Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть 2. Монополистическая конкуренция



2015-11-07 2907 Обсуждений (0)
Часть 2. Монополистическая конкуренция 4.67 из 5.00 3 оценки




 

 

1. Какие характерные черты присущи монополистической конкуренции?

 

2. Что общего и в чем различия совершенной и монополистической конкуренции? Каковы преимущества и недостатки монополистической конкуренции?

 

3. Какую роль играет дифференциация продукта в монополизации рынка? Как Вы относитесь к утверждению: "Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары способны замещать один другой, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче устанавливать на них монополистическую цену".

 

4. От чего в большей степени выигрывают потребители - от монополии или от конкуренции? Ваши "за" и "против".

 

5. Объясните, почему монополистическая конкуренция представляет собой монополию до того момента, когда у потребителей появляется желание купить продукты, являющиеся близкими заменителями, и становится конкурентной за пределами этой точки.

6. Объясните, почему в условиях монополистической конкуренции фирмы часто предпочитают неценовую конкуренцию ценовой?

 

7. Какую роль играет реклама в условиях монополистической конкуренции? Как Вы думаете, может ли реклама постоянно увеличивать прибыли фирм в условиях монополистической конкуренции?

 

8. Часто можно слышать утверждения, что так называемый "мелкий бизнес" - это и есть субъект монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Насколько корректно это утверждение? Что общего, например, у следующих фирм:

а) мелкая сельскохозяйственная семейная ферма, выращивающая пшеницу;

б) малое предприятие по изготовлению пуговиц из весьма оригинального и не столь широко распространенного материала - сброшенных оленями рогов в сибирской тундре;

в) крохотная норвежская кампания "Ка Me Ba", покрывающая 30 % мировой потребности в гребных винтах для военных кораблей;

г) рисковое (венчурное) предприятие?

 

9. Почему можно говорить о тенденции получения нормальной прибыли в долгосрочном" периоде для фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции?

 

10. Объясните, почему экономическая прибыль равна нулю, хотя цены в долгосрочном равновесии на рынке с монополистической конкуренцией превышают предельные издержки?

 

11. Правильно, что в долговременном периоде монополистическая конкуренция приводит к монопольной цене, а не к монопольным прибылям?

 

12. Объясните, почему цена долгосрочного равновесия и выпуск монопольно конкурентной фирмы изменяется, если другие фирмы войдут в отрасль или покинут ее. Используйте диаграмму, чтобы объяснить свой ответ.

 

13. Почему фирмы на рынках с монополистической конкуренцией осуществляют выпуск, который не достигает уровня, соответствующего LACmin? Каковы последствия избыточной мощности?

 

14. Каким образом реклама на рынках с монополистической конкуренцией может снизить издержки, связанные с избыточной мощностью? В каком смысле затраты по содержанию избыточных производственных мощностей являются следствием разнообразия товаров на рынке?

15. Чем больше степень конкуренции на рынке монополистической конкуренцией, тем более эластичным оказывается в тенденции спрос. Но мере того, как конкуренция возрастает, какое оно окажет воздействие на уровень избыточной мощности фирм в долгосрочном равновесии?

 

16. Предположим, что LACmin 3 ден.ед. за кг мороженого. Покажите, что если отрасль по производству мороженого является монополистически конкурентной, то в долгосрочном равновесии цена кг превысит 3 ден.ед. Покажите, как сокращение цен на факторы производства, используемые для

выпуска мороженого, воздействуют на отрасль. Предположим, что после уменьшения издержек LACmin. 2 ден.ед.

 

17. Для каждого из следующих утверждений, относящихся к монополистической конкуренции, укажите, считаете ли Вы это утверждение

истинным или ложным. Обоснуйте кратко свою позицию.

а) Так как цена долгосрочного равновесия превышает минимальную величину долгосрочных издержек, при монополистической конкуренция, то монопольно конкурентные фирмы получают в долгосрочном равновесии экономические прибыли;

б) Цена долгосрочного равновесия превышает долгосрочные средние издержки производства у монопольно конкурентной фирмы, которая, занимается рекламой;

в) Реклама не в состоянии постоянно увеличивать экономические прибыли монопольно конкурентных фирм.

г) По мере того в долгосрочном плане новые фирмы выступают в мо-нополистически конкурентную область, фирмы, уже работающие в отрасли, имеют тенденцию к снижению своих цен и объемов выпуска;

 

18. Нередко в экономической теории подчеркивается эффективность и потери для общества, связанные с монополистической конкуренцией:

- фирма не функционирует в низшей точке своих долговременных, средних издержек;

- разрыв между ценой и предельными издержками, как и в условиях "чистой" монополии означает определенное "недопроизводство" продукции, нужной обществу;

- сокращение многочисленного количества мелких фирм (т.е. монополистических конкурентов) - парикмахерских, мелких . лавочек, ресторанчиков и т.п. привело бы к снижению цен на эти услуги и товары, представляемые теперь уже крупными и крупнейшими фирмами (действие эффекта масштаба).

Если Вас какие-либо доводы в защиту монополистической конкуренции, с точки зрения потребителя?

 

Часть 3. Олигополия

1. Какие характерные черты присущи олигополии?

 

2. Что общего и каковы различия между монополистической конкуренцией и олигополией; олигополией и монополией?

 

3. Допустим, что в отрасли существуют всего 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма-олигополист предпочтет максимизировать прибыль:

а) повышением цен на свою продукцию;

б) улучшением качества своих товаров;

в) активной рекламной политикой;

г) снижением цен на свою продукцию;

д) разработкой явного или неявного соглашения о совместной ценовой политике с другими фирмами этой отрасли;

е) снижением издержек?

 

4. Если каждая фирма знает, что цена, установленная каждым из ее конкурентов, зависит от ее собственной цены, как могут быть определены цены.

 

5. Какие предположения относительно реакции конкурентов на изменения цен какой-нибудь одной фирмой лежат в основе ломаной кривой спроса? Почему существует разрыв в кривой предельного дохода?

 

6. Как ломаная кривая спроса помогает объяснить негибкость олигополистических цен?

 

7. Каковы недостатки модели ломаной кривой спроса?

 

8. Почему у олигополистических фирм есть стимулы для сговора?

 

9. Можно ли назвать картель чистой монополией?

 

10. Заинтересованы ли Вы как член картеля в честной игре, т.е. твердом следовании условиям сговора? Или у Вас есть какие-либо стимулы нарушить соглашение? В какой ситуации Вы склонны его нарушить?

 

11. В каком-то ограниченном районе около тридцати фермеров выращивают картофель. Кроме них, никто в этом районе картофель не выращивает и не продает. Каждый из фермеров занимается картофелем в одиночку, на свой страх и риск. Проблемы у них общие: высокие издержки, поиски улучшенных сортов, плохие хранилища, зависимость от транспорта. Обдумав ситуацию, фермеры пришли к выводу о необходимости объединения можно предложить фермерам? Как сделать так, чтобы объединение было фермерам выгодно? Как будет называться модель рынка?

 

12. Объясните, как участвующий в тайном сговоре олигополист мог бы увеличить свои прибыли, предлагая тайные скидки в цене покупателям. Укажите на диаграмме размер дополнительных прибылей, которые фирма может получить. Какие опасности связаны с такой политикой?

 

13. При каких условиях итоги деятельности чистой монополии по цене и объему производства могли бы быть лучше, с точки зрения общества, чем при олигополии?

 

14. Объясните, как лидерство в ценах могло бы развиваться и осуществляться в олигополистической отрасли-

 

15. Олигополистические отрасли имеют и средства, и склонность к техническому прогрессу? Вы согласны? Объясните.

 

16. "Если олигополисты действительно хотят конкурировать, им следовало бы сделать это скорее путем снижения своих цен, а не растрачивая миллионы долларов на рекламу и другие формы стимулирования сбыта. Вы согласны? Почему олигополисты обычно не занимаются конкуренцией через снижение цен?

 

 

Задачи

 

Задача № 1. Допустим, фирма полностью монополизировала производство товара X. Следующая информация отражает положение фирмы:

Предельный доход = 1000 - 20Q.

Общий доход = 1000Q – 100* Q.

Предельные издержки = 100 + 10Q,

где Q - объем выпуска товара X, Р - цена единицы товара Х (ден.ед.). Сколько товара Х будет продано и по какой цене, если:

а) фирма функционирует как простая монополия;

б) отрасль (фирма) функционирует в условиях совершенной конкуренции?

 

Задача № 2. В табл. 7.1. представлена информация об издержках и доходах некоторой фирмы.

 

Таблица 7.1

 

Q TVC TC MC Px TR ATC MR
     
       
         
         
         
         
         

 

а) заполните таблицу недостающими данными;

б) каковы постоянные издержки фирмы?

в) при каких значениях Р и Q прибыль фирмы максимальная;

г) эластичный или неэластичный спрос на продукт в диапазоне рассматриваемых цен?

д) какую прибыль (или убытки) получает фирма в равновесном состоянии?

е) данная фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции? Почему?

 

Задача № 3. Вы - "чистый" монополист. Если Вы установите цену 50 ден.ед., то продадите 1 ед. продукции; снизив ее до 45 ден.ед. - продадите 2 ед. Последовательно снижая цену на 5 ден.ед. при каждом расширении сбыта на одну дополнительную единицу продукции, какой Вы будете получать предельный доход (MR)? Валовой доход (TR)? Составьте таблицу и график валового дохода:

Таблица 7.2.

 

P Q TR MR
   
   
и т.д. и т.д.    

 

Задача № 4. При условии, что монополия осуществляет производство на множестве небольших заводов, и что она не может выпускать необходимое рынку количество товара при более низких средних издержках, чем конкурентная фирма, докажите, что монопольная Цена превышает конкурентную цену. Покажите также, что монопольный выпуск меньше, чем конкурентный.

 

Задача № 5. Монопольный производитель сигарет назначает цену в 1 ден.ед. за пачку. При условии, что монополия максимизирует прибыль и что ценовая эластичность спроса на сигареты при данной цене равна - 2, подсчитайте предельный доход и предельные издержки монополиста. Объясните, почему монополист не будет продавать столько сигарет, чтобы спрос стал неэластичным.

 

Задача № 6. При наличии постоянного эффекта роста масштабов производства, неизменных издержках и линейной кривой спроса докажите, что монопольный выпуск составит ровно половину того выпуска, который существует при совершенной конкуренции.

 

Задача № 7. Предположим, что ценовая эластичность спроса на киносеансы составляет -5 для пожилых людей и -2 для людей до 65 лет. Предположим, что в равновесии монополия, занимающаяся ценовой дискриминацией, несет предельные издержки в 3 ден.ед. на одно посещение кинотеатра. Вычислите цену за билет, назначаемую пожилым людям, и цену, назначаемую тем, кому нет 65 лет.

 

Задача № 8. Предположим, что с выпуска производителя стали, взимается налог в 1 ден.ед. за тонну. При условии, что этот производитель является монополистом, он сталкивается с линейной кривой спроса и производит при постоянных издержках, каким будет изменение цены стали?

 

Задача № 9. Покажите, каким образом установленный для монополии верхний предел цены может привести к приросту выпуска продукции, а не к его сокращению.

 

Задача № 10. На рисунке 7.1. представлены кривые дохода и издержек монополиста.

а) отметьте на графике объем выпуска, дающий максимум прибыли;

б) отметьте на графике цену, по которой монополист будет продавать данный объем продукции;

 

 

Рисунок 7.1. Издержки и доход монополиста.

 

 

в) обозначьте на графике площадь, отражающую прибыль монополии;

г) как повлияет на поведение монополиста снижение рыночного спроса на его продукцию?

 

Задача № 11. На рисунке 7.2. показаны кривые дохода и долгосрочных издержек простой монополии.

а) какой объем выпуска обеспечивает максимум прибыли?

б) какую цену установит монополия, чтобы продать данный объем продукции?

в) какую прибыль получит монополист в этой ситуации?

г) какой объем продукции и, по какой цене предложит монополия на рынке, если она будет вынуждена установить цену, равную предельным издержкам?

 

А

 

Рисунок 7.2. Монополия в долгосрочном периоде.

 

Задача № 12. Краткосрочные кривые средних издержек, предельных издержек, спроса и предельного дохода чистого монополиста показаны на рисунке 7.3.

 

 

Рисунок 7.3. Краткосрочные издержки, спрос и доход.

 

Ответьте на следующие вопросы, относящиеся к этому случаю:

а) если монополист не дискриминирует по цене, то каков его максимизирующий прибыль выпуск?

б) объясните, почему максимальная прибыль чистого монополиста должна быть меньше 4000 ден.ед., если он не занимается ценовой дискриминацией?

в) предположим, что кривые издержек, показанные ниже, применяются в долгосрочном, а не в краткосрочном плане. Будет ли тогда у монополиста в долгосрочном плане стимул строить больше одного завода?

г) если монополист применяет совершенную ценовую дискриминацию, то будет ли избранный им выпуск больше, равен или меньше 500?

 

Задача № 13. На рисунке 7.4. представлена фирма, оперирующая в условиях монополистической конкуренции.

а) При каком объеме производства фирма максимизирует свою прибыль

б) По какой .цене фирма будет продавать данный объем продукции

в) Будет ли фирма получать в этой ситуации экономическую прибыль. Если да, то какова ее величина?

г) на каком временном интервале функционирует фирма: долгосрочном или краткосрочном? Объясните свой ответ.

д) опишите, как может изменяться ситуация на другом временном интервале (т.е. на том, который Вы не выбрали в предыдущем пункте)

 

 

Рисунок 7.4. Фирма в условиях монополистической конкуренции.

 

 

Задача № 14. Ниже представлена матрица результатов для возможных стратегий двух фирм (А и Б):

 

 

Таблица 7.3.

  Стратегия фирмы А
Стратегия фирмы Б І
ІІ

 

Каждая фирма имеет две возможные стратегии (А - 1 и 2; Б - I и II). Цифры в матрице означают одновременно суммы доходов для фирмы Б и суммы убытков для фирмы А.

а) какова доминантная стратегия для фирмы А?

б) какова доминантная стратегия для фирмы Б?

в) какое решение в этой ситуации будет равновесным?

г) какие убытки понесет фирма А при равновесном решении?

д) какие доходы получит фирма Б при равновесном решении?

 

Задача № 15. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. Ниже приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы.

Таблица 7.4.

Цена, (ден.ед.) Объем спроса, (ед.) Объем выпуска, (ед.) Общие издержки

 

а) какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

б) если сохраняется данное предложение, то какой объем выпуска выберет

каждая фирма?

в) появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

г) есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

 

Задача № 16. На рисунке 7.5. показана специфическая модель рынка для олигополиста.

а) Какая модель олигополистического рынка представлена на рисунке?

б) Предположим, что предельные издержки фирмы постоянны и равны 3,50 ден.ед. Какой объем выпуска выберет фирма и, какую при этом установит цену?

в) Если предельные издержки увеличатся до 5,00 ден.ед., то, как изменятся параметры (объем выпуска и цена) равновесия фирмы?

г) В каком интервале объема выпуска олигополист сталкивается с собственной кривой спроса?

д) В каком интервале объема выпуска олигополист сталкивается с кривой рыночного спроса?

 

Рисунок 7.5. Рынок олигополиста

 

Задача № 17. Используя рисунок 7.6., объясните, как участвующий в тайном сговоре олигополист мог бы увеличить свои прибыли, предлагая тайные скидки в цене покупателям. Укажите на графике размер дополнительных прибылей, которые фирма может получить. Какие опасности связаны с такой политикой?

 

Рисунок 7.6. Тайный сговор и тенденция к максимизации общих прибылей.

 



2015-11-07 2907 Обсуждений (0)
Часть 2. Монополистическая конкуренция 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Часть 2. Монополистическая конкуренция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2907)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)