Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Особенности и трудности усвоения данного материала школьниками с ТНР




Тема: Изучение величин на уроках математики в школе V вида.

План:

Задачи и значение изучения разделов «Метрические системы мер» и «Меры времени» в школе V вида; место данного материала в программе.

Особенности и трудности усвоения данного материала школьниками с ТНР.

Методические требования к изучению метрической системы мер в школе V вида.

Общая схема изучения единиц измерения длины, массы.

Содержание методики изучения мер стоимости.

Последовательность и методика формирования знаний о мерах времени у учащихся с ТНР.

Обучение арифметическим действиям с числами, полученными от измерения величин.

 

Задачи и значение изучения разделов «Метрические системы мер» и «Меры времени» в школе V вида; место данного материала в программе.

При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с единицами измерения длины, стоимости, массы, емкости, времени, учатся проводить измерения с помощью инструментов.

Значение изучения величин:

Данный материал способствует

- Развитию и коррекции высших психических функций: речи, логического мышления, памяти, внимания.

- Развитию сенсомоторных функций (пространственных представлений, моторики, тактильного и зрительного восприятия)

- Формированию навыков практической деятельности (целенаправленность, самоконтроль и т.д.)

Все это позволяет корригировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств учащихся. Изучение величин также:

- Расширяет представления о числе

- Позволяет учащимся лучше понять закономерности десятичной системы счисления

- Расширяет понятие об арифметических действиях

- Формирует навыки предварительного анализа задания

Поэтому изучение величин способствует закреплению математических знаний учащихся в целом. Важным является и то, что данный математический раздел имеет большую практическую направленность: при изучении величин дети знакомятся с единицами измерения величин, способами их приблизительного и точного измерения, измерительными инструментами и приборами (часами, весами, линейкой и т.п.), т.е. получают знания, умения и навыки, необходимые в повседневном быту любому человеку.



Задачи изучения величин:

  1. Образовательные:

- Сформировать представления об основных величинах: длине отрезка, стоимости, массе предмета, емкости, времени

- Сформировать понятие об основных единицах измерения каждой величины, их соотношении (сколько см в м, в дм и т.п.)

- Сформировать умения и навыки измерения величин с помощью соответствующих инструментов (приборов)

- Научить выполнять вычисления с числами, полученными от измерения величин

  1. Коррекционно-развивающие: развивать и корригировать речь, пространственные представления, логическое мышление, воображение, моторику, практическую деятельность учащихся;
  2. Практические: формировать навыки точного измерения величин при помощи измерительных инструментов и приблизительного измерения (длины – на глаз, массы – на руку), развивать умение решать жизненно-практические задачи.

Величинный материал в программе расположен на всех годах обучения. Изучение величинного материала связывается с изучением нумерации чисел, например: в первом классе в связи с изучением чисел первого десятка дети узнают, что 10 сантиметров составляют новую единицу – 1 дециметр.

Программа предусматривает знакомство со специальной терминологией, обогащение речи учащихся. Содержание величинного материала см. приложение № 1.

 

Особенности и трудности усвоения данного материала школьниками с ТНР.

  1. У учащихся с трудом формируются реальные представления о единицах измерения величин, их соотношении. Это связано с бедностью практического опыта детей (школа – интернатного типа), с трудностями словесно-логического мышления. Также проблемы такого рода могут быть следствием неверной организации изучения величин: недостаточности практических упражнений, наглядного материала, формальное изучение крупных единиц измерения величин (тонны, центнера, километра)
  2. Смешивают единицы измерения разных величин (килограммы с километрами и т.п.), единицы измерения одной величины (сантиметр – дециметр - километр), причем причиной таких затруднений в первую очередь является речевое недоразвитие, из-за чего ребенок может смешивать слова, схожие по звуко-слоговому составу.
  3. Дети плохо владеют измерительными навыками (из-за несовершенства мелкой моторики, слабости мышц руки, скованности движений), не понимают смысла и назначения точных измерений, не могут на глаз определять длину (из-за несовершенства глазомера), на руку определять массу (из-за недоразвития мускульных ощущений)

Еще более значительные трудности у детей с ТНР возникают при усвоении единиц измерения времени, т.к. время является абстрактной категорией и воспринимается не с помощью какого-либо анализатора, а опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. В норме детям легче дается практическая ориентировка во времени, чем освоение временных представлений и понятий. Это связано с процессом становления речи, со спецификой словарного запаса и грамматического строя речи ребенка. Особая роль в этом процессе отводится освоению специальной терминологии. Ее формирование очень тесно связано с усвоением тех обозначений и измерений мер времени, которые существуют у человека (времена года, время суток, месяц, год, неделя, час, минута). При недоразвитии речи ребенок не усваивает эту специальную терминологию, поэтому затрудняется в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между временными понятиями. Если он не сравнивает временные отрезки, не обозначает их в речи – понятие о временном отрезке не формируется. Поэтому при изучении мер времени, помимо перечисленных трудностей, наблюдаются следующие проблемы:

4. Позднее формирование временных представлений.

5. Плохое запоминание названий временных отрезков (названия дней недели, месяцев и т.п.)

6. Нечеткие представления о продолжительности временных отрезков, различных видов деятельности даже на основе личного опыта

7. Плохо усваивают соотношения единиц измерения времени (так как в этом случае используется не десятичная система, а смешанная: 1 час – 60 мин, 1 сутки – 24 часа, 1 неделя – 7 дней, разное количество дней в месяцах и т.п.)

 





Читайте также:





Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)