Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятийно-терминологическая карта. «Школьный учебник химии»



2015-11-06 1574 Обсуждений (0)
Понятийно-терминологическая карта. «Школьный учебник химии» 0.00 из 5.00 0 оценок




по теме

«Школьный учебник химии»

Учебник является следующей (после программы) ступенью представления содержания учебного курса. В нем содержание развернуто в наиболее полном виде, более подробно.

Учебник– это такое средство обучения, которое своим содержанием и структурой моделирует процесс обучения, направленный на решение образовательных задач.

Функции учебника:

- информационная (фиксирует предметное содержание и виды деятельности, которые должны быть сформированы у уч-ся при обучении предмету);

- систематизирующая (обеспечивает определенную авторами учебника последовательность изложения учебного материала; способствует формированию у школьников системы знаний);

- функция формирования и закрепления знаний;

- развивающее-воспитательная функция.

Учебник

Тексты Внетекстовые

Теоретико-познавательный ( понятия, теории, законы, факты)
компоненты

Аппарат организации усвоения (вопросы, задания, ответы)
Иллюстративный материал
Аппарат ориентировки
Основной
Дополнительный (может выходить за рамки программы)
Инструментально-практический (инструкции к ЛО и ПР, образцы решений типовых задач)
Пояснительный (примечания, пояснения, словари, справочные таблицы

 


 

 


 

Схема 1. Общая структура учебника

 

Сложность и трудность текстов учебника.

Сложность – постоянная характеристика. Выделяют два вида сложности текстов: структурную и содержательную. (Структурная определяется числом и разнообразием элементов, входящих в текст, и числом раскрываемых связей и отношений (наиболее простые тексты – это описания фактов и их анализ. Наиболее сложные – обоснование теории и изучение ее основных компонентов). Это объективная характеристика.

Трудность – переменный фактор, связанный с подготовленностью учащихся к преодолению сложности. Это доступность со знаком «-». Главный источник трудности текста – его несоответствие познавательному и жизненному опыту учащихся (несоответствие запасу знаний обыденных, эмпирических, теоретических, логических и др., несоответствие познавательной и практической потребности, интересам и т.д. Трудности от большого объема материала и структурной сложности…) Трудности восприятия текстов могут быть преодолены по мере накопления знаний, развития познавательной деятельности, психического развития, формирования интересов. Это субъективная характеристика.

План анализа учебника

I. Общая характеристика учебника

1) Для какого класса предназначается, авторы.

2) По какой программе создан (базового уровня, углубленного изучения, для гуманитарных классов); принцип построения (систематический-несистематический; линейный-концентрический; одноуровневый-многоуровневый-модульный); системообразующее понятие курса (вещество-реакция).

3)Каков общий объем учебника и его оформление (переплет, красочность, наличие рисунков, схем, таблиц и т.п.).

II. Логичность изложения материала в учебнике

1) Какова последовательность появления и развития основных понятий (о химическом элементе, веществе, химической реакции, химическом производстве). Какова плотность введения понятий?

2) Укажите последовательность теоретических уровней в структуре курса, на которых осуществляется развитие основных понятий.

3) Выберите одну из теоретических тем и решите, правильно ли она размещена? Можно ли ее поместить в другом месте? Проанализируйте структуру и выделите ключевые понятия темы. Какие опорные понятия должны быть изучены ранее, чтобы учащиеся могли освоить эту тему? Какие понятия претерпевают развитие (качественно меняются) в данной теме?

III. Характеристика текстов учебника

1) Определите виды текстов, используемых в учебнике.

2) Укажите, где используются теоретико-познавательные и инструментально-практические тексты.

3) Определите методы изложения содержания (эвристический, проблемный, объяснительно-иллюстративный).

4) На примере конкретного параграфа охарактеризуйте сложность и предполагаемую трудность для школьников теоретико-познавательного текста. Соответствуют ли тексты возрастным возможностям учащихся?

5) Способствуют ли тексты раскрытию экологических проблем, показывают ли связь химии с жизнью и практической деятельностью человека?

5) На примере конкретного ПЗ охарактеризуйте полноту инструментально-практического текста. Оцените инструкцию и рисунки. Способствует ли данный текст формированию у школьников приемов безопасной работы с веществами и оборудованием?

6) Много ли в учебнике дополнительных текстов? Охарактеризуйте их методическую роль.

7) Имеются ли пояснительные тексты? Их методическая роль.

IV. Характеристика внетекстовых компонентов

1) Насколько полно и рационально иллюстрирован учебник? Помогает ли иллюстративный материал в освоении теоретического? Формирует ли он умения школьников работать с таблицами, графиками, схемами?

2) Какие элементы учебника составляют аппарат организации усвоения? Охарактеризуйте методическую роль вопросов и заданий, помещенных в конце параграфов. Отметьте, имеются ли вопросы и задания в начале параграфов и в основном тексте. Какова их методическая роль?

3) Выделяются ли в основном тексте определения основных понятий, главные положения параграфа? Какова методическая роль такого приема?

4) Используются ли иллюстрации (рисунки, таблицы, схемы) для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся?

5) Приведена ли систематизация сведений в конце параграфа, главы?

6) Реализована ли в учебнике система обобщения знаний? Охарактеризуйте элементы этой системы и уровень обобщений на каждом из них.

7) Насколько развит в учебнике аппарат ориентировки? Перечислите его элементы.

V. Заключение

1) Достаточен ли данный учебник для организации полноценного УВ-процесса?

2) Отметьте положительные качества учебника.

3) Какие стороны учебника можно было бы усовершенствовать? Как?

 

Тема 3. Методы обучения химии. Демонстрационный химический эксперимент.

Изучив тему, вы должны

ЗНАТЬ:

· классификации методов обучения;

· классификации методов обучения, предложенные методистами-химиками;

· виды учебного оборудования для школьного демонстрационного эксперимента;

· цели постановки демонстрационных опытов по химии;

· требования к демонстрационному химическому эксперименту по химии;

· приемы, повышающие наглядность демонстрационных опытов;

· технику и методику постановки демонстрационных опытов.

 

УМЕТЬ:

· выполнять демонстрационные опыты;

· использовать химический эксперимент для организации познавательной деятельности учащихся;

· демонтировать приборы после проведения опытов, утилизировать остатки веществ.

 

Задания для подготовки к занятию(входной контроль):

1) Приведите примеры определений методов обучения. Покажите взаимосвязь и взаимовлияние целей обучения, содержания обучения и методов обучения

2) Приведите приметы различных классификаций методов обучения.

3) Демонстрационный эксперимент в обучении химии, требования к нему. Две стороны эксперимента: техника и методика. Приемы, повышающие наглядность опытов. Способы сочетания слова с экспериментом (4 формы).

4) Изучите устройство и принцип работы аппарата Киппа (АКТ-500) (Приложение 1).

5) Изучите устройство и принцип работы прибора Кирюшкина (Приложение 2).

6) Изучите устройство и принцип работы газометра Г-5 (Приложение 3).

7) Изучите устройство и принцип работы осушительных и очистительных склянок (склянок Тищенко и Дрекселя) (Приложение 4).

 

Литература:

1. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе.- М.: Владос, 2000, с. 64-80.

2. Практикум по методике обучения химии в средней школе /П.И.Беспалов и др.; под ред. Г.М.Чернобельской. - М.: Дрофа, 2007, с. 25-37.

3. Плетнер Ю.В., Полосин В.С. Практикум по методике обучения химии.- М.: Просвещение, 1977, с. 61-66, 72-73.

Подготовка сообщения: "Обзор методической литературы по технике школьного химического эксперимента"

 

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Опишите отличия эксперимента от простого наблюдения.

2. Обоснуйте причины включения химического эксперимента в обучение химии.

3. Выделите черты сходства и отличия учебного эксперимента и научного.

4. Какой учебный эксперимент следует называть демонстрационным? Прокомментируйте каждое требование к демонстрационному эксперименту.

5. Охарактеризуйте вклад ученых-методистов в развитие школьного химического эксперимента.

6. Ознакомьтесь с предложенной литературой по технике химического эксперимента. Оцените ее.

7. Сравните набор демонстрационных опытов в программах по химии разных авторов.

8. Покажите разные способы сочетания демонстрационного опыта со словом учителя на примере возгонки йода.

9. Разработайте проблемный демонстрационный эксперимент.

Экспериментальная часть:

Опыт 1. Знакомство со штативом для демонстрационных пробирок, подъемным столиком, прибором для демонстрации зависимости скорости реакций от разных факторов, прибором для проведения опытов с электрическим током (прибором Черняка), аппаратом Гофмана.

Опыт 2. Изучение устройства и принципов работы аппарата для получения газов АКТ-500 (аппарата Киппа):

- составные части, устройство, принцип работы;

- последовательность зарядки и правила работы;

- демонтаж прибора.

Опыт 3. Изучение устройства и принципа работы прибора Кирюшкина:

- составные части, устройство, принцип работы;

- последовательность зарядки и правила работы;

- демонтаж прибора.

 

Опыт 4. Изучение устройства и принципа работы газометра Г-5:

- предназначение, устройство, принцип работы;

- заполнение газометра водой; проверка на герметичность;

- заполнение газометра газом;

- отбор газа из газометра;

- демонтаж прибора.

 

Опыт 5. Изучение устройства и принципов работы приборов для очистки и осушки газов (склянок Тищенко и Дрекселя):

- предназначение, устройство и принцип работы склянки Тищенко; правила подсоединения;

- предназначение, устройство и принцип работы склянки Дрекселя; правила подсоединения.

 

Опыт 6. Изучение устройства и принципов работы некоторых приборов для ДХЭ: аппарата для проведения нескольких химических реакций (АПХР), автоматического прибора для проведения реакций между жидкостями и газами (АПР), прибора для демонстрации получения растворимых веществ в твердом виде (ПВР), прибора для проведения опытов с электрическим током (прибор Черняка) (Приложение 5).

 

Приложение 1



2015-11-06 1574 Обсуждений (0)
Понятийно-терминологическая карта. «Школьный учебник химии» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятийно-терминологическая карта. «Школьный учебник химии»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1574)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)