Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Ценности, нормы, традиции




КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Планы лекций и семинарских занятий,

требования к выполнению реферативных работ

для студентов всех направлений очной формы обучения

 

Комсомольск-на-Амуре

 

УДК 008.001(07)

Культурология: планы лекций и семинарских занятий для студентов всех направлений очной формы обучения / сост.: А.А. Аксенов, В.Ю. Балахнина, Т.В. Демидова, Ант. А. Иванов, Анд.А. Иванов, И.В. Конырева, Н.Ю. Костюрина, И.Ю. Тимофеева. – Комсомольск-на-Амуре : ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. – 40 с.

Содержат основные дидактические единицы лекций, требования к реферативным работам и темы рефератов, вопросы и рекомендуемую литературу к семинарским занятиям, литературу по изучаемому предмету и список контрольных вопросов.

Предназначены для студентов для студентов всех направлений очной формы обучения.

Рецензент Т.А. Чабанюк

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАНЯТИЙ

Название темы Кол-во часов
Лекции
1 Культурология как наука. Культурология в системе наук. Структура культурологического знания
2 Понятие культуры. Функции культуры
3 Методы культурологических исследований. Ценности, нормы, традиции
4 Морфология культуры
5 Семиотика культуры: знак – символ – текст
6 Типология культуры.Восточный и западный тип культуры
7 Культура и цивилизация
8 Культура XX в. (обобщающая характеристика).
9 Глобальные проблемы современности. Социокультурный прогноз
Практические занятия
1 Культурогенез. Проблемы исторического происхождения культуры. Теории и концепции
2 Культурогенез. Первобытная культура человечества
3 Теории социокультурной динамики
4 Исторические типы культур
5 Миф как форма культуры. Мифологический тип сознания
6 Культура и религия
7 Библия. Как культурно-исторический и религиозно-духовный феномен. Христианство
8 Искусство и художественная культура
9 Культура XX века
10 Феномен массовой культуры
11 Наука и техника в современной культуре
12 Понятия «базовой» культуры и субкультуры. Молодежная культура. Контркультура. Маргинальные культуры
13 Межкультурные коммуникации
14 Менталитет русского народа и русской культуры
15 Советская тоталитарная культура. Тоталитаризм как тип цивилизации
16 Итогово-обобщающий контроль

 



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЛЕКЦИЙ

Занятие 1

Культурология как наука. Культурология в системе наук. Структура культурологического знания

 

История термина «культурология»; Л. Уайт о необходимости создания новой науки о культуре, способной интегрировать накопленные эмпирические знания о конкретных исторических ее формах, предложить научную модель, позволяющую в системе описать целостность культуры.

Становление научного интереса к культуре в России; культурология как самостоятельная наука (1990-е гг.), возникающая на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики; определение предмета и методы исследования, институализация культурологии.

Проблемы культурологии (структура, заимствование методов из смежных наук, отсутствие единой методологической базы), связанные со спецификой этой науки: интегративностью, широтой предмета исследования, отсутствием единого понимания культуры, т.е. определения предмета, включенностью истории предмета в сам предмет.

Специфическая задача культурологии – обобщив усилия конкретных дисциплин, создать общую теоретическую базу исследования, на основе которой определить закономерности формирования, функционирования и развития культуры.

Структура культурологии: теория культуры, история культуры, прикладная культурология.

 

Занятие 2

Понятие культуры. Функции культуры

 

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, субъект культуры, культурные коды, культурная картина мира, социальные институ­ты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация и др.

«Культура» как фундаментальное понятие социально-гуманитарного знания. Проблема множественности толкований понятия «культура». Исторические интерпретации термина «культура». Различные подходы к определению культуры в культурологии.

Полифункциональность культуры. Познавательная, регулятивная, аксиологическая, коммуникационная функции, функция хранения и трансляции социального опыта. Семиотическая функция культуры. Интегративная и социализирующая функции культуры.

 

Занятие 3

Методы культурологических исследований.

Ценности, нормы, традиции

 

Методы анализа культуры: морфологический, цивилизационно-типологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, структурный, системный, социологический и др.

Постоянно действующие или долговременные устойчивые и упоря­доченные способы культурной регуляции поведения: обычаи, нормы, стандарты, стереотипы и т.п.

Понятие нормы как узаконенного культурного установления, при­знанного обязательного порядка.

Традиции как основные накопители и трансляторы стандартизиро­ванного социального опыта сообщества.

Культурные ценности как сумма наиболее выдающихся по своему качеству произведений интеллектуального, художественного и религиоз­ного творчества и как квинтэссенция социального опыта общества.

Занятие 4

Морфология культуры

 

Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении.

Различные подходы к структурированию культуры. Формы и строение отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.

Направления исследования культурных форм и артефактов: генетическая, микродинамическая, историческая, структурно-функциональная, технологическая. Морфологические модели культуры.

 

Занятие 5





Читайте также:





Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)