Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономические ресурсы общества, т. е. средства для производства товаров и услуг, ограничены или редки



2015-11-07 4980 Обсуждений (0)
Экономические ресурсы общества, т. е. средства для производства товаров и услуг, ограничены или редки 3.01 из 5.00 167 оценок




Рассмотрим подробно эти факты, каждый в отдельности, а потом их взаимодействие.

Итак, материальные потребности представляют собой желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность (жилые дома, автомобили, магнитофоны и т. д.)

Отметим, что полезность - это удовольствие, удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров или пользования услугами.

Любой человек стремиться приобрести то, что удовлетворяет какие-то его потребности. Принято считать, что люди удовлетворяют свои желания, потребляя товары и услуги. Товары, как правило, представляют собой материальные объекты (хлеб, костюм, пальто и т.п.), хотя могут быть и нематериальными (например, классификация работников). Услуги же всегда материальны. Услуга - это действие, осуществляемое отдельным человеком или группой лиц, для удовлетворения потребностей другого человека или группы лиц (починка одежды ремонт часов и т. п.). Зачастую товары и услуги объединяют в одну категорию, называемую продукцией, хотя единого мнения экономистов на этот счет нет. Процесс изготовления товаров и услуг называется производством, а процесс использования товаров и услуг для удовлетворения потребностей - потреблением.

Желания людей потреблять товары и услуги можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых люди имеют биологические потребности, поэтому покупают товары и услуги прежде всего для их удовлетворения: это продукты питания - чтобы утолить голод, медицинское обслуживание - чтобы избежать болезни или выздороветь и т.п. Однако давно замечено, что потребители покупают товары и услуги в количествах, значительно превосходящих их биологические потребности. Современный набор пищевых продуктов богаче и шире того, что необходимо для простого выживания человека, многие семьи имеют телевизоры, холодильники, дачи, автомобили, т.е. вещи, приобретение которых нельзя объяснить только биологическими потребностями человека. Покупка таких товаров и услуг вызвана второй причиной потребления – желанием людей улучшить свои жизненные позиции. Мы обычно хотим иметь больше, чем минимальный набор продуктов, личных вещей, услуг. Нам нужны товары и услуги которые бы улучшали нашу жизнь, делали ее более приятной. Конечно, порою указанные две причины потребления сложно отделить друг от друга: когда женщина покупает красивую шубу, она прежде всего это делает для защиты от холода ( первая причина). Но надо признать, приобретение шубы может быть вызвано и второй причиной - желанием иметь привлекательную вещь ( морозную погоду можно носить и менее красивое зимнее пальто). Поскольку обычный человек, как правило, стремиться улучшать свою жизнь, то можно считать, что желания людей в удовлетворении своих потребностей безграничны.

Процесс производства любого товара или оказание услуги можно образно сравнить с огромным конвейером: по мере движения этого конвейера на него поступают какие-то исходные начальные элементы - сырье, энергия, станки, оборудование, труд специалистов – которые, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают выпуск готовых товаров и услуг. Все вводимые начальные элементы, используемые в производстве товаров и оказании услуг, называются ресурсами (экономическими ресурсами).

В зависимости от того, являетесь вы пессимистом или оптимистом, можно выбрать одно из двух определений экономических потребностей.

С точки зрения пессимиста, под экономическими потребностями (economic needs) обычно понимается недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.

Оптимисты предпочитают определять экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающей к экономической деятельности.

Именно экономические потребности выступают как внутренний побудитель активной деятельности человека. Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности человека (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные могут. Деление экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется (например, с ростом богатства общества в семейном бюджете граждан сокращается доля расходов на питание, растет доля услуг и товаров длительного пользования).

 

Все материальные потребности подразделяются на :

- предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда);

- предметы роскоши ( духи, яхты, норковые шубы).

 

Такое деление относительно: во-первых, то, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого (например, мобильный телефон у ребенка в детском саду – это предмет роскоши, а мобильный телефон у представителя производственной фирмы, занимающегося сбытом готовой продукции в определенном регионе – предмет первой необходимости). Во-вторых, то, что несколько лет назад читалось предметом роскоши, теперь является предметом первой необходимости (телевизоры, компьютеры, автомобили, проигрыватели с компакт-дисками). В-третьих, качественные характеристики предметов потребления и их функциональное назначение могут перемещать предметы одного и того же назначения в разные группы (например, автомобиль – средство передвижения в том случае если это «Таврия», а если это «Мерседес» - то предмет роскоши).

Материальные потребности в практическом смысле безграничны. Это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. С течением времени потребности изменяются и множатся, т. е. действует закон возвышения потребностей: каждая удовлетворенная потребность всегда порождает новую неудовлетворенную потребность более высокого уровня.

Конечная цель или задача всей экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные потребности. Экономическая наука прежде всего изучает экономические потребности и способы их удовлетворения.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (goods).

Одни из них имеются почти в неограниченных масштабах (например, воздух), другие - в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и т. д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.д.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд – самолет - автомобиль), сферы досуга ( кино – театр - цирк) и т.д. Примерами комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

 

Вторым основополагающим фактом микроэкономики является редкость экономических ресурсов.

Экономические или производственные ресурсы – это все природные, людские и произведенные человеком ресурсы которые используются для производства товаров и услуг (здания, оборудование, машины, ископаемые, труд и т.д.).

Производство – это переработка веществ природы для непосредственного потребления или дальнейшего производства.

Необходимо отметить, что такая функция производства сохраняется при любой его социальной организации.

Традиционно, для производства каждого продукта существует свой строго определенный спектр факторов, это является предпосылкой потребности для их классификации.

Экономические ресурсы (или факторы производства) (economic resources) - это элементы, используемые для производства экономических благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд, капитал (в том числе его организация), предпринимательская способность и информация.

 

Выделяют четыре фактора производства:

1.Природные ресурсы(земля) - так называют все естественные ресурсы, применяемые человеком в процессе производства, т. е. Все то, что может быть использовано в производстве в первозданном виде. К ним относятся: сельскохозяйственные угодья, леса, недра, воздух, ископаемые.

2.Капитал (инвестиционные ресурсы) - это все средства производства, созданные человеком. К ним относятся: здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты. Процесс производства и накопления средств производства называют инвестированием. «Капитал» как экономический ресурс не подразумевает деньги. Деньги как таковые ничего не производят, а следовательно их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал - инструменты, машины, оборудование и т.д. – это экономический ресурс.

3. Труд – это совокупность знаний, умений, навыков. Физических и интеллектуальных способностей человека, т.е. Рабочая сила, которую он пускает в ход при производстве продукта.

4.Предпринимательская способность - это особый фактор производства, соединяющий в процессе производства все остальные факторы в единую систему. Предпринимательская способность - это способность принятия решения и способность рисковать. Она характеризуется инициативностью, решительностью, новаторством, рискованностью. Под предпринимательской способностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

 

Все производственные ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.

Редкость - это условия, когда наши потребности превосходят ограниченные ресурсы, способные удовлетворить эти потребности. Другими словами, редкость - это ситуация, когда чего-то не хватает на всех.

Редкость - основная экономическая проблема, с которой сталкиваются как отдельные индивиды, так и все общество в целом. Редкость ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства различных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими товарами.

Таким образом, редкость предопределяет выбор, т. е. выбор является следствием редкости. Другими словами, если бы не существовала редкость, не надо было бы и выбирать.

Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограниченные физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.

К спектру основных вопросов, которые решает производитель, осуществляя выбор относятся: что производить, для кого производить, каким образом производить, какой объем ресурсов использовать для текущего, а какой для перспективного потребления.

Для того, чтобы экономика функционировала нормально должны быть инструменты и методы координации потребностей и интересов людей, позволяющие устанавливать определенные грани как в сфере производства, так и в сфере потребления.

Существует два основных метода координации процесса экономического выбора: стихийный порядок и иерархия.

 

Стихийный порядок– это метод координации процесса выбора, при котором независимые индивиды приспосабливают свои действия к информации и стимулам, поступающим из ближайшего окружения.

Наиболее важным механизмом достижения стихийного порядка являются рынки. Не смотря на огромное разнообразие их форм, именно рынки предоставляют как производителю, так и потребителю огромное количество информации и стимулов. Так, рост цены на товар для производителя – сигнал к увеличению объемов производства (т.к. это приведет к росту доходов), для потребителя – сигнал к экономии товара (т.к. рост цены значительно сократит его реальный доход, т.е. сделает более «нищим»).

 

Иерархия – это метод координации выбора, при котором действия независимых индивидов подчинены инструкциям центральной власти.

Механизм иерархии представлен Правительством – в рамках государства, дирекцией – в рамках конкретной фирмы. В первом случае имеют место Законы и подзаконные акты, во втором – приказы, распоряжения, должностные инструкции и т.д.

 

Множественность экономических целей при условии ограниченности ресурсов способствует формированию проблемы экономического выбора(economic choice) – выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Основная проблема - как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом не только пытается зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты для ее решения. В последнее время особую популярность приобрело понятие «рациональное ведение хозяйства» (economizing):все общества как бы участвует в игре со строго определенными и заранее всем известными правилами подобно партии в бридж.

При этом обычно предполагается, что субъектом хозяйства выступает «homo economicus» - разумный (рациональный) индивид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессиональные знания, а также большой практический опыт («человек-компьютер»). Его целью является достижение максимальных результатов при данных затратах ресурсов или минимизация затрат при достижении намеченной цели. Такая предпосылка довольно нереальна, так как существующая статистика слишком неточна, методы анализа довольно грубы, а информация о реальной деятельности хозяйствующих субъектов весьма ограничена. Тем не менее теория оптимизации служит своеобразным руководством к рациональной деятельности. В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель - удовлетворения своих потребностей, фирма - прибыли, профсоюз - доходов его членов, государство – уровня народного благосостояния или, согласно теории общественного выбора, престижа политиков.

Выбор –это действие, связанное с отбором среди ограниченных альтернатив.

В каждый данный момент мы делаем выбор или живем в последствиях предыдущего выбора. В данный момент мы живем в условиях, созданных выбором раннее. Ежедневно мы делаем выбор, что купить, как много купить, что делать. Не существует путей обойти проблему выбора, потому что нет возможности преодолеть эту проблему

Смысл выбора - эффективность, т.е. такое использование редких ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

 

Выбор означает наличие альтернативы или альтернативной стоимости.

 

В экономической литературе имеется немало синонимов термина «альтернативная стоимость». К ним относятся альтернативные издержки, вмененные издержки, имплицитные издержки, издержки упущенных возможностей.

Чтобы понять сущность альтернативных издержек, надо разобраться в том, что экономические ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Сталь, бетон и строительные площадки, используемые для строительства автомобильного завода, уже не могут быть использованы в строительстве школы. Люди, работающие учителями, не могут работать на сборочных линиях автомобильного завода. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар.

 

Поэтому, альтернативные издержки –это затраты на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов в других целях.

 

Существуют аксиомы по практическому применению теории альтернативных издержек:

1. Чем выше альтернативные издержки на производство товара, тем меньше вероятность, что товар будет производиться.

2. Чем меньше альтернативные издержки производства товара, тем выше вероятность, что товар будет производиться.

Например, чем больший успех имеет певец, тем меньше вероятность, что он пойдет учиться в университет.

 

Альтернативные издержки имеют два специфических свойства:

 

1. Не все затраты, которые несет производитель, являются альтернативными. При любом способе использования ресурсов не являются альтернативными издержки, которые несет производитель в безусловном порядке (от которых он не может отказаться). Эти неальтернативные издержки не участвуют в процессе экономического выбора.

Например, арендная плата, коммунальные платежи и т.д.

2. Не все альтернативные издержки принимают форму денежных расходов. Недополученный или неполученный доход также включается в альтернативные издержки, хотя непосредственными денежными расходами не является (это не то, что вы потратили, а то, что вы недополучили).

Например, поездка на отдых и зарплата.

 

Таким образом, альтернативные издержки это сумма альтернативных денежных расходов и недополученных денежных доходов.

 

Система выбора для отдельного индивида, фирмы, всей экономической системы является предметом особого исследования в экономической теории. При изложении данного вводного раздела мы преследовали единственную цель – доказать, что выбор неизбежен и его существование объективно, а в основе выбора всегда лежит альтернативная стоимость (или альтернативные издержки).

 

 

Вопросы для обсуждения.

1. Что изучает микроэкономика?

 

2. Объясните, какие из приведенных утверждений относятся к макроэкономике, а какие к микроэкономике?

а) производство в масштабе всей экономики;

б) численность занятых в хозяйстве;

в) общий уровень цен;

г) производство сахара и динамика его цены;

д) правительство осуществляет политику либерализации цен;

е) уровень безработицы в Украине достиг в 2003 году существенно увеличился;

ж) при преобразовании предприятия в акционерное общество было уволено 10 человек;

з) длительная засуха в Северо-Западной части Украины сократила урожай картофеля и вызвала повышение цен на него;

и) на прошлой неделе коммерческий банк повысил процентную ставку на ссуды частным предприятиям на 5 %;

к) минимальный уровень пенсий в 2004 году на территории Украины составил 285 грн.;

л) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

м) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране.

 

3. Какие из приведенных ниже утверждений являются позитивными, а какие нормативными?

а) сегодня было слишком жарко;

б) в прошлом году общий уровень цен повысился на 12 %;

в) в прошлом году инфляция существенно снизила уровень жизни, и правительственная политика должна ее сократить;

г) наиболее высокая температура равна 44 градуса по Цельсию;

д) при прочих равных условиях, если плата за обучение в институте возрастет, число абитуриентов снизится;

е) плату за обучение в институте следует снизить, чтобы больше студентов могло получить образование;

ж) за последнее время в экономике Украины наблюдается стабилизация производства;

з) структурная перестройка экономики Украины, помимо других целей направлена на повышение уровня потребления людей;

и) если бы цена на мужские костюмы возросла на 20 %, объем их продукции упал бы на 30 %;

к) в новой украинской экономике должен быть достигнут баланс экономической эффективности и социальной справедливости;

л) каждый сам, без навязчивой и неэффективной государственной опеки, сможет полностью проявить себя, свои способности.

 

4. Что такое материальные потребности?

 

5. На конкретных примерах покажите, от каких факторов зависит уровень потребления. Как понимать количественный и качественный аспекты потребления.

 

6. Что такое экономические ресурсы?

 

7. Почему деньги не относятся к экономическим ресурсам?

 

8. Согласны ли Вы с тем, что время представляет собой экономический ресурс?

 

9. Согласны ли Вы с тем, что предпринимательство представляет собой экономический ресурс?

 

10. Что понимается под редкостью ресурсов?

 

11. Какова взаимосвязь редкости ресурсов и экономического выбора? В чем смысл выбора?

 

12. Почему не осуществим на практике принцип распределения "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям"?

 

13. Если принять во внимание, что ресурсы ограничены, а потребности безграничны, существует ли опасность снижения степени удовлетворения потребностей с течением времени, (то есть по мере истощения ресурсов и роста потребностей)?

 

14. Что такое альтернативные издержки?

 

15. Какой товар с точки зрения издержек следует производить?

 

16. Как оценить альтернативные издержки? Всякие ли затраты являются альтернативными?

 

17. Как связаны нынешние производственные альтернативы с будущим ростом производства?

 

18. Объясните следующее противоречие: прошлогодний снег имеет нулевую цену. Когда этот снег вывезен с городских улиц на свалки, можно говорить о его конкретной, имеющей количественное выражение цене. Каков альтернативный смысл этой цены?

 

19. Чтобы купить масло дешевле, Вам необходимо отстоять длинную очередь. Если Вы все-таки решитесь ее отстоять, действительно ли Вы купите масло дешевле? Почему основная часть представителей очередей в магазинах - пенсионеры и неработающие женщины-домохозяйки?

 

20. Почему основная часть обслуживающего персонала фирмы "Макцоналдс"- подростки?

 

Задачи.

Задача № 1. Квалифицированный врач-косметолог, который за один час своей работы зарабатывает 150 грн., решает постелить новый паркет в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой, чтобы сделать это самостоятельно и даже быстрее, чем профессиональный паркетчик. Ему требуется на выполнение работ 50 часов, в то время как паркетчику - 70 часов. Выгодно ли врачу-косметологу нанимать паркетчика, если расценки паркетчика составляют:

а) 50 грн. за один час работы;

б) 100 грн. за один час работы;

в) 150 грн. за один час работы;

г) 200 грн. за один час работы.

При какой цене услуг паркетчика его наем становится невыгодным для врача-косметолога?

 

Задача № 2. Горшечник затрачивает на лепку на гончарном круге одного горшка 8 мин., еще 4 мин. ему необходимы для росписи горшка. Его ученик затрачивает на лепку 25 мин., а на роспись - 5 мин. Какое максимальное количество горшков они могут произвести за 8-часовой рабочий день? Как им рационально построить работу, используя принцип сравнительного преимущества?

 

Задача № 3. Предположим, что в США автомобиль может быть произведен за 200 рабочих часов, а на производство 1 тонны риса уходит 20 часов. В Японии для производства машины нужно 150 часов, а для одной тонны риса - 50 часов. Какова в каждой из стран альтернативная стоимость производства риса, выраженная в количестве риса? Какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве автомашин? Риса?

 

Задача № 4. Предположим, что в вашей институтской столовой недостаточно места, чтобы вместить всех студентов сразу, поэтому она открыта для обеда с 11 до 12 часов и с 13 до 14 часов.

Рассмотрите следующие три метода распределения студентов в этот двухчасовой период (цель: каждый должен получить место).

а) администрация устанавливает правило, в соответствии с которым каждый курс получает определенный получасовой промежуток времени для еды;

б) время обеда делится на получасовые сегменты с зелеными билетами на первый период, голубыми на второй и т.д. Печатается равное количество билетов каждого цвета. В начале каждого семестра происходит "аукцион" по раздаче билетов;

в) студенты могут приходить в столовую, когда захотят, и если не будет свободных мест, то они будут ждать в очереди. Сравните эти схемы, пользуясь понятиями:

- стихийный порядок и иерархия;

- информация и стимулы;

- эффективность.

 

 


Раздел 2. Рыночное равновесие спроса, предложения, цен. Проблема стабильности рыночного равновесия.

 

 

2.1. Спрос: понятие, величина, факторы, которые на него влияют

Понятие «спрос» имеет для экономистов специфическое значение. Человеку присуще естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с теми нуждами, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желание потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или других товаров.

Итак, спросможно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар.

Объемом спросана любой товар называется максимальное количество этого товара, которое согласен купить отдельный индивид, группа индивидов или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях.

К числу этих условий относятся: цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и преимущества потребителей, накопленное имущество и другое.

Прежде всего, объем спроса на товар определяется его ценой. Понятно, что обычно люди стремятся купить товары по более низким ценам. Из этого не следует, конечно, что они готовы покупать некачественные товары при условии, что они дешево стоят. Но какой бы качественный, технически сложный или дорогой товар человек ни покупал, все ровно сохраняется обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. Т.е. при прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него (и наоборот). Эта зависимость называется законом спроса.

Формализовано зависимость, отображаемая законом спроса, может быть записана следующим образом:

 
 


Р↑ Q↓ при прочих равных

Р↓ Q↑ условиях

 

Если другие факторы, влияют на объем спроса, и их принять за неизменные величины, то указанная зависимость приобретет вид функции спроса по цене:

 

 

где,

объем спроса на товар «х»;

цена товара «х».

 

Функция спроса по цене может задаваться тремя способами:

 

1. Табличным

Таблица 1

 

P (цена в ден.ед.) Q (объем спроса, шт.)

2. Аналитическим

3. Графическим

P

 

4

2 D

 

0 Q

20 40

 

Рисунок 2.1. Кривая спроса.

 

 

Кривая спроса показывает, как изменяется объем спроса потребителя (потребителей) в зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение точки по кривой спроса. Кроме ценовых, на спрос могут влиять неценовые факторы. Они провоцируют изменение в спросе, при этом кривая спроса, в случае положительного влияния, кривая сдвигается параллельно вправо, а, в случае отрицательного - влево.

 

К числу неценовых факторов, которые влияют на объем спроса, относятся:

1) размер дохода потребителя;

2) вкусы покупателей;

3) цены на другие товары;

4) общее число покупателей, размер рынка;

5) накопленное имущество;

6) инфляционное ожидание;

7) другие факторы.

 

Возможные отклонения. Например, известный так называемый «парадокс Гиффена». Английский экономист Роберт Гиффен описал случай, когда во время голода в Ирландии в ХІХ столетии спрос на картофель, цена которого существенным образом поднялась, также возрос. Причина заключалась в том, что картофель был продуктом, потребляемым бедняками, и повышение цены на него заставило их отказаться от других видов потребления, сведя последнее к потреблению лишь картофеля.

P d

Подтверждение кривой Гиффена мы можем наблюдать в нашей повседневной жизни. При постоянном и многоразовом повышении цен на продукты питания спрос на некоторые из них растет, несмотря на одновременный рост цены. В нашей стране к таким продуктам можно отнести хлеб и картофель. Кривая спроса на эти продукты будет отличаться от типичного графика спроса.

Временные отклонения от закона убывающего спроса наблюдаются и в тех случаях, когда выпускается новый товар с повышенной ценой.

С вышеупомянутым отклонением связанный и так называемый «эффект Веблена»,описывающий престижный спрос на дорогие товары. Он заключается в том, что покупатель, который имеет высокий социальный статус, просто считает себя обязанным покупать более дорогие товары в более престижных и дорогих магазинах. Это спрос на престижные марки легковых автомашин, ювелирные изделия, модели одежды, созданные по индивидуальному заказу и так далее. Причем снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность, а следовательно, и спрос на них.

Итак, в нормальных условиях существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса, поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Принято различать изменение объема спроса и изменение функции спроса. Изменение объема спроса возникает при изменении цены данного товара и при условии, что значение других факторов неизменно. В этом случае имеет место движение вдоль линии спроса. Если же изменяются другие факторы, то происходит сдвиг линии спроса или вправо влево (рис.2а), тогда говорят об изменении функции спроса. Сдвиг кривой спроса вправо и вверх отвечает увеличению спроса. Это означает, что в единицу времени большее количество товара по более высокой цене будет затребовано покупателями. И наоборот, если кривая спроса сдвигается влево и вниз, это свидетельствует об уменьшении спроса. Отметим также, что при этом одному и тому же объему спроса при сдвиге кривой спроса отвечают разные цены спроса (на рис.2.2б – это цены P1 и P2, что отвечает объему Q).

 
 


P P

а) б)

 
 

 


P1

P2

d1 d1

d d

d2

0 0 Q Q1

Q Q

Рисунок 2.2. Сдвиг кривой спроса.

 

Итак, к неценовым факторам, которые сдвигают кривую спроса, относятся такие, как вкусы и преимущества потребителей, цены на другие товары, число покупателей, доходы населения и размеры накопленного имущества, инфляционные ожидания.

Остановимся на них более подробно.

Вкусы и преимущества потребителей. Очевидно, что изменения во вкусах, преимуществах, моде влияют на величину спроса на товар или услугу. Возраст и пол, семейное и социальное положение, а также некоторые другие моменты формируют вкусы и запросы покупателей. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких областях, как популярная музыка, одежда и др.). В этом случае кривая спроса делает сдвиг очень быстро, как в сторону увеличения, так и в обратную сторону. В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно.

Цены на другие товары. По характеру влияния на спрос на какой-либо данный товар разграничивают изменения цен на три вида товаров:

а) товары-заменители (субституты, конкуренты);

б) товары – взаимодополняемые (комплементы);

в) товары, относительно независимые друг от друга.

Рассмотрим, например, ситуацию с двумя товарами-конкурентами - прохладными напитками “Pepsi” и “Coca-Cola”. При увеличении цен на каждой из них спрос части потребителей переключается на потребление большего количества товара, который не подорожал. Обратное явление будет иметь место если один из товаров подешевеет. Для взаимодополняющих товаров ситуация другая. Возьмем, например, бензин и автомобили, все происходит наоборот, т.е. при увеличении цены на один товар спрос на другой товар снижается. Если речь идет независимых товарах, то изменение цен одного никак не влияет на объем спроса на другой (например, яблоки и шляпы).

Размер рынка. Чем больше покупателей, тем больший совокупный спрос они предъявляют.

Доходы населения и размеры накопленного имущества. Чем более зажиточным является население, тем больше спрос - кривая сдвигается вправо и вверх. Если доходы уменьшаются, то движение кривой происходит в обратном направлении. Причем следует заметить, что с ростом доходов увеличивается спрос не на все товары, а главным образом на товары более высокого качества. На товары низкого качества спрос в этом случае снижается. И, наоборот, при снижении доходов растет спрос на некачественные товары, а на качественные - сокращается.

Инфляционные ожидания. Довольно часто увеличение спроса на товар, связано с ожиданием быстрого роста цен на него. Иногда такое положение, т.е. цена растет и спрос растет, принимают за нарушение закона спроса, хотя в данном случае речь идет об изменении функции спроса (сдвиг кривой спроса вправо - вверх).

 

 



2015-11-07 4980 Обсуждений (0)
Экономические ресурсы общества, т. е. средства для производства товаров и услуг, ограничены или редки 3.01 из 5.00 167 оценок









Обсуждение в статье: Экономические ресурсы общества, т. е. средства для производства товаров и услуг, ограничены или редки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4980)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)