Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Описание установки и метода Клемана и Дезорма




Установка состоит из стеклянного баллона Б, поршневого насоса Н, водяного манометра М, клапана-крана К рис.1. Роль клапана-крана на некоторых установках может выполнять резиновая трубка.

 
 

Если при помощи насоса накачать в баллон некоторое количество воздуха, то его давление и температура повысятся. Вследствие теплообмена с окружающей средой температура воздуха в баллоне через некоторое время сравняется с температурой окружающей среды. Давление Р1, установившееся в баллоне, больше атмосферного на величину, определяемую разностью уровней h1 жидкости в коленах манометра (рис. 1). Р и h измеряются в мм водяного столба.

Если обозначить через m массу воздуха в баллоне при атмосферном давлении, то при давлении воздух займет меньший объем, чем объем сосуда. Обозначим этот объем через . Тогда состояние воздуха массой m внутри баллона будет характеризоваться параметрами , , .

На рис. 2 данному сoстоянию соответствует точка А.

Если открыть на короткое время кран К, то воздух в баллоне расширится. Давление внутри баллона в конце расширения сравняется с атмосферным (обозначим его через , объем рассматриваемой массы воздуха равен объему сосуда . Так как процесс быстрого расширения воздуха можно считать адиабатическим, то температура газа станет ниже комнатной.

Следовательно, в конце адиабатического расширения (точка Б на рис. 2) параметры газа будут

Применяя к этому состоянию уравнение Пуассона, получим:

 
 

Охладившийся при расширении воздух в баллоне через некоторое время, вследствие теплообмена, нагреется до комнатной температуры (процесс нагревания является изохорическим). Поэтому давление воздуха возрастет до некоторой величины . Это давление будет больше атмосферного на величину, определяемую разностью уровней жидкости в коленах манометра . Параметры этого состояния (точка Д на рис. 2):

. , .

 

На графике рис. 2 показаны процессы перехода газа из одного состояния в другое. Линия АБ является адиабатой, БД- изохорой, АД-изотермой.



Так как переход газа из состояния А в состояние Б происходит адиабатически, то он подчиняется уравнению Пуассона ( ), которое в данном случае удобно записать в форме

 

(6)

 

Дальнейший переход из состояния Б в состояние Д может быть охарактеризован уравнением Гей-Люссака (изохорический процесс):

 

(7)

Исключив из уравнений (6) и (7) температуру и учтя, что , получим

(8)

 

Подставляя в (8) значения давлений Р1 и Р3, выраженные через давление Р2 и разность столбов жидкости в манометре ( ), получим

 

 

В условиях эксперимента и значительно меньше единицы, поэтому можно ограничиться лишь двумя первыми членами биномов Ньютона, что дает

 

 

Отсюда можно получить расчетную формулу для коэффициента Пуассона:

(9)

 

Порядок выполнения работы.

 

1. Проверить, нет ли утечки газа из баллона. Для этого с помощью поршневого насоса медленно нагнетают в баллон воздух. За повышением давления воздуха в баллоне наблюдают по разности уровней в коленах манометра. Так как при нагнетании воздуха температура его несколько повысится, следует подождать 2-3 минуты, пока установится тепловое равновесие с окружающей средой. После этого, если показания манометра не изменяются (нет утечки воздуха), записывают значение h1, соответствующее исходному состоянию (А).

2. Открыть клапан-кран (К), соединяя воздух в баллоне с атмосферой. Как только выровняется давление воздух внутри баллона с атмосферным (прекратится шипение воздуха), клапан-кран быстро закрыть, или при отсутствии клапана-крана пережать резиновую трубку.

Предполагается, что этот процесс соответствует адиабате АВ (рис.2). Давление воздуха в баллоне понизится до атмосферного, а газ охладится. Однако, в результате теплообмена с окружающей средой через 2-3 минуты после закрытия клапана-крана газ изохорически перейдет в состояние Д. Давление воздуха в баллоне возрастет и появится разность уровней h2 в коленах манометра. Указанный эксперимент повторить 5-6 раз. Результаты измерений h1 и h2 записать в табл. 1.

 

Таблица 1

№ п/п h1i h2i g i g i -<g> (gi -<g>)2
         
         
         
         
.          
.          
      <g> S(g i -<g>) S(g i -<g>)2
           

 

3. По формуле (9) вычислить g i для каждого опыта.

4. Вычислить абсолютную и относительную погрешность по формуле:

5. Записать конечный результат в виде:

 

g = <g> ± Dg.

 

6. Рассчитать g теоретически, считая воздух двухатомным газом. Сравнить экспериментальный результат с теоретическим. Объяснить расхождение результатов.

 

Контрольные вопросы

1. Что называют удельной теплоемкостью и молярной теплоемкостью вещества? Какая связь между ними?

2. Теплоемкость - это функция состояния или функция процесса?

3. Чему равны молярные теплоемкости идеальных газов при изопроцессах?

4. Почему Ср>Cv? Каков физический смысл универсальной газовой постоянной R?

5. Какое практическое значение имеет соотношение

6. Какой процесс называется адиабатическим и каким уравнением он описывается?

7. Какова связь между параметрами, характеризующими состояние газа при адиабатическом процессе?

8. Изобразите график процессов, происходящих в данной работе, в координатах Р и V и назовите эти процессы. Изобразите графики известных вам процессов в координатах Р и Т, Т и V.

9. От каких параметров зависит внутренняя энергия идеального газа?

10. Как формулируется первое начало термодинамики и как оно записывается аналитически? Как записать его для различных изопроцессов?

11. Выведите расчетную формулу для вычисления g.

12. Почему необходимо выждать некоторое время после того, как накачают воздух в баллон?

13. Почему после выхода воздуха из баллона и перекрытия клапана-крана возникающая разность уровней в коленах манометра зависит от скорости (времени) расширения газа?

14. Каковы отличия между реальным и идеальным газами?





Читайте также:





Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.438 сек.)