старшее поколение и молодежь, образованных и малообразованных. Именно поэтому трудно найти подход к такой аудитории: как отмечал академик М. Старикович, очень трудно выступать перед ши-

 

 

рокой аудиторией в Политехническом музее в Москве, приходится читать лекцию по принципу булки с изюмом: «кто пришел плотно поесть, тот жует хлеб, ...а другой выковыривает изюминки – интересные детали» (ЛГ, 9.5.1972).

Как выступать в разнородной аудитории? Ориентироваться надо на слабых слушателей, то есть выступать как перед детьми. Сложные проблемы рекомендуется затрагивать так, чтобы спровоцировать вопрос от слушателей-специалистов – в таком случае конкретный вопрос можно будет осветить для них подробнее. В разнородном аудитории рекомендуется выносить на обсуждение только один вопрос.

Учет размера аудитории

Большая аудитория

В большой аудитории выступать легче всего (какэто ни парадоксально на первый взгляд). Почему? По целому ряду причин.

Большая аудитория охотнее верит оратору, чем маленькая. П. Сопер писал: «В массе человек склонен скорее поддержать предложение, чем переживать тягостное сознание, что он «уходит в кусты». Большая аудитория как бы думает: раз мы вместе, мы не ошибемся.

В большой аудитории сильно действует механизм заражения: «Удалось оратору заручиться благосклонным вниманием некоторых из слушателей – начнет оказывать свое распространяющееся влияние психическая заразительность» (П. Сопер).

В большой аудитории всегда царит несколько приподнятое настроение – сам факт сбора большого количества людей создает обстановку приподнятости. Это, в свою очередь, облегчает воздействие на такую аудиторию – она не настроена критически.

Реакция большой аудитории всегда интенсивнее и эмоциональнее. Кроме того, действует закон снижения интеллектуального уровня: чем больше аудитория, тем ниже в итоге оказывается ее средний интеллектуальный уровень. Напомним уже приводившееся нами суждение Д. Карнеги: «Человек в составе толпы будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его не тронули бы в составе полудюжины слушателей». Таким образом, с большой аудиторией можно разговаривать «проще».

 

Какие же требования предъявляются к выступлению перед большой аудиторией, что надо учесть, появляясь перед нею?

Говорить следует с возвышения, вас должно быть хорошо видно.

Необходима краткость. Большая аудитория – самая нетерпеливая, она не терпит длиннот и быстро устает.

Речь должна быть яркой, фразы должны быть броскими.

Ориентироваться следует на низкий уровень слушателей.

Предпочтительнее индуктивная подача материала.

Эмоциональность оратора должна быть выше средней.

Необходимо предлагать четко и просто сформулированные решения.

Излагать и развивать одну точку зрения, аргументировать одну мысль.

Говорить короткими фразами, афористично.

Не нужно много и тщательно аргументировать.

Не следует призывать аудиторию «Давайте подумаем», следует сразу говорить, что надо думать.

Небольшая аудитория

Небольшой считается аудитория, не превышающая 20–25 человек. Выступая перед небольшой аудиторией, следует иметь в виду, что она всегда настроена более критично, чем любая большая аудитория, поэтому выступать в такой аудитории сложнее.

Выступая в небольшой аудитории, необходимо учитывать следующее:

Выступать с трибуны только в случае крайней необходимости. Лучше сойти вниз к слушателям.

Лучше всего отказаться от микрофона.

Если слушатели рассеяны в зале, подойти к ним поближе. Не следует просить слушателей пересесть в первые ряды.

Выступление должно напоминать беседу, следует избрать стиль общения, близкий к разговорному.

Аргументировать свои идеи надо тщательно и подробно.

Эмоциональность выступления должна быть весьма умеренной.

Возможна как индуктивная, так и дедуктивная подача материала.

Следует приглашать аудиторию к размышлению.

Необходимо выносить на обсуждение конструктивные предложения.

 

 





Читайте также:





Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)