Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лабораторные работы (лабораторный практикум)



2015-11-07 777 Обсуждений (0)
Лабораторные работы (лабораторный практикум) 0.00 из 5.00 0 оценок




№№ и названия разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы
Раздел 1. Дошкольная педагогика как наука об образовании ребенка Лабораторная работа № 1 (2 часа). Дошкольник как объект изучения и субъект воспитания   Задачи изучения темы: 1.Раскрыть значение дошкольного детства в становлении личности. 2.Раскрыть роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка дошкольного возраста. 3.Раскрыть роль деятельности как условия и средства развития и воспитания ребенка. 4.Раскрыть принцип индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса. 5.Учиться применять знания по возрастной психологии для обоснования особенностей построения взаимодействия воспитателя с дошкольниками. Содержание работы: Задание 1. На основе работы с первоисточниками составить психолого-педагогический портрет ребенка-дошкольника (младшего, среднего, старшего возраста), отразив в нем особенности психического развития на данном этапе дошкольного детства, социальную ситуацию развития, возможности в овладении разными видами детской деятельности, своеобразие общения с сверстниками и взрослыми, потенциальные возможности и ориентиры дальнейшего развития. Оформите содержание в виде текста-сообщения для родителей от имени ребенка Задание 2. Заполните таблицу по использованию диагностических методов при изучении развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.
Метод Возможности изучения
Педагогическое наблюдение  
Беседа  
Анализ детских работ и т.д.  

 

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб пос для студ. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов – М : Академия, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Дьяченко О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.И. Булычева и др. / под общ ред.О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой – М.: ДЦВ, 1996.

2. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / СПб.: «Детство – Пресс», 2010. –

3. Якобсон С.Г. Дошкольник и психология и педагогика возраста: методич. Пос. для воспитателя детского сада / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева – М.: Дрофа, 2006.

Дополнительно рекомендуемая

1. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание.- 1993.- №1.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1988- Гл 2. (или другой учебник по детской психологии).

3. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.- М.: Просвещение, 1989.

Портрет развития ребенка дошкольного возраста: «Я развиваюсь, умею, знаю, хочу»
Раздел 3. Целостный педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Лабораторная работа № 2 (4 часа). Планирование образовательного процесса дошкольного учреждения     Задачи изучения темы: 1.Уточнить теоретические знания о сущность, принципах и технологиях планирования образовательного процесса в ДОУ. 2.Учиться анализировать планы воспитательно-образовательной работы с детьми. 3.Учиться разрабатывать отдельные виды планов образовательного процесса детского сада. Содержание работы: 1.Проанализируйте календарно-перспективные планы воспитательно-образовательной работы детского сада, план руководства развитием игровой деятельности детей. 2.Разработайте план руководства развитием сюжетно-ролевой игры или трудовой деятельности детей на выбор дошкольного возраста для разных возрастных групп (срок – 1-2 недели). Вопросы для анализа календарно-перспективного плана. 1.В какой период времени и для какой возрастной группы спланирован в данном документе педагогический процесс? 2.Решение каких задач предусмотрено планом? 3.Какова структура плана? Насколько она целесообразна? 4.Какие виды деятельности и режимные моменты использованы для решения поставленных задач воспитания и обучения ребенка? 5.На каком содержании реализуются задачи воспитания и обучения детей в данном плане? Прослеживается ли связь задач образовательной работы и ее содержания? В чем это выражается? 6.Какие методы и формы организации образовательного процесса применяются для достижения задач образовательного процесса в плане? Насколько адекватен их выбор и сочетание? 7.Какие условия предусмотрены для успешного осуществления образовательного процесса? 8.Как отражена индивидуальная работа с детьми в плане? Преемственно ли ее содержание с содержанием групповой и фронтальной работы с детьми? 9.Как устанавливается взаимосвязь между разными видами детской деятельности для достижения целостности образовательного процесса? 10.В какой степени представленный план реализует принципы системности, систематичности, последовательности, активности образовательной работы с детьми? 11.Какие рекомендации по усовершенствованию плана можно дать воспитателю? Вопросы для анализа плана руководства развитием игровой деятельности детей. 1.Какие задачи воспитания и развития ребенка ставятся в процессе руководства сюжетными(другими видами) играми? 2.Какое содержание работы предусмотрено педагогом для развития игры как вида детской деятельности? 3.Какие средства и методы предполагает использовать педагог при руководстве игрой на разных этапах для решения поставленных задач? Целесообразность их подбора и сочетания. 4.Как используется игра для решения задач развития личности ребенка, его познавательных процессов? 5.Какие методы и формы педагогической работы предусмотрены для решения задач развития межличностных отношения детей в игре? Их целесообразность? 6.Каким образом отражена в плане индивидуально-дифференцированная работа с детьми? 7.Как предполагает воспитатель реализовать принципы взаимосвязи разных видов игр детей? 8.Как обеспечивается содержанием плана связь игры с другими видами детской деятельности? 9.Как отражен в плане ожидаемый результат педагогической работы на разных этапах руководства детской игрой? 10.Как отражена в плане работа по обогащению игровой среды? Вопросы для анализа плана руководства развитием трудовой деятельности детей. 1.Какие задачи воспитания, обучения и развития ребенка ставит педагог в плане? 2.Какие виды труда предусматривает использовать педагог для решения поставленных задач? Насколько целесообразен данный выбор? 3.Какие формы организации детского труда использованы педагогом для решения поставленных задач? Как обеспечивается их взаимосвязь? 4.Какие методы спланированы для достижения поставленных задач? Насколько адекватен и целесообразен их выбор и подбор? 5.Какие условия предусмотрены в плане для реализации поставленных задач? 6.Как спланирована дифференцированная и индивидуальная работа по овладению детьми трудовой деятельностью? 7.Каким образом обеспечивается содержанием плана связь трудовой и других видов детской деятельности? 8.В какой степени и каким образом обеспечивается постепенный переход детей на уровень самостоятельного выполнения трудовой деятельности? 9..Какие методы и средства педагогической работы предусмотрены для развития межличностных взаимоотношений детей и сплочения группы в целом? 10.Как обеспечена взаимосвязь содержания работы по развитию трудовой деятельности детей с разделами ознакомления дошкольников с окружающей действительностью, развитием речи и общения? Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: Уч. пос. для студ. высш. учеб. заведен. / Болотина Р.Л, Баранов С.П., Комарова Т.С. – М: Академический проект, Культура - 2005 – С.165-172. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. / Т.А. Куликова, С.А. Козлова - М., 2004, 2007, 2008. Дополнительная 1. Грибанова М.В. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей 3-7 лет. Учебно-методическое пособие.- Пермь: ПГПУ, 2003. 2. Грибанова М.В., Сухнева С.Л. Организация управления процессом освоения проектной деятельности сотрудниками ДОУ № 21 // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: матер. междунар. науч.-практ. конф. – Пермь. 2005. – Часть 1. 3. Красницкая Г. Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду / Красницкая Г. // Дошкольное воспитание.- 1991.- №4. 4. Фадеева Е.М. Планирование образовательной работы – одно из условий обеспечения качества образования // Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: матер. междунар. науч. – практ. конф. – Пермь. 2005. Тематические перспективные планы по одному из видов детской деятельности (игровой или трудовой), анализ планов педагогов
Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Лабораторная работа № 3 (2 часа). Эстетическое воспитание детей в ДОУ Задачи: 1.Познакомиться с организацией процесса эстетического воспитания в ДОУ. 2.Учиться анализировать эстетически-развивающую среду ДОУ 3.Познакомиться с занятиями по художественно-эстетическим видам деятельности в разных группах. Примечание: занятие проводится на базе ДОУ (или с использованием видеозаписей). Содержание деятельности: Задание 1. Изучите художественное оформление одной из групп по показателям: -динамичность и педагогическая направленность в оформлении -стиль эстетического оформления -использование произведений искусства -использование декоративных украшений, детских работ -гармоничность интерьера в целом -соответствие возрасту детей Задание 2. На занятии (музыкальном, по лепке, по рисованию…) в старшей групп выделите: умеют ли дети рисовать и лепить с натуры, теме или замыслу; отображать сюжет в этих видах творчества, композиционно строить рисунок, пользоваться цветовой гаммой, чувствовать ритм, форму, пропорции. Задание 3. Изучите проявление самостоятельности и творчества детей: их отношение к изображаемому, проявление способностей; характер переживаний при создании рисунка, танца, скульптуры; проявляют ли способность к «вхождению в образ»; присутствие «индивидуального почерка», своеобразия исполнения. Вопросы для обсуждения: -как вы оцениваете качество оформления учреждения требованиям построения развивающей среды и эстетики? -разнообразны ли творческие задания, предлагаемые педагогом детям? -как можно оценить используемые педагогом методы и приемы художествнно-эстетического воспитания детей? -создаются ли условия для развития инициативы, самостоятельности, творческости в детском саду? -какие предложения могут быть даны вами педагогу. Фотозапись наблюдений, бесед с педагогами, письменный анализ.
Раздел 5. Взаимосвязь, организация и руководство де6тскими видами деятельности. Лабораторная работа № 4 (4 часа). «Организация развивающей среды в ДОУ» Задачи: 1.Познакомиться с практикой реализации предметно-развивающей среды в разных группах ДОУ. 2.Учиться систематизировать материал наблюдений и бесед с педагогами. Задание: Познакомьтесь с предметно-развивающей средой одной из групп ДОУ. Проанализируйте ее содержание и организацию с точки зрения принципов построения развивающей предметной среды в детском саду. Заполните таблицу
Принципы  
Соответствия возрасту  
Дистанции, позиции при взаимодействии  
Активизирующего начала  
Стабильности, динамичности  
Комплексного зонирования  
Эмоциогенности  
Индивидуальной комфортности  
Сочетании привычных и неординарных элементов в создании среды  
Открыости / закрытости  
Учета половых и возрастных различий  
Содержательной наполняемости  

 

Примечание: анализируя содержательную наполняемость следует ориентироваться на временные, примерные требования к среде развития ребенка в ДОУ.

Для уточнения деталей и учета работы современных детских садов, следует обратиться к педагогу за пояснениями.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пос. для студ. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов – М.: Академия, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / учеб. пос. для студ. высш. и сред. учеб. завед. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. / под общ. ред. С.А. Смирнова – М.: Академия, 1999. – С. 398-417.

 

Письменный анализ предметно-развивающей среды в одной из групп детского сада


2015-11-07 777 Обсуждений (0)
Лабораторные работы (лабораторный практикум) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лабораторные работы (лабораторный практикум)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (777)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)