Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы теории производства



2015-11-07 2539 Обсуждений (0)
Основы теории производства 4.67 из 5.00 6 оценок




Теория производства является фундаментальной в курсе микроэкономики. Понятие «производство» рассматривается в ней как деятельность по выпуску товаров и услуг, за которые потребитель готов заплатить.

Понятие «производство» в экономике тесно связано с понятием «производительность».

Производительность –это показатель эффективности производства. Это значит, что главное в производстве не просто выпуск товаров, а произведенное их количество за час, день, на единицу потребленных ресурсов.

В теории производства рассматривают только эффективные способы производства. Зависимость между структурой затрат ресурсов и максимально возможным выпуском продукции в теории производства выражается с помощью производственной функции.

Производственная функция – это функция, отображающая зависимость между максимальным объемом производимого продукта и физическим объемом факторов производства при данном уровне технических знаний.

 

Традиционно используется двухфакторная производственная функция вида:

 

Q=f(LK),

 

где Q – возможный объем выпуска;

L – количество применяемого труда;

K – количество используемого капитала.

 

Для построения производственной функции важное значение имеет понимание термина «максимальный выпуск продукции», так как производственные функции не допускают нерентабельных производственных процессов.

Максимальный выпуск продукции– экономически эффективная деятельность предприятий, при которой они могут использовать каждое сочетание производственных факторов с максимальной отдачей.

Производственная функция графически изображается с помощью изоквант.

 

Изокванта– это линия равного выпуска, представляющая собой различные сочетания затрат факторов производства, при которых может быть произведен заданный объем выпуска продукции.

 

Метод изоквант позволяет сопоставить все возможные варианты сочетания факторов производства и выбрать наиболее оптимальный, отвечающий возможностям предприятия на данный период.

Набор изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании предельных сочетаний факторов производства, называют картой изоквант(рис. 5.4.).

 

 

 

Рисунок 5.4. Карта изоквант

 

Из рисунка 5.4. видно, что объем выпуска, например, 200 ед. продукции, может быть достигнут при: К1 ед. капитала и L1 ед. труда или К2 и L2 или К3 и L3 или любых других комбинациях, представленных изоквантой Q2 = 200 ед. продукции.

 

Наклон изоквант характеризует предельную норму технического замещения (MRTC) одного ресурса другим по аналогии с наклоном кривой безразличия и предельной нормой замещения одного блага другим.

В зависимости от возможностей замены производственных ресурсов:

- совершенная замещаемость,

- жесткая;

- непрерывная и т.д.

Изокванты могут иметь различную конфигурацию (рис. 5.5.).

 

L

 

Рисунок 5.5. Ломаная изокванта

 

Представленная на рисунке 5.4. карта изоквант предполагает совершенную замещаемость производственных ресурсов. В этом случае данный выпуск продукции может быть получен либо только с помощью фактора L, либо только К, либо с использованием различных комбинаций того или иного ресурса при постоянной норме замещения.

В практической экономике наиболее реалистичной, т.е. представляющей производственные возможности большинства современных производств, считают ломаную изокванту, предполагающую лишь несколько методов поизводства (Р) (рис. 5.5.).

Экономическая же теория чаще всего оперирует изоквантами, предполагающими возможность непрерывной, но не совершенной замещаемости ресурсов в определенных границах, за пределами которых замещение одного фактора другим технически или невозможно, или неэффективно (рис. 5.6.).

 

Рисунок 5.6. Гладкие изокванты

Характеристика производственной функции включает интенсивность применения ресурсов в производственном процессе.

Например, из рис. 5.5. видно, что производственный способ Р1 более капиталоинтенсивный, чем Р2, Р3, Р4; а производственный способ Р4 более трудоинтенсивен, чем Р1, Р2, Р3.

Капиталоинтенсивный (или трудосберегающий) способозначает, что под влиянием технического прогресса или при данном производственном способе используется большее количество капитала, чем труда.

Трудоинтенсивный (или капиталосберегающий) способ, наоборот, использует большее количество труда, чем капитала.

 

Пропорциональное применение ресурсов L и К, характеризует нейтральный способ производства.

 

Теория производства также рассматривает процесс производства с учетом фактора времени, в котором реализуется производственная функция. Это объективное требование. Так как принятие конкретных управленческих решений по изменению выпуска продукции, количества и качества вводимых ресурсов, смены технологий имеет различные временные рамки.

 

Все решения, связанные с производством, условно можно объединить в 3 группы:

1. Как наилучшим образом организовать производство на уже имеющихся производственных мощностях.

2. Какие новые производственные мощности и технологические процессы выбрать с учетом уже достигнутого уровня развития науки и техники.

3. Как наилучшим образом «приспособиться» к открытиям и изобретениям, вносящим перелом в технический прогресс.

 

Тот период времени, в котором решается первая группа вопросов, называется краткосрочным, вторая – долгосрочным, третья – очень долгосрочным. Данное временное разделение введено в научный оборот А.Маршалом и является теоретической абстракцией, которая, однако, позволяет углубить исследование теории производства и общих закономерностей его расширения.

Рассмотрим мгновенный, краткосрочный, долгосрочный периоды деятельности предприятия с точки зрения расширения объемов производства.

 

В мгновенном периоде объемы применения каждого ресурса остаются неизменными, поэтому в его рамках расширение производства невозможно.

 

В краткосрочном периоде производство организуется на уже имеющихся мощностях, то есть такие ресурсы как промышленные здания, сооружения, станки, оборудование остаются постоянными (фиксированным). Расширение производства в этом случае возможно лишь при использовании других ресурсов: труда, сырья, материалов, то есть переменных величин. Следовательно, в этом периоде изменяются пропорции применяемых производственных ресурсов. Расширение масштабов производства в данном периоде исследуется с помощью понятия убывающей отдачи (или убывающей производительности) переменного ресурса или закона изменяющихся пропорций.

Этот закон гласит, что по мере того, как возрастает использование какого-либо переменного производственного ресурса, при фиксированных остальных, наступает момент, когда дополнительное использование этого переменного ресурса ведет к снижению объема выпуска продукции.

 

Анализ деятельности предприятия в краткосрочном периоде требует введения дополнительных понятий.

Общий (суммарный) продукт (ТР) – общее количество продукции, произведенное за определенное количество времени. Если величина всех вводимых факторов производства, кроме одного, остается неизменной, то ТР будет расти или уменьшатся с увеличением или уменьшением количества применяемого ресурса.

Средний продукт (АР) – количество продукции в расчете на единицу переменного ресурса.

Предельный продукт (МР) – изменение величины суммарного продукта за счет ввода в производство одной дополнительной единицы любого переменного ресурса.

Долгосрочный период делает возможным изменение всех вводимых ресурсов, как переменных, так и постоянных, но базовые технологии остаются без изменения. Применение всех видов ресурсов увеличивает масштабы производства, поэтому для анализа деятельности предприятия в долгосрочном периоде используется понятие отдачи от масштаба.

При технически эффективном способе производства увеличение выпуска продукции обеспечивается за счет пропорционального увеличения использования всех производственных ресурсов. Это и есть изменение масштабов производства. Эффект роста масштабов производства может быть положительным (возрастающим), неизменным (постоянным), или отрицательным (убывающим) и, в конечном счете, определять размер деятельности предприятия.

Неизменный эффект масштаба производства означает, что удвоение использования всех факторов ведет к удвоению выпуска продукции. Это свидетельствует о том, что размеры деятельности предприятия не влияют на продуктивность используемых факторов производства.

Положительный эффект масштаба означает, что выпуск продукции более чем удваивается. В данном случае выгоднее иметь крупное производство, производящее, при относительно низких издержках, продукции больше, чем мелкие фирмы с высоким уровнем издержек.

Убывающий эффект масштаба означает, что выпуск продукции увеличивается менее чем в два раза. Как правило, появление данного эффекта связано с ограниченными возможностями управления крупным производством, нарушением координации потоков «ресурсы – выпуск».

 

Во многих случаях характер отдачи от масштаба изменяется при достижении определенного предела выпуска продукции: до одного уровня сопровождается постоянным или даже возрастающим эффектом роста масштаба, на смену которому приходит убывающий.

При прочих равных условиях, чем больше эффект масштаба, тем более крупные предприятия функционируют в той или иной отрасли промышленности. Как правило, промышленные отрасли имеют больший эффект масштаба, чем отрасли сферы услуг, так как производству требуются существенные капиталовложения в оборудование, чтобы предприятия могли работать наиболее эффективно.

 

 



2015-11-07 2539 Обсуждений (0)
Основы теории производства 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Основы теории производства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)