Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ключевые термины и понятия. Эластичность спроса по цене



2015-11-07 715 Обсуждений (0)
Ключевые термины и понятия. Эластичность спроса по цене 0.00 из 5.00 0 оценок




Эластичность спроса по цене

Коэффициент эластичности по цене

Перекрестная эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по доходу

Краткосрочный, среднесрочный и долговременный рыночные периоды

Эластичность предложения по цене

 

Тема 5.Теория потребительского поведения

Исследование соотношения потребностей и спроса. Принцип рацио­нального поведения человека в рыночной экономике. Принцип редкости, связанный с ограниченным производством того или иного товара. Прин­цип функциональных связей.

Потребности и полезность. Общая и предельная полезность. Два объяснения закона спроса: с помощью эффекта дохода и закона убываю­щей полезности. "Законы Госсена".

Потребительский выбор и кардиналистская функция полезности. Правше максимизации полезности. Кривые безразличия и бюджетные ли­нии. Предельная норма замещения одного продукта (набора) другим. Ординалистская функция полезности. Равновесие потребителя. Движение от порядковой полезности к качественной как развитие ординалистского подхода.

Излишек потребителя: его природа и два способа определения. Суммарная полезность и суммарный излишек потребителей. Налоги, дотации и излишки.

Потребительский выбор во времени. Ценность времени. Кривые безразличия и временной горизонт потребителя. Линия возможностей потре­бителя (линия трансформации).

 

Методические указания

Любой человек на рынке осуществляет потребительский выбор, ко­торый он делает на основе принципов рационального поведения. Нужно учесть, что потребитель осуществляет выбор в зависимости от полезности для него покупаемых благ, от уровня цены и величины собственного дохо­да. Комбинации этих категорий могут приносить различные результаты для потребителя — большее или меньшее удовлетворение потребностей.

В последней трети XIX в. несколько ученых предложили количест­венную теорию полезности, полагая, что полезности различных благ мож­но соизмерить. Так сформировался количественный (кардиналистический) подход теории потребительского поведения. Необходимо вникнуть в со­держание этого подхода, научиться свободно использовать его методику анализа и инструменты для того, чтобы подойти к проблеме максимизации полезности. В центре внимания должны быть понятия общей и предельной полезности, а также принцип убывающей предельной полезности.

Предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы продукции. Утверждение, что предельная полезность убывает с увеличением общего объема блага кото­рым располагает потребитель, называют "законом"убывающей предель­ной полезности (кавычки выражают гипотетический характер этого закона, его аксиоматическую сущность).

Г. Госсен обратил внимание на то, что полезность зависит не только от потребительских свойств блага, но и от процесса его потребления. Смысл первого "закона" Госсена выражается в двух положениях:

в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого объекта убывает;


при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреб­лении (рис. 5.1).

 

 

Рис. 5.1. Убывание полезности в одном непрерывном акте потребления (а) и при повторных актах потребления (б)

Второй «закон» Госсена гласит: чтобы получить максимум полез­ности от потребления заданного набора благ за ограниченный период вре­мени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. Если такого равенства нет, то за счет перераспределения времени, выделенного на потребление отдельных благ, можно увеличить общую полезность.

Однако, осуществляя выбор благ, потребитель учитывает не только их полезность, но также цены на продукты и величину своего бюджета. Беря во внимание эти три фактора, потребитель стремится максимизиро-, вать удовлетворение своей потребности. Правило максимизации заключа­ется в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором отношения предельных полезностеи отдельных товаров к их ценам равны. Обозначив предельную полезность через М11 (англ. таг§ша1 иШу), полу­чим равенство:

 
 

 

 

С помощью правила максимизации легко объяснить нисходящий ха­рактер кривой спроса индивида. Нужно учитывать действие эффекта дохо­да и эффекта замещения. Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены на какой-либо товар у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц благ. Эффект замещения заключается в том, что потребитель стремится покупать больше продукции, цена которой снизилась, и заменять ею более дорогие товары.

Количественная теория полезности встретила серьезную критику. Была создана порядковая теория полезности, или ординалистский подход, при котором полезности благ не измеряются в каких-то искусственных единицах, а устанавливается "предпочтительность" товарных наборов. В этой теории используются более совершенные инструменты анализа: кри­вые безразличия и бюджетные линии. Необходимо тщательно изучить свойства этих инструментов и учесть, что основным рабочим понятием порядковой теории полезности является предельная норма замещения.

Предпочтения человека можно представить в графической форме, задавая вопросы о том, как этот человек ранжировал бы альтернативы двух товаров (или наборов). Кривая безразличия демонстрирует все возможные комбинации продуктов X У, дающие потребителю равный объем удовле­творения, или полезности. Набор кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя, называется картой безразличия. Она содержит полную информацию о системе пред­почтения потребителя.

Можно выявить некоторые свойства кривых безразличия.

Свойство 1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон по той причине, что продукты X и У обладают полезностью для потребителя. Чтобы сохранить тот же общий уровень полезности набора при уменьше­нии товара X, потребитель должен компенсировать это уменьшение увели­чением потребления товара У.

Свойство 2. Две кривых безразличия не могут пересекаться, так как один набор товаров не может характеризоваться двумя различными уров­нями Полезности.

Свойство 3. Предельная норма замещения уменьшается при движе­нии вдоль кривой безразличия. Кривые безразличия выпуклы к началу ко­ординат.

 
 

Предельная норма замещения У на X (МRSХY) - количество товара У, от которого потребитель отказался бы, чтобы получить еще одну еди­ницу товара X, чтобы общий уровень удовлетворения остался неиз­менным:

 

 

Выбор потребителя определяют система предпочтений (субъектив­ный фактор), цены товаров и бюджет потребителя (объективные факто­ры). Цены и бюджет характеризуются с помощью бюджетной линии, кото­рая демонстрирует, что доступно покупателю. Бюджетная линия пока­зывает различные комбинации продуктов, которые могут быть приобрете­ны при фиксированной величине денежного дохода. Расположение бюд­жетной линии меняется при изменении цен и бюджета, а наклон ее зависит от соотношения цен двух товаров (Рх : Ру).

 
 

Теперь, чтобы определить выбор потребителя, карта кривых безраз­личия и бюджетная линия накладываются на одну систему координат. Оп­тимальный выбор потребителя выявится в точке касания бюджетной линии кривой безразличия. Эта точка касания определяет равновесие потребителя (рис. 5.2).

 

Рис. 5.2. График потребительского выбора. Оптимум потребителя (точка Е)

 

Основным вопросом в данной теме является потребительский из­лишек. Это выигрыш потребителя при покупке, обусловленный превыше­нием полезности приобретаемых единиц товара над ценой. Выигрыш потребителя появляется в результате действия "закона" убывающей предель­ной полезности, так как цена спроса для некоторого объема благ совпадает с предельной полезностью последней покупаемой единицы. Следует гра­фически показать образование излишка потребителя, используя кривые спроса или безразличия.

 



2015-11-07 715 Обсуждений (0)
Ключевые термины и понятия. Эластичность спроса по цене 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ключевые термины и понятия. Эластичность спроса по цене

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)