Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания к самостоятельной работе



2015-11-07 2349 Обсуждений (0)
Задания к самостоятельной работе 4.80 из 5.00 5 оценок






Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел 1.Дошкольная педагогика как наука об образовании ребенка
Задание 1. Дошкольная педагогика как наука.* Задачи изучения темы: 1.Раскрыть основные научные характеристики педагогики как науки. 2.Учиться устанавливать связи дошкольной педагогики и других наук о ребенке, человеке, их развитии. 3.Учиться систематизировать учебный материал в виде опорных схем.     Задания к изучению темы 1.Раскройте сущность дошкольной педагогики как науки, отрасли педагогического знания. 2.Дайте содержательную характеристику объекту, предмету, функциям и задачам дошкольной педагогики как науки. 3.Раскройте содержание связи дошкольной педагогики с другими науками о ребенке по следующим направлениям: - использование дошкольной педагогикой для решения научно-практических задач обобщающих выводов, идей других наук о ребенке; - применение дошкольной педагогикой для разработки теории и практики воспитания дошкольника экспериментальных данных о развитии ребенка дошкольного возраста, полученных другими науками; -применение дошкольной педагогикой методов изучения ребенка, разработанных другими науками; -участие дошкольной педагогики в комплексном решении задач изучения и воспитания ребенка дошкольного возраста. 4. Составьте схему «Связь дошкольной педагогики с другими науками». 5. Раскройте основные направления развития дошкольной педагогики как науке в ближайшем будущем. Методические рекомендации к выполнению практического задания: при составлении схемы необходимо отразить: -с какими науками о ребенке, обществе, воспитании, обучении и познании связана дошкольная педагогика; - основные формы таких связей; -значение внешних связей дошкольной педагогики с другими науками для развития ее основных отраслей. Формы отчетности: письменные ответы на задания к изучению темы, схема «Связь дошкольной педагогики с другими науками». Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная 1. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008. 2. Ткачев С. Гуманизация педагогики // Дошкольное воспитание -1996. -№3. И др. литература по выбору студента.
Задание 2. Категориальный аппарат дошкольной педагогики как науки Задачи изучения темы: 1.Раскрыть содержание основных педагогических понятий 2.Учиться работать с информационно-справочной литературой. 3.Учиться составлять индивидуальный педагогический словарь. Задания к изучению темы Подобрать литературу, в которой предложены определения указанных педагогических понятий. Выписать определения понятий: воспитание, дошкольное воспитание, образование, дошкольное образование, педагогический процесс, педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, педагогическая система» и др. Сравнить содержание определений педагогический понятий, предлагаемых в разных информационно-справочных источниках. Установить связь между разными педагогическими понятиями. Форма отчетности: индивидуальный педагогический словарь.  
Задание 3. Связь дошкольной педагогики с другими науками о человеке. Система дошкольного образования. Задачи изучения темы: 1.Познакомиться с связями дошкольной педагогики как науки с другими наукам о человеке, выявить роль знаний о анатомии, физиологии, психологии ребенка дошкольного возраста для развития педагогического знания. 2.Учиться отражать учебный материал в форме схемы (графически) Задания для изучения темы 1.Назовите основные функции и задачи дошкольной педагогики как науки. 2.Приведите примеры использования знаний других научных областей, изучающих человека, для решения задач дошкольной педагогики. 3.Отразите систему педагогических наук, с которыми связана дошкольная педагогика в схеме( задание выполняется совместно с преподавателем) Формы отчетности: письменные ответы на вопросы Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008.
Задание 4. Развитие идеи дошкольной педагогики в работах отечественных ученых* Задачи: 1.Познакомиться с взглядами на воспитание маленького ребенка педагогов Ушинского К.Д., Тихеевой Е.И., Водовозовой И.Е. 2.Учиться оформлять учебный материал в виде тезисной статьи об одном из ученых Задания к изучению темы Напишите текст статьи об одном из ученых. Примерные темы статей: 1. Метод «игры-труда» Е.И. Тихеевой 2. Диалог К.Д. Ушинского и М. Монтесоори 3. Водовозова Е.И. – основоположник развития принципа активности в отечественной дошкольной педагогике Форма отчетности: текст тезисной статьи, которую можно было бы предложить для воспитателей, родителей, в журнал детского сада. Литература: Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная 1. Болотова Л.Р. Дошкольная педагогика: уч. пос для студ высш учеб завед / Л.Р. Болотова, С.П. Баранов, Т.С. Комарова – М:Аадемический проект; Культура, 2005. – С.29-33. 2. История дошкольной педагогики. / Под ред. Л.Н. Литвина - М., 1989.
Задание 5. Развитие идей дошкольной педагогики во торой половине20 века Задачи изучения темы: 1.Раскрыть основные направления развития дошкольной педагогики в России в советский период. 2.Раскрыть основные направления научных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики ПГПУ. 3.Учиться аннотировать научные статьи. Задания к изучению темы 1.Выделите основные этапы развития отечественной дошкольной педагогики как науки в 20-21 веке. 2.Раскройте основные направления педагогических исследований в области изучения воспитания и обучения детей дошкольного возраста на каждом этапе. Кратко раскройте содержание, результаты и значение этих исследований для развития теории и практики дошкольного образования. 3.Раскройте основные направления научных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ, раскройте значение этих исследований в решении актуальных проблем современного дошкольного образования. 4.Дайте содержательную характеристику отдельных исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГПУ ( аннотирование статей). 5.Сделайте выводы о результативности научного изучения проблем дошкольного воспитания на этапе 20-21 века. Сформулируйте актуальные проблемы и направления исследований на ближайший период развития отечественной дошкольной педагогики как науки. Методические рекомендации: К ответу по четвертому вопросу студент прорабатывает одну статью (на выбор), отражающую материалы исследований сотрудников кафедры дошкольной педагогики, конспектирует ее и на основе этого пишет аннотацию. Формы отчета: конспекты, тезисы ответов на вопросы и задания, аннотация на одну статью (по выбору студента), освещающую материалы исследований кафедры дошкольной педагогики ПГПУ. Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная 1. Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики и психологии дошкольного детства / А.В. Запорожец // Общественное дошкольное воспитание на современном этапе / Под ред. М.И. Журавлевой.- М., 1981. 2. Запорожец А.В. Основы дошкольной педагогики. /А.В. Запорожец, Т.А. Маркова; под ред. А.В. Запорожца.- М.: Просвещение , 1980.- Гл. 1. Параграф 2, Гл.11. Параграф 2. 3. Поддьяков Н.Н., Казарян Л. Педагогика дошкольного детства/ Н.Н. Поддьяков, Л. Казарян // Дошкольное воспитание . -1987.- № 11. 4. Пименова Л.В. Кафедра дошкольной педагогики и психологии сегодня. / Л.В. Пименова // Совершенствование качества дошкольного образования в пермской области. Сборник научных трудов и материалов педагогического опыта./ под ред. Л.В. Пименовой - Пермь ,2001. Литература для аннотирования: 1. Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании. Материалы междунар. научно-практ. конф. .( г. Пермь, 25-26 мая) ; В 2 ч./ Ч 1. / под ред. Л.В. Коломийченко и др - Пермь, 2005. Статьи Захарищевой М.А., Коломийченко Л.В., Токаевой Т.З., Маланиной М.В. и др. 2. Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. Сборник научных трудов и материалов педагогического опыта.- Пермь., 2001. Статьи: Федотовой А.М., Токаевой Т.Э., Крыловой Н.М., Прозументик О.В., Беклемышевой Н.Ю. и др. И другая литература по выбору студентов. Методические рекомендации к составлению аннотаций на научные статьи по проблемам воспитания детей дошкольного возраста Аннотация – краткая характеристика произведений печати, их совокупности или частей с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация предполагает краткое изложение первоисточника. Обычно содержит в себе сведения об авторе, содержании произведения, его актуальности. В аннотации отражаются основные моменты статьи. Аннотация носит рекомендательный или пояснительный характер. Аннотация составляется с целью ориентации читателя в разнообразии печатного материала. Она должна давать ясные и краткие пояснения и представления о том, следует ли читателю обращаться к знакомству с оригиналом. Если не представляется возможности ознакомиться с первоисточником, то аннотация должна заменить таковой, быть предельно исчерпывающей. Аннотация по форме должна соответствовать оригиналу и его научно-педагогической значимости. Оценка (кроме указаний рекомендательного характера: кому может быть адресована или интересна аннотируемый первоисточник) и критика не входят в содержание аннотации.
Задание 6. Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых Задачи изучения темы: 1.Познакомиться с педагогическими идеями о дошкольном воспитании в трудах зарубежных педагогов. 2.Учиться систематизировать учебный материал.

Задания к изучению темы.

На основе анализа источников составить схему таблицу, отражающую основные идеи воспитании и образовании детей до школы.

 

Педагог-ученый Основные труды Роль дошкольного детства в развитии личности Роль воспитания в развитии дошкольника Цель и задачи воспитания Содержание воспитания ребенка Методы и средства Значение вклада в развитие дошкольной педагогики
                 

Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, Р. Оуэн, С. Френе,

М. Лангефельд, Х. Мах, Б. Хасенштейн, С. Байер –Климпфингер и др.

Примечание: на обратной стороне таблицы-схемы необходимо записать выводы об основных направлениях изучения зарубежными педагогами проблем и вопросов дошкольного воспитания, о сходстве и отличии их позиций.

Форма отчета: схема-таблица «Развитие идей дошкольного воспитания в трудах зарубежных ученых».

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2008.

2. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб завед./ Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова – М.: Академия, 2001 – С.6-79.

3. Флегонтова С. Френе. Педагогика практической деятельности/ С. Флегонтова // Ребенок в детском саду. – 2003.- №6.

4. Флегонтова С. Классика педагогики детского сада Ф. Фребеля/ С. Флегонтова// Ребенок в детском саду. - 2003. -№5.

5. Флегонтова С. Классика педагогики И.Г. Песталоцци/ С. Флегонтова // Ребенок в детском саду. – 2003 - № 2.

Интернет-ресурсы:

1. Педагогическая система М. Монтессори: сущность, особенности. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2579

2. Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики – http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/rudolf_shtayner_osnovatel_valdorfskoy_pedagogiki.html

3. Система Марии Монтессори. – http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_montessori/metodika_montessori/id/797

4. Титов В.А. История педагогики. – http://www.univer5.ru/pedagogika/istoriya-pedagogiki.-konspekt-lektsiy-titov-v.a.html

Задание 7. Реализация педагогических метапринципов в образовательных программах для ДОУ* Задачи изучения темы: 1.Учиться соотносить ведущие методологические подходы с содержанием программных документов. 2.Учиться применять усвоенный на лекциях материал для решения учебных задач. Задания к изучению темы Познакомьтесь содержанием двух образовательных программ для ДОУ. Проанализируйте их содержание с точки зрения реализации ведущих педагогических метапринципов. Заполните таблицу (напротив метапринципа приведите пример, каким образом он реализуется в программе)
Принципы Программа «Истоки» Программа социального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста
Антропологический    
Полисубъектный    
Индивидуального подхода    
Культурологичский    
Личностно-деятельностный    

Примечание: студент знакомится и проводит анализ введения и одной из возрастных групп (средней или старшей)

Форма отчетности: схема-таблица.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

2. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко - Пермь, 2002

Задание 8. Методы педагогического исследования* Задачи изучения темы: 1.Раскрыть сущность педагогического исследования, его уровни, этапы, методы. 2.Учиться анализировать статьи научного характера. Задания к изучению темы 1.Дать определение понятия “педагогическое исследование”. Раскрыть специфику педагогического исследования в дошкольной педагогике. 2.Раскрыть уровни педагогического исследования. 3.Дать характеристику этапов педагогического исследования. 4.Раскрыть сущность метода педагогического исследования дать характеристику методов исследования, применяемых в дошкольной педагогике. Формы отчета: письменные ответы на задания и вопросы, письменный анализ статей. Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная 1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед институтов / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М., 1988.- Часть 1.- С 23-28. 2. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008. Статьи для подготовки индивидуальных сообщений. 1. Сорокина С.И. Проблема развития детско-родительских взаимоотношений в диадической семье // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Сб. науч. тр. - Часть 2./ Сорокина С.И.- Пермь., 1997. 2. Токаева Т.Э Развитие самостоятельности ребенка 4-5 лет средствами занимательных физкультурных упражнений // Психолого – педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Сб. науч. тр./ Токаева Т.Э. - Часть 2.- Пермь., 1997. 3. Князева Л.П., Грибанова М.В., Вожакова Л.Г., Драчева О.И. К проблеме развития творчества детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности // Психолого – педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Сб. науч. тр./ Князева Л.П. - Часть 2.- Пермь., 1997.
Задание 9. Гуманизация педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Задачи: 1.Раскрыть гуманистический подход к воспитанию ребенка к трудах Водовозовой Н.Н., Каптерева П.Ф., Лесгафта П.Ф, Ушинского К.Д.. и др педагогов. 2. Учиться анализировать учебный материал. Задания к изучению темы Сделайте анализ статьи из периодической печати начала 20 века Форма отчетности: письменные ответы на вопросы и анализ статьи периодики 20 века. Вопросы для анализа учебного материала: 1.Каковы предпосылки возникновения и этапы становления гуманистической педагогики 19 века? 2.Какие основные направления развития гуманистических идей теории и практики можно выделить в теории и практике образования в России во второй половине 19 века? 3.Какое влияние оказала западно-европейская педагогическая мысль на развитие русской гуманистической педагогики? 4.В чем состоит гуманистическая направленность педагогической деятельности великих русских педагогов Л.Н. Толстого, К.Д, Ушинского, П.Ф. Лесгафта и др.? 5. Имеют ли педагогические идеи ученых прошлого значение сегодня? Почему? «О дурном расположении духа в наставнике» В деле воспитания учения , как известно, личность воспитателя и учителя играет важную роль. Личность наставника должна быть нравственно высока, безукоризненна; но наставник человек и подвержен общечеловеческим слабостям. Бороться с ними, побеждать их -весьма важная задача для наставника. Эта слабость встречается , к сожалению, довольно часто: неумение наставника владеть собою тогда, когда он находится в дурном расположении духа. Слово есть главное орудие учителя. Поэтому урок, данный в дурном расположении духа, произведет результат отрицательный. Ученики часто получают отвращение к предмету, приправленному таким невкусным преподаванием. В таком состоянии человек, обыкновенно, бывает несправедлив неумерен в своих требованиях Для успешного действия на педагогическом поприще одно верное средство: чтобы наставник весело, бодро, с любовью принимался за свое дело, не довольствовался только формальным исполнением своих обязанностей и избегал всегда и везде на служебном поприще опаснейшего и злейшего врага своего – дурного расположения духа. («Журнал для воспитания. Руководство для родителей и преподавателей, издаваемое А. Чумиковым – 1858 – Т.3.) Вопросы к статье. 1.Согласны ли вы с позицией автора? 2.Какой принцип, по мнению автора, должен лежать в основе взаимоотношений педагога с ребенком. Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная 3. Великий педагог К.Д. Ушинский – http://www.epwr.ru/quotauthor/271/ 4. Идеи Е.Н. Водовозовой в современном образовательном процессе – http://www.school2100.ru/upload/iblock/137/1372410f26eb4187e8e890d70f784187.pdf 5. Педагогическая деятельность и взгляды П. Каптерева – http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/pedagogicheskaya_deyatelnost_i_vzglyadi_p_kaptereva.html 6. Педагогические идеи Л.Н. Толстого – http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26678-pedagogicheskie-idei-ln-tolstogo.html 7. Педагогические идеи П.Ф.Лесгафта – http://www.elective.ru/arts/ped01-k0581-p30114.phtml 8. Титов В.А. История педагогики. – http://www.univer5.ru/pedagogika/istoriya-pedagogiki.-konspekt-lektsiy-titov-v.a.html
Задание 10. Особенности и возможности развития ребенка дошкольного возраста Задачи 1.Учиться применять знания и развитии ребенка-дошкольника, освоенные в курсе дошкольной педагогики и смежных дисциплин. 2.Учиться решать педагогические задачи, используя знания о развитии ребенка-дошкольника Задания к изучению темы 1.Заполните таблицу: «Достижения развития ребенка дошкольного возраста»  
Проявления развития Возраст
Ребенок начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю – это проявление…………. ……………………
Процессы приобретают черты произвольности  
Ребенок не умеет ставить цель специально запомнить то, что не запоминается само собой  
Игра становится групповой, совместной  
Речь ребенка становится средством общения и средством выражения мыслей, рассуждений  
Ребенок борется за самостоятельность, требует уважительного отношения к себе  
Особенность образа « Я» - отношение к своим качествам  
Дети стремятся к установлению связей и зависимостей в окружающем мире  
Отношения сверстников обостряются, так как каждый ребенок стремится настоять на своем  
Приобретает способность воображать на основе словесного описания  
Объем внимания не превышает одного объекта  
Мышление приобретает наглядно-образный характер  
Ребенок много рассуждает  
Активно развивается способность к продуктивному целеполаганию  
Процессы восприятия отделяются от предметной деятельности  
Увеличивается острота зрения и способность цветоразличения  
Ребенок приобретает способность к разумному планированию  
Период идентификации со взрослым своего пола  
Содержание образа Я носит субъективный характер  
Эмоциональные реакции приобретают стабильность и уравновешенность  
Появления «я» идеального  
Уменьшение зависимости внимания от непосредственного интереса к предмету  
Появление элементов логического мышления  

 

2. Решите педагогические задачи и ситуации

А.Трехлетняя Катюша начала одеваться на прогулку, но, пока выворачивала налицо колготки, кофту, рейтузы, отстала от других детей.

С чем связано такое поведение девочки?

Что должен делать в такой ситуации педагог?

 

Б. четырехлетний Кирилл после занятия забыл убрать за собой стульчик. Няня сказала: « мальчику: «Кирюша, поставь свой стульчик на место».

-А это не мой стульчик! Моего стульчика нет! – заявил он

-Возьми другой, все стульчики одинаковые!- настаивает взрослый, но мальчик упрямится.

Объясните поведение Кирюши.

Как поступить взрослому? Аргументируйте точку зрения.

 

В. Вадик пришел из детского сада и сообщил : «Мама, нам дали задание – сочинить сказку про любое дерево, снежинку, тучку».

Вечером, когда сын уже был в кровати,они вместе придумали сказку: «Жила-была тучка, в ней было много капель. Одна, самая большая, не удержалась и оторвалась от тучки. А так как была зима, то капля превратилась в снежинку по пути на землю. Снежинка кружилась, кружилась в воздухе и, наконец, упала на сидящую собаку. Собака испугалась, соскочила с места и побежала прочь. Снежинка снова полетела вверх. Она опустилась на рукавичку мальчику, который, увидев ее, долго любовался ею, потом дунул на нее, снежинка снова превратилась в капельку…»

На следующий вечер сын сказал матери: «Любовь Александровна сказала, что это не сказка, такс в жизни бывает….».

О каком возрасте ребенка идет речь?

Прав ли педагог? Как бы вы поступили на месте мамы?

 

Г.Когда дети построили постройки из строительного материала, воспитатель похвалил:

-Молодцы. Все были внимательны, не отвлекались, поэтому получились такие красивые постройки. И у Вали, и у Пети.

-А у меня? – послышалось с разных сторон…

- И у тебя крепкий мостик, и у тебя Оленька…..- с улыбкой отвечал каждый ребенок

Определите возраст детей. Чем вызвана такая реакция на общую похвалу?

 

Д. В детском саду существует правило: любую вещь после использования надо положить на место. Понимают ли дети, почему воспитатель от них это требует?

Обычно дети на такой вопрос отвечали: «Чтобы красиво было. Так воспитатель велит, Чтобы не наказывали. Гости придут, полюбуются порядком.»

Детям какого возраста следует обязательно выполнять такое правило? Почему? Какие условия необходимо соблюдать для формирования осознанной привычки?

Форма отчетности: заполненная таблица, письменное решение педагогических задач.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Красницкая Г.С. Практикум по дошкольной педагогике. Пособие для сред. и высш. пед. учеб. зав. и работников дошк учрежд / Г.С. Красницкая, Б.Р. Боршанская, Л.А. Ненашева и др. – М.: Академия , 1996.

2. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2008.

3. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста.: метод пос. для восп. детского сада / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева – М.: Дрофа, 2006.

Раздел 2. Социальные институты воспитания и образования ребенка
Задание 11. Тема Диагностика семьи.* Задачи изучения темы: 1.Познакомиться с современными психолого-педагогическими исследованиями по проблеме изучения семьи. 2.Учиться отбирать и апробировать некоторые диагностические методики изучения семьи. 3.Формировать опыт аналитико-исследовательской деятельности.   Задания к изучению темы 1.Раскройте сущность, задачи, этапы и содержание педагогической диагностики семьи. 2.Подберите комплекс диагностик различных аспектов детско-родительских отношений, практики воспитания ребенка в семье, уровня педагогической культуры родителя и т.д., которые бы позволили сложить целостное представление о семье, в которой воспитывается дошкольник. 3.Проведите изучение одной семьи , воспитывающей ребенка дошкольного возраста, по 2-3 отобранным диагностикам. На основе анализа полученных экспериментальных данных составьте характеристику семьи (отдельных аспектов: взаимоотношений в семье, или особенностей воспитания ребенка, отношение семьи к детскому саду и т.д.) и рекомендации по коррекции семейного воспитания, гармонизации детско-родительских отношений и т.д. Формы отчетности: картотека психолого-педагогических диагностик семьи (не менее 3 вариантов диагностики изучения разных аспектов семьи и семейного воспитания); письменная психолого-педагогическая характеристика семьи, рекомендации семье по коррекции семейного воспитания. Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная 1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья.- М.: Карапуз, 2002. 2. Коломийченко Л.В. Диагностика психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста./ Л.В. Коломийченко, Л.П. Жолобова -Добрянка. 2005. 3. Котырло В.К., Детский сад и семья/ В.К. Котырло, С.А. Ладывир .// Дошкольное воспитание.- 1984.- №1. 4. Лютова Л. Изучение воспитателем семьи ребенка./ Л. Лютова // Дошкольное воспитание.- 1981.- №2. 5. Шаграева О. Родительский университет: изучаем семью./ О. Шаграева // Дошкольное воспитание.-2000.- №3.
Задание 12. Формирование педагогической культуры родителей Задачи изучения темы: 1.Раскрыть задачи и содержание работы ДОУ по формированию педагогической культуры родителей. 2.Познакомиться с опытом ДОУ по реализации задач формирования педагогической культуры родителя. 3.Учиться анализировать опыт педагогической работы. Вопросы и задания к изучению темы: 1.Раскройте содержание понятий «педагогическая культура», «педагогическая культура родителей». 2.Укажите основные направления работы ДОУ по формированию у родителей педагогических знаний и опыта воспитания ребенка. 3.Дайте характеристику основным методам и формам работы ДОУ с семьей по решению задач формирования педагогической культуры. 4.Познакомьтесь и проанализируйте опыт решения задач формирования педагогической культуры родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста (Коломийченко Л.В., Оглезнева О.В.). В анализе следует отразить направление работы, в рамках которого решаются задачи формирования педагогической культуры родителей, какие компоненты педагогической культуры формируются, какова последовательность работы с родителями, какие методы и формы работы используются, в какой степени задачи, содержание и методы работы соответствуют друг другу, в какой степени используется опыт воспитания родителей, активные формы и методы работы с ними? Примечание: В анализе следует отразить направление работы, в рамках которого решаются задачи формирования педагогической культуры родителей, какие компоненты педагогической культуры формируются, какова последовательность работы с родителями, какие методы и формы работы используются, в какой степени задачи, содержание и методы работы соответствуют друг другу, в какой степени используется опыт воспитания родителей, активные формы и методы работы с ними. Форма отчетности: анализ опыта работы ДОУ по решению задачи формирования педагогической культуры родителей. Литература Основная 1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов. - М.: Академический проект, 2005. 2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008. Дополнительная 1. Арнаутова Е. Педагог и семья / Е. Арнаутова -М.: Карапуз , 2002. 2. Зверева О.Л. Школа родителей / О.Л. Зверева // Дошкольное воспитание.-1994.- №3. 3. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008. 4. Неретина Н.Б. Педагогическое просвещение родителей или школа для мам / Н.Б. Неретина // Управление дошкольным учреждением.-2003.- №3. Для анализа педагогического опыта: Коломийченко Л.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста./ Л.В. Коломийченко, О.В. Оглезнева –Добрянка, 2005.
Задание 13. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Российской Федерации. Задачи изучения темы: 1.Раскрыть значение и содержание основного нормативного документа о дошкольном образовательном учреждении. 2.Научиться пользоваться Типовым положением о ДОУ. Задания к изучению темы: Подготовьте ответы на вопросы по Типовому положению о ДОУ: 1.Как называется основной нормативный документ о ДОУ? 2.Кем утвержден данный документ? 3.В чем заключается роль Типового положения о ДОУ в деятельности дошкольных учреждений? 4.Раскрыть содержание раздела 1 “ Общие положения”: 4.1.Что понимается под дошкольным образовательным учреждением (ДОУ)? 4.2.Какие задачи осуществляет ДОУ? 4.3.Какие виды ДОУ определяются Типовым положением? 4.4.Какими документами руководствуется ДОУ в своей деятельности? 4.5.За что ДОУ несет ответственность? 4.6.Какой характер носит образование в ДОУ? 5.Раскрыть содержание раздела 2 “Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения”: 5.1 Кем создается, реорганизуется и ликвидируется ДОУ? 5.2 Кто может быть учредителем ДОУ? 5.3 Что определяет отношения между учредителем и ДОУ? 5.4. Какими документами определяется содержание образовательного процесса в ДОУ? 5.5. Какими документами определяется режим работы ДОУ? 5.6. Кем организуется питание детей в ДОУ? 5.7. Как организуется медицинское обслуживание детей и сотрудников ДОУ? 6.Раскрыть содержание раздела 3 “Комплектование дошкольного образовательного учреждения”: 6.1.Кем определяется порядок комплектования ДОУ? 6.2. Каким слоям населения принадлежит преимущественное право на помещение детей в ДОУ? 6.3.Для какого возрастного контингента организуется ДОУ? 6.4.В чем заключаются особенности приема в ДОУ детей с отклонениями в развитии? 7.Раскрыть содержание раздела 4 “Участники образовательного процесса”: 7.1 Кто являются участниками образовательного процесса? 7.2. Что регулирует взаимоотношения участников образовательного процесса? 7.3. Как строятся отношения между воспитанниками и персоналом ДОУ? 7.4. Какие требования к педагогическим кадрам предъявляет Типовое положение о ДОУ? 7.5. Какие права работников ДОУ декларирует Типовое положение? Чем определяются права и социальные гарантии работников ДОУ? 7.6. Какие права ДОУ декларируются Типовым положением? 8.Раскрыть содержание раздела 5 “Управление дошкольным образовательным учреждением”: 8.1.На основе каких документов осуществляется управление ДОУ? 8.2.Кем осуществляется общее руководство деятельностью ДОУ? 8.3.Кем осуществляется непосредственное руководство деятельность. ДОУ? 9.Раскрыть содержание раздела 6 “Имущества и средства учреждения”: 9.1.Кем финансируется деятельность ДОУ? 9.2.Что является источником формирования имущества и финансовых ресурсов ДОУ? 9.3.Кем определяется количество групп в ДОУ и их наполняемость? 9.4.Какой может быть наполняемость групп ДОУ? Форма отчетности: выписки из документа (дать ответ на поставленные вопросы). Литература Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.-М.,2012.
Задание 14. Типы – виды дошкольных образовательных учреждений.* Задачи изучения темы: 1.Познакомиться с функциями, организацией работы и основной документацией дошкольного образовательного учреждения общеобразовательного и компенсирующего типа (занятие 4), типа “Детский сад” (занятие 5). 2.Учиться оформлять справку об организации работы ДОУ. 3.Учиться проводить сравнительный анализ особенностей работы дошкольных учреждений разных типов. Задания к изучению темы 1. Проведите беседу с работниками и проанализировать документацию ДОУ общеобразовательного и компенсирующего типа 2. Составьте сравнительную таблицу-справку “Функции ДОУ и организация
2015-11-07 2349 Обсуждений (0)
Задания к самостоятельной работе 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Задания к самостоятельной работе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)