Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Антимикробное воздействие и борьба с зубным налетом




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №1

1. Тема занятия:

«Понятие об этиотропной профилактике стоматологических заболеваний. Антимикробные воздействия. Способы сокращения численности патогенной и условно-патогенной микрофлоры полости рта. Борьба с зубным налетом».

 

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Понятие об этиотропной профилактике стоматологических заболеваний.

2. Принципы антимикробного воздействия при различных стоматологических заболеваниях.

3. Методы борьбы с зубным налетом.

Студент должен уметь:

1.Провести опрос пациента.

2.Провести осмотр полости рта.

3.Уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного.

 

Студент должен ознакомиться: с основными направлениями этиотропной профилактики стоматологических заболеваний и способами сокращения численности патогенной и условно-патогенной микрофлоры полости рта.

Содержание обучения:

Стоматологическое здоровье человека неразрывно связанно с его общим здоровьем и оказывает значительное влияние на образ жизни человека. Так с целью предотвращения развития стоматологических заболеваний необходимо проводить профилактические мероприятия, предупреждающие их развитие.

 

Проведение первичной профилактики связано со знанием этиоло­гии и патогенеза основных стоматологических заболеваний. Наличие фундаментальных знаний о причинах и развитии заболеваний является необходимой предпосылкой для разработки эффективных методов их предупреждения.

На сегодняшний день имеются три основные направления в про­филактике стоматологических заболеваний:

А — воздействие на макроорганизм с целью его оздоровления и повышения уровня здоровья;

Б — усиление резистентности органов и тканей полости рта к дей­ствию патогенных факторов (патогенетическая профилактика);

В — устранение или снижение действия патогенных факторов (этиотропная профилактика).

Основными патогенными факторами полости рта являются:

1) микрофлора (без нее не возникают ни кариес, ни заболевания пародонта);



2) мягкий зубной налет с продуктами жизнедеятельности микро­флоры, осадок слюны со сложными метаболическими процессами и зубной камень — т.е. приобретенные структуры;

3) остатки углеводов в полости рта.

 

Этиотропная профилактика как раз и направлена своим воздействи­ем на эти основные факторы и включает в себя следующие разделы:

1. Регуляция микрофлоры полости рта, направленная на благопри­ятное изменение и качественного и количественного состава.

2. Устранение продуктов жизнедеятельности микрофлоры — мяг­кого зубного налета.

3. Профессиональная гигиена полости рта.

4. Улучшение самоочищения полости рта.

В настоящее время для воздействия на патогенную микрофлору полости рта и образование мягкого зубного налета применяется не­сколько подходов:

1.Применение веществ, обладающих антимикробным и бактери­цидным механизмом действия, которые препятствуют развитию и раз­множению микрофлоры полости рта, в случаях доказанного и выра­женного ее неблагоприятного влияния.

2. Применение биологически активных веществ, в основном фер­ментов, препятствующих образованию зубного налета и способствую­щих его растворению.

 

3. Применение веществ, способствующих удалению зубного налета с поверхности зубов и препятствующих его оседанию на эмали.

Антимикробное воздействие и борьба с зубным налетом

Эти вещества в малых концентрациях (0,1—0,2% растворы) обладают сильным и специфич­ным антимикробным действием, подавляя рост и развитие микрофло­ры. Важное значение имеет их способность сорбироваться на эмали и тканях полости рта.

Хлоргексидин как наиболее широко применяемое средство для профилактики кариеса и заболеваний краевого пародонта используется в стоматологической практи­ке в виде полосканий и зубной пасты. В аптечной сети выпускается 20% спиртовой раствор хлоргексидина. Для полосканий используется 0,05—0,2% раствор 1—2 раза в день после приема пищи лучше на ночь.

Биологически активные вещества, препятствую­щие образованию зубного налета и способствующие его растворению. Эта группа веществ, представленная, в основ­ном, ферментами. Ферменты белкового обмена, например — протеазы, к кото­рым относятся широко применяемые трипсин, хемотрипсин, хемопсин, репсин, папайи и др., используются для борьбы с зубным налетом пу­тем растворения белковой оболочки и белковой матрицы микрофлоры. В результате этого налет разрыхляется и становится доступным воз­действию слюны и других ферментов, снижается прочность его фикса­ции на поверхности зубов. Арсенал ферментов углеводного обмена, используемых для борьбы с зубным налетом, более широк. В первую очередь используются фер­менты, расщепляющие сложные углеводы, что связано с наличием в налете больших количеств полисахаридов. Для их растворения приме­няются: декстраназа, мутаназа, муциназа, амилоглюкозидаза, гиалуро-нидаза и др. Эти ферменты способны лизировать углеводы зубного на­лета, приводя к его размыванию, растворению. Ферменты для це­лей профилактики стоматологических заболеваний применяются в ос­новном в виде растворов для полоскания или в качестве составной ча­сти зубных паст.

Вещества, препятствующие оседанию налета на зубах и способствующие его удалению. Данная группа веществ нашла широкое применение для профилактики стома­тологических заболеваний. Самыми распространенными представите­лями этой группы являются так называемые поверхностно-активные вещества (ПАВ). В механизме их про­филактического воздействия лежат два главных момента:

а) антимикробное влияние на микрофлору полости рта;

б) препятствие оседанию микробов и метаболитов на поверхности
эмали и формированию на ней мягкого зубного налета.

В результате этого комплексного воздействия теряется способность налета к адгезии на эмали и обеспечивается быстрое вымывание и уда­ление микробного субстрата с ее поверхности.

В качестве ПАВ используется большая группа веществ — лаурил-сарколизат натрия, сульфарицинолят натрия, додецилсульфат натрия, цетавлон, олеат натрия, цетилпиридин и другие. В практическом при­менении они используются в двух лекарственных формах:

а) для полоскания полости рта в составе различных эликсиров;

б) для чистки зубов в составе практически всех зубних паст.

 

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- учебно-методическая литература,

- наглядные пособия: таблицы, схемы.

5. Практическая работа:

- Название практической работы:профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

заполнение карты пациента.

- Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

- Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.

Порядок выполнения работы: опрос с выяснением качественного состава пищи,

профилактический осмотр, заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

 

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Цели и задачи профилактики стоматологических заболеваний.

2. Организация кабинета гигиены.

3. Зубные отложения как основная причина стоматологических заболеваний.

4. Методы профессиональной гигиены полости рта.

 

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Понятие об этиотропной профилактике стоматологических заболеваний.

2. Методы антимикробного воздействия.

3. Способы сокращения численности патогенной и условно-патогенной микрофлоры полости рта.

8. Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9. Самостоятельная работа студентов:

1 вариант

1. Составьте план этиотропной профилактики стоматологических заболеваний

2. Перечислите вещества, применяемые для борьбы с патогенной микрофлорой.

3. Составьте 5 тестовых заданий по данной теме.

2 вариант

1. Опишите комплексный подход борьбы с зубным налетом.

2. Составьте схему развития стоматологической патологии под влиянием патогенной микрофлоры.

3. Решите тестовые задания:





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)