Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Электромеханическое сопряжение




В тетради зарисовать сопряженные графики потенциала действия скелетного мышечного волокна, фаз возбудимости, уровня Са++ в саркоплазме мышечного волокна, механограмму одиночного мышечного сокращения.

 

Ситуационные задачи

1. В несвежих продуктах может содержатся микробный токсин ботулин. Его действие на нервно-мышечные синапсы подобно устранению из них ионов Са++. Почему отравление может оказаться смертельным?

2. Какова возбудимость мышцы в латентный период сокращения, во время фазы укорочения?

3. При длительном раздражении нерва нервно-мышечного препарата где будет прежде всего развиваться утомление:

1) в нерве; 2) в нервно-мышечном синапсе; 3) в мышце.

4. Будет ли происходить сокращение мышцы в безнатриевой среде и почему?

5. Почему в постсинаптической мембране нервно-мышечного синапса не развивается потенциал действия?

6. Основные зоны саркомера I,A,H. Ширина какой из них не изменяется при сокращении мышцы?

 

Занятие № 13

Тема занятия: Физиология двигательных единиц.

Цель занятия: составить представление о двигательных единицах; изучить виды двигательных единиц, типы сокращения скелетной мышцы, механизмы утомления мышцы.

Знать Уметь
1) Понятие «двигательная единица», виды двигательных единиц. 2) Механизмы развития утомления мышцы в целостном организме. 1) Рисовать схему двигательной единицы.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.

3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.

4. Морфология и физиология мышц. Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов всех факультетов. Сазонова Е.Н., Демидова О.В. -Хабаровск: Издательство ДВГМУ 2014. (с комплексом обучающих презентаций).

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Понятие двигательной единицы.

2. Сравнительная характеристика быстрых и медленных двигательных единиц.



3. Механизмы регуляции силы сокращения мышцы. Понятие тетануса

4. Физиология утомления скелетной мышцы.

5. Методы исследования функционирования мышц.

6. В тетради для самоподготовки зарисовать схему двигательной единицы, обозначить ее элементы.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1

Кистевая динамометрия.

Для проведения исследования используется кистевой динамометр. С помощью винта сброса стрелка динамометра устанавливается в начальное положение. Взять динамометр в правую руку, вытянутую горизонтально и максимально сжать пружину прибора. Зарегистрировать силу сокращения. Используя кистевой эспандер многократно сокращать мышцы кисти с максимальным усилием, добиваясь утомления мышцы. Кистевым динамометром регистрировать силу каждого десятого сокращения. Отмечать в таблице и на графике силу первого и каждого десятого последующего сокращений. Исследование прекращают, когда станет очевидным устойчивое снижение силы сокращений вследствие утомления.

Таблица 6

Показатели силы сокращения мышц кисти рук в динамике

Количество сокращений Показатели динамометра (в кг)
1 сжатие  
10 сжатие    
20 сжатие  
30 сжатие  
и.т.д.  

Рис. 4. Динамика развития утомления мышц кисти рук.

 

В выводе указывают причины развившегося утомления. Объяснить от чего зависит сила сокращения целостной мышцы и динамика утомления.

 

 

Занятие № 14.

Тема занятия: Законы раздражения, их значение для оценки уровня возбудимости нервной и мышечной тканей.

Цель занятия: изучить закономерности формирования возбуждения при действии на возбудимые структуры раздражителей разной силы, частоты, длительности, имеющих разный градиент нарастания силы, при раздражении тканей постоянным током.

 

Знать Уметь
1) Формулировки законов раздражения (закона силы, закона длительности, закона частоты, закона градиента, закона действия постоянного тока). 2) Физиологические основы действия электрического тока на живую ткань. 1) Рисовать кривую Гоорвега-Вейса-Лапика, показывать на кривой реобазу, полезное время, хронаксию. 2) Пояснять физиологические основы использования электрического тока малой интенсивности в физиотерапевтических целях. 3) Пояснять методику проведения и медицинское значение метода хронаксиметрии.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.

3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Характеристика понятия гомогенных и гетерогенных возбудимых систем.

2. Закон силы для гомогенных и гетерогенных возбудимых систем. Понятие и свойства локального ответа.

3. Закон длительности действия раздражителя для гомогенных и гетерогенных возбудимых систем. Смысл кривой Гоорвега-Вейса-Лапика, понятия реобазы, полезного времени, хронаксии. Методика проведения и клиническое значение хронаксиметрии.

4. Закон частоты действия раздражителя. Понятие лабильности возбудимой системы, частотного оптимума и пессимума.

5. Закон градиента. Определение понятий: критическая скорость нарастания силы раздражения, аккомодация. Механизмы аккомодации.

6. Полярный закон раздражения Пфлюгера. Понятия и механизмы анодно-размыкательного возбуждения, катодической депрессии.

7. В тетради для самоподготовки зарисовать кривую Гоорвега-Вейса-Лапика. Обозначить на графике и дать определение понятиям реобазы, полезного времени, хронаксии.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

В начале лабораторной работы проводится просмотр учебного видеофильма «Законы раздражения».

Работа № 1





Читайте также:






Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)