Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Влияние классического экзерсиса на исполнительское мастерство




Введение.

В основу данного методического пособия положены научные труды А.Я. Вагановой, Н.П. Базаровой, А.Л. Волынской, Л.Д. Блока, Н.В. Медниса и С.Г. Ткаченко, В.С. Костровицкой и А.А. Писарева. Сейчас выпускается большое количество изданий по классическому танцу, но в современных условиях у руководителей коллективов, не хватает времени на их изучение и отбор оптимальной методики. Все материалы данного методического пособия обработаны и адаптированы для работы руководителей с самодеятельным хореографическим коллективом.

Классический танец - одно из главных выразительных средств балетного искусства. Представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему танцевальных движений, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. По определению Л. Д. Блок, «классический танец - система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры».

Термин «классический танец» возник в России в конце 19 века, в результате обособления отдельных видов танца, разделения танцовщиков на «классических» и «характерных». Постепенно термин вошёл в обиход, вытеснив бытовавшие ранее термины – «серьёзный», «благородный», «академический».

Бурное развитие хореографических коллективов вызывает желание как можно быстрее обрести высокую технику танца и это стимулирует поиск новых, более действенных приемов в обучении и обновлении методики преподавания классического танца. Но погоня за внешним эффектом, за «конкурсной» броскостью исполнения заслоняет главное – эстетичность впечатления, образный смысл, стилистическую точность. Частота и академическая правильность движений – не конечная цель. Это лишь начало художественного постижения танца. Ведь классический танец – это вечный родник прекрасного.

Система классического танца складывалась путём отбора определённых положений и движений. Из множества движений человека - трудовых, бытовых и пр. - отобраны положения и движения, обладающие определённостью, законченностью, пластически раскрывающие духовный мир человека, т. е. положения и движения, представляющие эстетическую ценность благодаря своей выразительности. Этот процесс можно сравнить с тем, который происходил при образовании музыкальной системы, когда из множества существующих в природе звуков были отобраны звуки особого свойства.



На основе системы классического танца были разработаны позиции ног, рук, корпуса, головы (причём позиции ног разработаны значительно полнее), строго ограниченное число групп движений, включающих понятия: сгибать (plie - плие), вытягивать (etendre - этандр), поднимать (releve - релеве), скользить (glisser-глиссе), прыгать (sauter - соте), бросать (elancer - элансе), поворачивать (tourner-турне). В механическом смысле классический танец представляет собой переход из одной позиции в другую при помощи перечисленных движений.

Упражнения классической системы обучения дают наилучшие результаты, поэтому классическая система составляет основу учебой работы не только в профессиональных училищах, но и самодеятельных коллективах. Выдающимся, самым известным в мире и подлинно научным учебником является книга профессора А. Я. Вагановой «Основы классического танца» (1934 г.). Уже тогда стало очевидно, что ее значение далеко выходит за пределы учебника. Изложенная в ней методика преподавания классического танца явилась выдающимся вкладом в теорию и практику балетного искусства. Знаменательно признание великого педагога к третьему изданию ее труда: «Работая над своим методом преподавания, я пыталась зафиксировать основы науки танца, свои достижения, все то, что дал мне многолетний опыт танцовщицы и педагога». Очевидно, что в книге А. Я. Вагановой обобщен не только ее личный опыт, но и достижения ее учителей - X. Иогансона, Н. Легата, О. Преображенской, а через них - открытия К. Блазиса, Л. Адиса и их предшественников. В мудрых правилах школы классического танца сконцентрирован огромный, многовековой опыт исполнителей и педагогов, как эмпирический, наглядно передающийся и по сей день из поколения в поколение, так и зафиксированный в учебниках. Тем самым понятие «Наука классического танца» обретает уже не метафорический, а реальный смысл.

 

 

I. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ, КАК ОСНОВА ХОРЕОГРАФИИ

Влияние классического экзерсиса на исполнительское мастерство.

В каждом жанре хореографического искусства техника исполнения и художественное исполнение танца имеет большое значение. Эти качества могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы. Чтобы быть красивым и выразительным, движение должно быть правильным, свободным, непринужденным. Овладение танцевальными движениями дается лишь в процессе систематической тренировки, в результате которой, тело ребенка приобретает стройность, становится более крепким и гибким, а движения его - гармоничными и законченными.

В основе учебной танцевальной подготовки участников самодеятельного коллектива лежит система подготовительных упражнений классического танца. Он по праву считается главным в процессе подготовки исполнителей. И это закономерно, поскольку классический танец и его «школа» являются единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоении танцевального искусства. Эта система является наиболее разработанной, стройной и продуманной. Упражнения классической системы очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу, не только тренируют тело ребенка, они обогащают его запасом движений, которые становятся выразительным средством танца. Ошибочно думать, что тренаж классического танца необходим лишь будущим классическим танцовщикам и танцовщицам. Он дает развитие и навыки, крайне нужные для всякого рода сценических танцев. В системе хореографического образования он остается основой основ, и на преподавание его необходимо обращать очень пристальное внимание.

Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. Занимаясь тренажем, ученик разогревает суставно-связочный аппарат, предупреждая этим растяжение и вывихи при разучивании и исполнении сложных танцевальных движений.

Классический экзерсис у станка важен для танцовщиков, прежде всего тем, что вырабатывает правильную постановку и устойчивость корпуса, который при экзерсисе должен держаться на опорной ноге с прямой подтянутой спиной. Как указывает профессор А. Я. Ваганова: «…правильно поставленный корпус - основа для всякого па... Правильно поставленная спина дает абсолютную свободу движения». Поэтому задача классического станка - добиться надлежащей постановки корпуса и спины.

Станок в балете - приспособление для упражнений танцовщиков. Международное наименование станка – «бар» (франц. barre, англ. - bar в значении «брус, барьер, поручень»). Состоит из круглого, обычно деревянного бруса диаметром 6-7 см, укреплённого вдоль стен репетиционного (или учебного) танцевального зала. Станок появился в балетном классе на рубеже 18-19 вв., когда в практику театрального танца вводились позы с отведением ноги под углом 90. Выполнение танцевальных упражнений «у станка» (франц. exercice a la barre, англ. exercise at the bar) способствует выработке выворотности, устойчивости и баланса. С упражнений у станка обычно начинается урок классического и характерного танцев. Кроме того, классический станок в значительной степени помогает освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, опущения шейного позвонка, косолапости и т.п. Вместе с тем упражнения экзерсиса способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также концентрация внимания, то есть качеств, необходимых для исполнителя. Помимо содействия физическому воспитанию исполнителя классический станок преследует и задачу чисто танцевального характера. Он должен выработать у исполнителей основные технические навыки, необходимые для исполнения различных танцев.

От правильной постановки ног, корпуса, рук, головы во многом зависит развитие технического мастерства танцовщика. Система классического тренажа требует выполнения всех позиций (позиция - положение, фиксирующее начало или окончание движения) и упражнений с предельно выворотным положением ног. Анатомическое строение скелета человека, в частности тазобедренного пояса и ног, таково, что в выворотом положении ноги имеют гораздо больший размах движения, могут выше подниматься и свободнее вращаться. Руководитель должен знать строение человеческого тела, чтобы суметь объяснить ученикам основное значение выворотности. При подъеме ноги в не выворотном положении большой вертел бедренной кости упирается в тазобедренную кость и не позволяет поднять ногу выше 35-65 градусов. В выворотном положении большой вертел уходит назад и не препятствует поднятию ноги - диапазон движения увеличен. В таком положении ногу можно поднять на 90-120 градусов конечно, при соответствующей тренировке. Выворотность необходима не только для улучшения техники танца - она придает движению изящество и гармоничность.

Помимо соблюдения выворотности необходимо также, чтобы все упражнения у станка исполнялись в полную силу. Надо, чтобы работающие мышцы до конца напрягались, иначе эффективность упражнений очень понижается, и мышцы не приобретают требуемой крепости. Все упражнения классического экзерсиса должны делаться совершенно точно и четко, при максимальном напряжении работающих мышц и суставов.

Очень важно вводить в упражнения станкового классического экзерсиса несложные движения рук, корпуса и головы. Такой экзерсис значительно поможет развитию свободы и пластичности рук, которые в танцевальном искусстве служат важнейшим средством внешней выразительности. Подобные комбинированные упражнения будут вырабатывать у учащихся навыки координации движений различных частей тела.

Опыт показывает, что экзерсис у станка может полностью отвечать всем требованиям классического канона и в то же время оставаться механическим, формальным. Между тем в нем участвуют основные компоненты танцевальной выразительности - руки, корпус и голова. Поэтому, в упражнениях классического станка следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движений, их соответствия содержанию музыки, танцевальности всего исполнения. Здесь уместно привести слова одной из учениц Вагановой о разучивании экзерсиса на ее уроках: «Как и всякий другой урок классического танца, урок Вагановой начинался с экзерсиса у палки (станка). Первым движением было рlie (приседание), но уже и здесь, как и во всем вагановском экзерсисе, не было ничего механического. С самого начала урока и до конца его властвовал танец: и в движениях головы, гибкости и быстрых поворотах корпуса, и в пластике «поющих» рук».

Разумеется, выразительность классического экзерсиса у станка не должна приводить к манерности и искусственной пластике.

В плане последовательности движений у станка взят принцип, изложенный в «Основах классического танца» А.Я. Вагановой.

Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу чередований движений, тренирующих различные группы мышц. Урок должен начинаться с полуприседаний и глубоких приседаний, поскольку они постепенно вводят в работу мышцы и суставно-связочный аппарат. Дальше могут даваться упражнения, тренирующие различные группы мышц. Музыкальное сопровождение (см. приложение №2) на занятиях должно быть органически связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру и стилю. Движение должно быть точно согласовано с ритмом музыки. Все это в совокупности приучает учащихся еще у станка выполнять движения не сухо, не механически, а выразительно, танцевально.

Основные понятия в классическом танце:

Выворотность – раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Опорная нога - нога, на которую перенесён центр тяжести корпуса танцовщика, независимо от ее движения.

Работающая нога - нога, освобождённая от тяжести тела и выполняющая движение на полу или в воздухе, в то время, когда тяжесть корпуса исполнителя приходится на опорную ногу.

Вытянуть – применяется при одновременном выпрямлении ноги в колене и подъеме.

Поднять – применяется при поднимании ноги с одновременным указанием положения колена и подъема.

Поставить – применяется при постановке ноги на носок или пятку без переноса тяжести корпуса.

Отвести – движение ноги в сторону (вправо или влево), затем назад, назад-вправо или назад-влево.

Подвести (ногу к ноге) – применяется при движении работающей ноги к опорной без переноса тяжести корпуса на опорную ногу. Движение может исполняться без отрыва от пола или поднятой ногой.

Провести – применяется при движении ногой по трем направлениям: вперед, вперед-вправо, вперед-влево, тяжесть корпуса на опорной ноге.

Приподнять – применяется при незначительном поднимании ноги также с указанием положения колена и подъема.

Приставить (ногу к ноге) – применяется при одновременном распределении тяжести корпуса на обе ноги.

Подставить (ногу к ноге) – применяется при одновременном переводе тяжести корпуса на подставляемую ногу.

Переступить – применяется при небольшом шаге на месте, при подставке работающей ноги к опорной с одновременным переносом тяжести корпуса.

Перескочить – применяется при подмене ноги прыжком.

Подскочить (подскок) – применяется при небольшом, почти скользящем прыжке на двух или одной ноге (может быть подскок с продвижением).

Притопнуть – применяется при одновременном переносе тяжести корпуса на ударяющую об пол ногу.

Ударить – применяется, когда удар делается без переноса тяжести корпуса на ударяющую ногу.

Нога вытянута – нога вытянута в колене и подъеме.

Нога присогнута – положение на полуприседании.

Бросок ногой – применяется при резком и быстром поднимании ноги.

Выпад – применяется при движении, имеющем характер падения на шагающую ногу с одновременным сгибанием колена работающей ноги.

Прыжок – применяется при большом прыжке: на месте или с продвижением.

Шаг на ногу – применяется, если перед шагом нога была поднята.

Шаг ногой – такое движение, при котором одновременно с шагом переносится тяжесть корпуса на шагающую ногу.

Подъем вытянут – нога вытянута в подъеме, пальцы вытянуты.

Подъем сокращен – нога сильно сокращена в подъеме, носок поднят.

Положение скошенного подъема – вытянутая стопа повернута в голеностопном суставе носком внутрь.

Нога на ребре стопы – положение, когда нога ставится на ребро внешней или внутренней стороны стопы.

Низкие полупальцы – пятка слегка отделена от пола.

Средние полупальцы – пятка приподнята над полом.

Высокие полупальцы – пятка высоко поднята над полом.

Нога на носке – нога стоит на кончике большого пальца, подъем вытянут.

Пальцы – танец на концах всех пальцев при вытянутом подъеме.

ТЕРМИНОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Pas (па) – шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».

Petit (пти) – маленький.

Demi (деми) – средний, небольшой.

Grand (гранд) – большой.

Croisee (круазе) – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.

Efface (эфасэ) – развернутое положение корпуса и ног.

Ecartee (экартэ) – отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

Аrabesque (арабеск) - поза, при которой у поднятой назад ноги вытянуто колено.

Аttitude (аттитюд) - поза, при которой у поднятой назад ноги согнутое колено.

Battement (батман) – отведение и приведение ноги.

Plie (плие) – приседание на двух или одной ноге.

Demi-plie (деми плие) – полуприседание, не отрывая пяток от пола.

Grand-plie (гранд плие) – глубокое приседание, сгибание колена до предела, с естественным отрывом пятки от пола.

Fondu (фондю) - тающее движение.

Port de bras (пор де бра) – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

Pirouette (пируэт) – быстрое вращение на полу.

Pas de bourree (па де буре) – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Rond (ронд) – «круг, круглый»

Releve (релеве) – подъем на пальцы или полупальцы.

Tour (тур) – поворот.

Tour chaine (тур шене) – быстрые повороты, следующие один за другим.





Читайте также:





Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)