Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

СИНТЕЗ И РАСПАД ГЛИКОГЕНА




Наиболее важным углеводом организма человека является глюкоза. Она поступает с пищей, в глюкозу превращаются углеводы в печени, из глюкозы могут образоваться все остальные углеводы в организме. Она является универсальным топливом. Глюкоза превращается в гликоген в печени, и гликоген служит источником глюкозы в организме.

Биосинтез гликогена – гликогенез происходит в процессе пищеварения (в течении 1-2 часов после приема углеводной пищи). Особенно активно гликогенез происходит в печени и мышцах:

1– 2. Фосфорилирование глк

Катализирует реакцию фермент гексокиназа. В печени также есть фермент глюкокиназа класс Трансферазы.

Клеточная мембрана проницаема для глк, но не проницаема для фосфорилирования, глк как бы запирается в клетке.

3. Через фосфодиэфирную связь глюкоза соединяется с УДФ. УДФ–глк. является активированной формой глк, непосредственно включающейся в реакцию полимеризации. УДФ – глюкоза переносит глюкозный остаток на затравочное количество гликогена, уже имеющегося в мышцах или печени.

Глюкозо-1-фосфат + УТФ < = > УДФ-глюкоза + Н4Р2О7 (пирофосфат)

4.

 

5. УДФ + Н3РО4 нуклеозиддифосфаткиназаУТФ

Ост. АТФ

При этом АТФ → АДФ

Т.о. строятся линейные отрезки гликогена, т.е. образуется 1→4 гликозидные сязи.

Образование разветвлений в молекуле гликогена происходит под действием специфического гликогенветвящего фермента амило(α1,4→α1,6)трансгликозилазы, который переносит короткие фрагменты (по 2-3 глюкозных остатка) с одного участка гликогена на другой и образует 1,6-гликозидные связи (точка ветвления). Путем чередования действия этих двух ферментов наращивается молекула гликогена.

Е гликогенсинтетаза находится в организме в двух формах: фосфорилированная или неактивная форма, которая называется гликогенсинтетаза Д; нефосфорилированная или активная гликогенсинтетаза I.

Переход этих форм друг в друга происходит с помощью двух ферментов:

Киназы гликогенсинтетазы

Фосфотазы гликогенсинтетазы АДФ

АТФ киназа



Нефосфорил-я, активнаяфосфорилир.неактивная

гликогенсинтетаза I фосфотаза гликогенсинтетаза Д

 

Среднее содержание гликогена в печени колеблется в пределах 5-7%

а) при нормальном смешанном питании глк превращается в

- гликоген 3%

- жиры 30%

- окисляется до СО2, Н2О – 70%

б) при обильном углеводном питании глк превращается в

- гликоген 10%

- жиры 40%

- окисляется до СО2, Н2О – 50%

в) при голодании в течении суток почти весь гликоген без остатка утилизируется и его не удается обнаружить в печени обычными биохимическими реакциями.

Содержание гликогена в печени зависит от его синтеза (гликогенеза) или распада (гликогенолиза).

Распад гликогена (гликогенолиз)

происходит двумя путями

гликоген

_______________________________________________________________

       
   


Фосфоролиз (+Фн) гидролиз (+Н2О)

Глюкоза-1-фосфат глюкоза


Глюкоза-6-фосфат

 

Лактат

(гликолиз)

 

Гидролиз гликогена (крахмала) происходит в ЖКТ под действием специфических амилаз.

Энергетически более выгодным является второй путь расщепления гликогена – фосфоролиз. Фосфоролитический распад играет ключевую роль в мобилизации полисахаридов.

гликогенфосфорилаза

(C6H10O5)n+ H3PO4 (C6H10O5)n–1+ Глюкозо-1-фосфат,

где (С6Н10О5)n означает полисахаридную цепь гликогена, а (С6Н10О5)n,– ту же цепь, но укороченную на один глюкозный остаток.

В этой реакции от нередуцирующего конца отщепляется один остаток глюкозы и соединяется в фосфорной кислотой, процесс повторяется многократно, пока весь полимер не будет расщеплен до точки ветвления. Образуется остаточный декстрин. Другой фермент изоамилаза, разрывает 1→6 гликозидные сязи, далее для действия фосфорилазы отрывается новый участок полисахаридной цепи. Фосфоролиз энергетически более выгоден, т.к. в результате образуется глюкоза уже в активированном состоянии – глюкоза-1-фосфат, которая легко вступает в различные реакции

 

Гликоген

 
 


Фн 1

 
 


Глюкоза-1-фоосфат

Глюкоза-6-фосфат

       
   


Анаэробный гликолиз Синтез глюкозы

(лактат)

 





Читайте также:





Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)