Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Концепция административного управления




 

Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 1920-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию.

Организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять, чтобы более эффективно достигать целей. Эта концепция получила также название классической школы управления.

А. Файоль (один из представителей классической школы) рассматривал управление (в его терминологии – администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности при наиболее эффективном, оптимальном использовании ресурсов и возможностей фирмы. Главный вклад Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.

 

* Сформулирована концепция административного управления, включающая пять элементов административной функции на любом уровне управления:

- планирование,

- организация,

- руководство,

- координация,

- контроль.

 

* Практически отработана линейно-штабная структура управления.

 

* Файоль сформулировал следующие требования к управлению:

· разделение труда – сокращение числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;

· полномочия и ответственность – полномочия дают право отдавать приказ, ответственность – их противоположность;

· дисциплина;

· единоначалие – работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;

· единство направления – каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;



· подчиненность личных интересов общим;

· вознаграждение персонала – справедливая зарплата;

· централизация – необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;

· скалярная цепь – ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, - вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;

· порядок – место для всего и все на своем месте;

· справедливость – сочетание доброты и правосудия;

· стабильность рабочего места для персонала – высокая текучесть кадров снижает эффективность организации;

· инициатива – означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;

· корпоративный дух – союз – это сила, а она является результатом гармонии персонала.

 

 

2.3. Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений

 

1930-е – 1950-е годы. Исследования, проведенные американским психологом А. Маслоу, показали, что поступки людей мотивируются не экономическими силами, как считали сторонники концепции научного управления, а различными потребностями, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

* Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходят усилия руководителя.

* На производительность труда влияют:

- межличностные отношения,

- удовлетворенность работой,

- забота о работниках.

 

2.4. Концепция управления с позиции науки о поведении

(школа поведенческих наук)

 

Эта теория получила развитие в 1950-е – 1960-е годы. Ее основное кредо – повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда – исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.

Представителями поведенческой концепции были Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт.

* Важнейшее достижение школы – разработка теорий «Х» и «Y».

* Теория «Х» - средний индивидуум не любит работать, поэтому его необходимо постоянно принуждать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремиться избегать ответственности.

* Теория «Y» - люди не являются от природы пассивными. Затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремиться к ней. Он не нуждается в контроле, так как способен сам себя контролировать.

Из школ человеческих отношений и поведенческих наук современный менеджмент использует:

- рассмотрение коллектива как особой социальной группы;

- использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства;

- исследование поведения людей в организациях в процессе совместного труда;

- отношение к членам коллектива как к активным человеческим ресурсам.

 

2.5. Концепция адаптации

 

Суть концепции адаптации, или стратегии приспособления, состоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы – это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды, т.е. это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны.

 

 

2.6. Концепция глобальной стратегии

 

Она направлена на оптимизацию международной деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не отдельных ее частей.

 

 

2.7. Концепция целевой ориентации

 

Она утверждает, что должна доминировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивации.

 

 

2.8. Концепция рыночного управления

 

В основе менеджмента как концепции рыночного управления лежит объективная тенденция к обобществлению производства, в результате которого у крупнейших фирм появилась возможность воздействовать на рынок.

Менеджмент как концепция рыночного управления направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий. В этой концепции обосновывается необходимость в той или иной форме регулировать процессы развития, управлять ими, а не полагаться полностью на рынок, стихийно регулирующий экономические процессы [2, с.14].

 

 

2.9. Менеджмент как научная дисциплина

 

Менеджмент – это наука об управлении организацией.

Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность в тех или иных условиях практически решать проблемы функционирования организации.

В современных условиях широко распространено мнение ученых о том, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации, а, следовательно, к практике.

Получили распространение четыре научных подхода к управлению:

· процессный;

· системный;

· ситуационный;

· программно-целевой.

 

 

2.10.Подход к управлению как к процессу

 

Он определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления.

 

2.11. Системный подход

 

Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение целей, единых в условиях меняющейся внешней среды. К основным элементам организации относятся ее функциональные подразделения, ориентированные на достижение различных целей.

Любая система характеризуется наличием 3-х основных элементов:

1. вход в систему – поступающие ресурсы;

2. процесс преобразования ресурсов в продукт;

3. выход из системы – продукт.

 
 


1 3

 

 

2.12. Ситуационный подход

 

Он предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации.

 

 

2.13. Программно-целевой подход

 

Такой подход к управлению предполагает:

· составление и реализацию целевых комплексных программ, в которых увязываются цели, сроки выполнения и ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей;

· единство целевой ориентации программы;

· комплексность намечаемых и проводимых мероприятий;

· определение сроков осуществления мероприятий;

· адресность заданий, обязательность их исполнения;

· определение критериев для выбора альтернатив принимаемых в ходе реализации программы решений [2, с.17].

 

Тема 3. Организации

Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной , обуславливающей существование менеджмента. Поэтому начнем изучение менеджмента, усвоив сначала, что такое организация и почему ею нужно управлять.

 

Что такое организация

Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

2. наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы;

3. наличие, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают, как общую все члены дано группы;

4. наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение:

организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Это - пересказ определения Честера Барнарда, одного из классиков менеджмента 30-40-х годов. Барнард называет формальную организацию «системой сознательно координируемых действий двух или более человек».

Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. В соответствии с общепринятой практикой, говоря о неформальных организациях, мы так и будем их называть. А, используя слово «организация», мы всегда будем иметь в виду формальную организацию.

Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Мы будем рассматривать управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей

Один простой пример: «Мак Доналдс» является организацией, состоящей из семи с лишним тысяч самостоятельных предприятий, работа которых обеспечивается поддержкой большого числа организаций, работающих «за кулисами», ведущих строительство магазинов и цехов, осуществляющих рекламу, производящих закупку продуктов, разрабатывающих новые виды продукции, осуществляющих контроль качества. Каждое заведение «Мак Доналдс» имеет свои планы реализации продукции и прибыли. Каждая вспомогательная единица также имеет свои цели, такие как, например, закупка говядины по выгодным ценам. Эти цели взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, ресторан может реализовать свои цели, добившись запланированной прибыли, только если служба закупки добьется своих целей, обеспечив достаточное количество булочек по нужной цене, если служба маркетинга обеспечит достаточный приток покупателей, технологи найдут способ эффективного приготовления и т.д. Основная причина, позволившая «Мак Доналдсу» стать крупнейшим предприятием в своем бизнесе в мире, заключается в том, что компании удается не только достичь всех вышеперечисленных целей, но и эффективно взаимоувязать их с наименьшими затратами [1, с.31-32].

 

 





Читайте также:

Self–concept. Я–концепция.
Автоматизация систем управления
Административно-правовые и экономические методы управления в области природопользования и охраны природной среды
Административного регламента проведения проверок при осуществлении государственного лесного контроля и надзора
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
Анализ и классификация технологических переменных, управляющих воздействий, точек измерения, контроля и управления
Анализ и совершенствование системы стратегического управления персоналом (на примере Государственного Комитета Псковской области по дорожному хозяйству)
Анализ качества управления персоналом
Анализ культуры государственного управления
Анализ территориальной организации местного самоуправления в Ярославской области, в её северо-западных муниципальных районах. Основные направления территориальной организации.






Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)