Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 1. Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике




Очная

 

Челябинск 2012

 

Содержание

1. Программа учебной дисциплины
1.1. Вводная часть
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины
1.3. Рабочая учебная программа
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля  
1.3.2. Лекции
1.3.3. Практические занятия
1.3.5. Самостоятельная работа студентов
1.4. Список литературы
1.5. Электронная коллекция
1.6. Набор видео и аудио материалов
2. Методические рекомендации преподавателю
3. Методические рекомендации студенту
4.Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы ………………………………………………………………….  
5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...
6. Словарь основных терминов…………………………………………
7. Словарь основных риторических фигур……………………………
8. Комплекс упражнений речевой гимнастики……………………………

1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Сегодня в связи с развитием информационных технологий успех в жизни человека во многом зависит от умения говорить и критически воспринимать сказанное. Социальная сфера предполагает речевые ситуации определенного типа и определенный репертуар речевых жанров, со своими способами аргументации, принципами композиции и словесными приемами. Ораторское мастерство – это речевая деятельность, которой можно овладеть, даже если у человека нет для этого особых данных. Человек готов учиться красноречию, поскольку от этого зависят его социализация, общественный успех, т.е. достижимость в жизни и деятельности. Коммуникативная компетенция - важная составляющая профессионализма современного специалиста.

Юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. Владение устным и письменным словом становится существенным признаком деловой квалификации юриста. В связи с этим чрезвычайно актуальной представляется проблема риторического образования юристов.



Цель дисциплины «Юридическая риторика» – способствовать развитию коммуникативных умений юриста в практике публичных выступлений. Отсюда задачи курса:

· сформировать представление о риторике в совокупности всех ее составляющих,

· представить сущность коммуникации, лежащей в основе риторики, дать представление о речи как инструменте эффективного общения,

· дать представление о современных технологиях, применяемых в публичной убеждающей речи,

· сформировать навыки подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т.п.),

· научить студентов преодолевать «ораторский страх», умело использовать в публичных выступлениях невербальные средства общения и акустические ресурсы звучащей речи,

· познакомить с основами КР, рассмотрев различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный и этический);

· раскрыть специфику судебной риторики.

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Юридическая риторика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП, Б.1.В.2. Изучается дисциплина на первом курсе, базируется на знаниях, полученных в школе или колледже по русскому языку, истории, обществознании.

Навыки и умения, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Юридическая риторика» могут быть применены в процессе изучения всех дисциплин ООП по специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность, так как они формируют речевую деятельность студента.

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

Иметь представление:

· об основных этапах становления риторики как науки;

· о риторических взглядах выдающихся риторов и ораторов античности и

· современности;

· о целях, видах, компонентах, структуре речевой деятельности;

· об основах эристики как полемического искусства;

· о сущности русского риторического идеала.

Знать:

· жанрово-тематическую характеристику речей различных родов (академических, социально-политических, социально-бытовых, духовных);

· историю и традиции русского судебного красноречия, правила построения и произнесения обвинительной и защитительной речи;

· основные принципы организации устной речи в таких видах делового общения, как беседа, консультирование, совещание, переговоры, телефонный разговор;

· логические, психолого-педагогические, этико-эстетические основы ораторского мастерства;

· требования, предъявляемые к речи следователя;

· условия эффективной речевой коммуникации;

· способы убеждения в различных ситуациях делового общения;

· правила речевого этикета.

Уметь:

· осознавать собственные цели, мотивы, интенции в различных речевых

актах;

· находить, отбирать, композиционно выстраивать материал при подготовке к публичному выступлению;

· словесно оформлять свою речь с позиций ясности, понятности, чистоты,

правильности, логичности, последовательности, богатства языковых средств, образности, выразительности;

· эффективно владеть голосом, мимикой, жестами во время публичного

выступления и в ситуациях межличностного общения;

· взаимодействовать с аудиторией различного типа;

· строить своё речевое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией, типом собеседника, собственным имиджем, предупреждая возникновение конфликтных ситуаций;

· давать риторический анализ текстов судебных речей классиков, выступлений известных политиков, телеведущих, сокурсников;

· владеть основными способами аргументации и приёмами опровержения

в полемике;

· корректно, в соответствии с правилами речевого этикета, вести себя в

различных коммуникативных ситуациях;

· распознавать манипулятивное речевое воздействие и достойно реагировать на него.

Иметь навыки:

· составления и редактирования текста речи;

· публичного выступления перед аудиторией;

· эффективного использования невербальных средств общения;

· отбора аргументов при отстаивании собственной позиции;

· ведения публичной дискуссии;

· анализа и самоанализа речевого поведения;

 

Дисциплина способствует формированию компетенций:

а) общекультурных компетенций (ОК), определяемых ООП ВПО по специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность:

- способен осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК - 14).

б) профессиональных компетенций, определяемых ООП ВПО по специальности 031001.65 – Правоохранительная деятельность:

- способен осуществлять правовое информирование и воспитание (ПК - 37).

1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,

общий объем часов 72, в том числе:

- лекции - 18 часов;

- практические занятия - 18 часов;

- самостоятельная работа – 36 часов.

Форма контроля - зачет

Семестр - 1.

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике.

Предмет, структура, содержание риторики как науки. Широкое и узкое по-

нимание предмета риторики. Роль слова в искусстве убеждать. Афористика о

красноречии, убеждении, качествах речи. Историческая судьба риторики как

науки. Классическая риторика и неориторика.

Предмет и задачи изучения риторики в юридических вузах.Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками. Риторика как искусство, её место среди других искусств.





Читайте также:

Белорусская идея», славянские духовные ценности и традиции национальной культуры в становлении белорусской государственности
Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации
В 1948 году Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии».
В соответствии с международным и российским правом следует выделить основные правила экстрадиции, имеющие уголовно-правовое значение.
Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании
Вопрос: Что вы знаете о песенной традиции Западно-Сибирского Зауралья?
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. ТРАДИЦИИ ВОЛШЕБСТВА
Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
Занятие 6.«Региональные фольклорные традиции национальных культур в Люблино»






Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)