Особенности и трудности усвоения данного материала школьниками с ТНР
Тема: Изучение величин на уроках математики в школе V вида. План: Задачи и значение изучения разделов «Метрические системы мер» и «Меры времени» в школе V вида; место данного материала в программе. Особенности и трудности усвоения данного материала школьниками с ТНР. Методические требования к изучению метрической системы мер в школе V вида. Общая схема изучения единиц измерения длины, массы. Содержание методики изучения мер стоимости. Последовательность и методика формирования знаний о мерах времени у учащихся с ТНР. Обучение арифметическим действиям с числами, полученными от измерения величин.
Задачи и значение изучения разделов «Метрические системы мер» и «Меры времени» в школе V вида; место данного материала в программе. При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с единицами измерения длины, стоимости, массы, емкости, времени, учатся проводить измерения с помощью инструментов. Значение изучения величин: Данный материал способствует - Развитию и коррекции высших психических функций: речи, логического мышления, памяти, внимания. - Развитию сенсомоторных функций (пространственных представлений, моторики, тактильного и зрительного восприятия) - Формированию навыков практической деятельности (целенаправленность, самоконтроль и т.д.) Все это позволяет корригировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств учащихся. Изучение величин также: - Расширяет представления о числе - Позволяет учащимся лучше понять закономерности десятичной системы счисления - Расширяет понятие об арифметических действиях - Формирует навыки предварительного анализа задания Поэтому изучение величин способствует закреплению математических знаний учащихся в целом. Важным является и то, что данный математический раздел имеет большую практическую направленность: при изучении величин дети знакомятся с единицами измерения величин, способами их приблизительного и точного измерения, измерительными инструментами и приборами (часами, весами, линейкой и т.п.), т.е. получают знания, умения и навыки, необходимые в повседневном быту любому человеку. Задачи изучения величин:
- Сформировать представления об основных величинах: длине отрезка, стоимости, массе предмета, емкости, времени - Сформировать понятие об основных единицах измерения каждой величины, их соотношении (сколько см в м, в дм и т.п.) - Сформировать умения и навыки измерения величин с помощью соответствующих инструментов (приборов) - Научить выполнять вычисления с числами, полученными от измерения величин
Величинный материал в программе расположен на всех годах обучения. Изучение величинного материала связывается с изучением нумерации чисел, например: в первом классе в связи с изучением чисел первого десятка дети узнают, что 10 сантиметров составляют новую единицу – 1 дециметр. Программа предусматривает знакомство со специальной терминологией, обогащение речи учащихся. Содержание величинного материала см. приложение № 1.
Особенности и трудности усвоения данного материала школьниками с ТНР.
Еще более значительные трудности у детей с ТНР возникают при усвоении единиц измерения времени, т.к. время является абстрактной категорией и воспринимается не с помощью какого-либо анализатора, а опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. В норме детям легче дается практическая ориентировка во времени, чем освоение временных представлений и понятий. Это связано с процессом становления речи, со спецификой словарного запаса и грамматического строя речи ребенка. Особая роль в этом процессе отводится освоению специальной терминологии. Ее формирование очень тесно связано с усвоением тех обозначений и измерений мер времени, которые существуют у человека (времена года, время суток, месяц, год, неделя, час, минута). При недоразвитии речи ребенок не усваивает эту специальную терминологию, поэтому затрудняется в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между временными понятиями. Если он не сравнивает временные отрезки, не обозначает их в речи – понятие о временном отрезке не формируется. Поэтому при изучении мер времени, помимо перечисленных трудностей, наблюдаются следующие проблемы: 4. Позднее формирование временных представлений. 5. Плохое запоминание названий временных отрезков (названия дней недели, месяцев и т.п.) 6. Нечеткие представления о продолжительности временных отрезков, различных видов деятельности даже на основе личного опыта 7. Плохо усваивают соотношения единиц измерения времени (так как в этом случае используется не десятичная система, а смешанная: 1 час – 60 мин, 1 сутки – 24 часа, 1 неделя – 7 дней, разное количество дней в месяцах и т.п.)
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2551)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |