Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Политическая идеология: сущность, функции




В обыденной лексике понятие «идеология» (от греч. «idea» - понятие и «logos» - знание) употребляется для обозначения свода взглядов на реальность, способов ее освоения, трансформации с позиции целей, ценностей, идеалов, принятых различными субъектами социокультурной жизни, начиная с индивида, группы, класса, общества, сообщества и кончая человечеством в целом. Сам термин "идеология" был введен в политический оборот французским философом и экономистом XIX в. А. Дестютом де Траси. Вначале этим термином пытались обозначить новую науку, которая должна была исследовать «естественное происхождение идей» и разоблачать «иллюзорные мысли».

Идеологии, как типу, разновидности тенденциозного, нарочитого, умышленного сознания, по мнению В.В. Ильина, присущи следующие черты:

· спекулятивность – своеобразный примат идей, воспаряющих над реальностью и производных от ее интересов. Идеи превращаются в руководящий, направляющий, определяющий относительно действительности параметр;

· иллюзорность – отсутствие рефлексии и понимания реальных источников идей на фоне демонстрации предметов такими, какими они идеологам кажутся. Идеологический процесс есть творение человеческой головы, в корне своем мистифицированный, ложный;

· догматичность –ориентация людей на неизменность существующего политического пространства, на вневременность и внепространственность существующей политической жизни;

· апологетичность – неспособная к изменениям, прогрессивной самокоррекции согласно требованиям жизненных реалий идеология является защитницей принятой (заданной) линии, по своей сути она противостоит критицизму и в данном отношении сближается с мифом; процесс идеологического творчества становится процессом производства идеологем, смыкается с мифотворчеством;

· авторитарность – обслуживая частные субъективные интересы, идеология приписывает им всеобщность, выдавая за универсальные;

· репрессивность – подведение явлений под искусственные доктринальные схемы не может не сопровождаться профилактическим применением силы.



В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни:

· Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства, либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры);

· Программно - политический, на котором социально - философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий;

· Актуализированный, которые составляют осознанные гражданами конкретные политические цели, а также их реализация с помощью конкретных методов и действий.

Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира являются, по определению К. Мангейма, «тотальными». Системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные»[155].

Ни одно современное общество не может существовать без идеологии, так как именно она формирует у каждого из его членов политическое мировоззрение, дает им определенные ориентиры в окружающей их политической жизни, делает их участие в политике осмысленным. При этом, однако, не следует воспринимать идеологию как нечто сугубо официозное и навязываемое обществу сверху, а скорее как систему ценностей и идей, которая принимается большинством общества и выражается политиками в форме идеологических учений и доктрин. По самому общему определению, идеология- это система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом.

В рамках политической науки у представителей разных школ и направлений политической мысли существуют различные подходы к пониманию природы, роли и места идеологии в жизни общества.

1) Системный подход (Т.Парсонс) рассматривает идеологию как важный функциональный элемент политической системы общества, а именно, как система ценностей, определяющая основные направления развития данного общества и поддерживающая существующий общественный порядок;

2) Марксистский подход рассматривает природу и функции идеологии двояко. Буржуазную идеологию, существующую в рамках капиталистической системы, он характеризует как форму ложного (иллюзорного), ошибочного сознания, которую сознательно насаждает буржуазия для сохранения своего господства и манипулирования сознанием пролетариата. Собственно же марксистскую идеологию ("идеологию нового типа") Маркс и его последователи обычно трактуют как учение или доктрину, объективно выражающую интересы передового общественного класса - пролетариата.

3) Культурологический подход, представленный венгерско-немецким социологом К.Манхеймом, рассматривает идеологию наряду с утопией как форму ложного, иллюзорного сознания, насаждаемого с целью введения в заблуждение людей и создания возможностей для манипулирования ими. При этом если идеология - это ложь, призванная оправдать в глазах людей существующий порядок вещей, то утопия - эта ложный идеал будущего, ложные обещания, призванные увлечь людей на путь разрушения старого и строительства нового мира.

4) Критический подход (к числу приверженцев которого относятся французский социолог Р.Арон и английский социолог Э.Шилз) рассматривает идеологию как своего рода "политическую религию", т.е. мало связанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации. Тесно связанное с данным подходом учение о "конце идеологии" ("деидеологизации") (американские социологи Д.Белл, С.Липсет и др.) исходит из того, что в современном высокоиндустриальном и постиндустриальном потребительском обществе, где достигнуты высокий уровень благосостояния и политической стабильности, нет серьезных кризисов и мобилизация общества для решения общезначимых задач не нужна, потребность в существовании объединяющей идеологии отпадает. Таким образом, приверженцы этого учения настаивают на том, что современное общество - это деидеологизированное (т.е. освобожденное от идеологии) общество. Однако данная концепция не учитывает как наличия в мире большого числа "неевропейских" обществ, приверженных традиционным ценностям и идеологии (например, мусульманские страны), а также опасность для общества состояния, в котором отсутствует разделяемая большинством людей система ценностей.

В современной политологии распространено мнение, что политическая идеология, есть определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Политическая идеология стремится овладеть общественным сознанием, внедрить в него собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего, создать в глазах общественного мнения позитивный образ предлагаемых ему целей и задач политического развития[156]. Следовательно, политическая идеология – это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития.

И все же большинство ученых сходятся в том, чтополитическая идеология - это относительно систематизированная совокупность понятий, идей и представлений, в которых различные субъекты политических отношений осознают свои позиции и интересы и которыми они оправдывают свои политические устремления.

Политическая идеология призвана не только распространять, пропагандировать идеалы и цели, но добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач. Реальный «вес» политической идеологии зависит от степени ее влияния на общественное сознание, осуществляемого посредством реализации своих основных функций.

1. Ориентационная: она выражается в том, что, включая в себя основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, идеология задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности;

2. Мобилизационная: предлагая некий общественный идеал более совершенного общества, политическая идеология выступает в качестве непосредственных мотивов политической деятельности, чем способствует приведению в активное состояние сил, средств, ресурсов и внутренних резервов, направленных на достижение этого идеала;

3. Интегративная: наделяя «смыслом» политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология, поднимаясь над частными интересами, тем самым выступает интегрирующим фактором;

4. Амортизационная: будучи способом интерпретации политической действительности, политическая идеология содействует ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеологией идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, позволяющих индивиду, группе находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации;

5. Функция выражения и защиты интересов определеннойсоциальной группы. Суть ее состоит в том, что политическая идеология, как правило, возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана представить эти интересы как всеобщие.





Читайте также:





Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)