Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия торговли. Различия в предпочтениях потребителей как основа внешней торговли



2015-11-07 896 Обсуждений (0)
Условия торговли. Различия в предпочтениях потребителей как основа внешней торговли 0.00 из 5.00 0 оценок




Воздействие международной торговли на производство, потребление и благосостояние во многом определяется установившимся соотношением мировых цен. Поэтому экономисты уделяют большое внимание условиям торговли, или отношению экспортных цен рассматриваемой страны к ее импортным ценам.

Если понятие «условия торговли» относится более чем к двум товарам, оно должно определяться как соотношение индексов экспортных и импортных цен.

 

где xi – доля i-го товара в суммарной стоимости экспорта в базисном году;

pi – отношение текущей цены на этот товар к его цене в базисном году;

mi – доля i-го товара в суммарной стоимости импорта в базисном году.

 

 

Таким образом, условия торговли равны отношению двух индексов:

Рост этого показателя обычно называют «улучшением» условий торговли. Подразумевается, что, если иностранцы каждую продаваемую им единицу экспорта оплачивают нам большим количеством импорта, мы якобы становимся богаче. Но это не всегда так. Если условия торговли «улучшаются» в результате изменений у зарубежных партнеров, страна действительно от этого выигрывает. Но, предположим, США в рассмотренном примере нашли гораздо более эффективный способ выращивания пшеницы, и избыточное предложение американской пшеницы привело к снижению цен и «ухудшению» условий торговли. Но отсюда совсем не следует, что США что-то теряют, или торговля становится менее выгодной. Страна может одновременно получать выигрыш как от роста эффективности производства, так и от увеличения объема экспорта пшеницы по более низкой цене.

Теперь, когда в модель международной торговли включен спрос, можно увидеть, что основой для взаимовыгодной торговли могут послужить сами по себе различия в предпочтениях потребителей при отсутствии у партнеров различий в условиях предложения.

Рассмотрим пример двух стран, каждая из которых с одинаковым успехом может производить как рис, так и пшеницу. У этих стран одинаковые кривые производственных возможностей, но различные вкусы в отношении круп и хлебобулочных изделий.

В отсутствие международной торговли предпочтение хлеба в первой стране через взаимодействие спроса и предложения обуславливает более высокую цену на зерно, чем во второй стране, где живут любители риса. Установление торговых отношений делает выгодным вывоз пшеницы в страну любителей хлеба в обмен на рис. Когда в результате международной торговли установится новое равновесное соотношение цен, производители в обеих странах изменят объем выпуска таким образом, что их предельные издержки совпадут с международной ценой. Поскольку предполагается, что кривые производственных возможностей у них совпадают, то производство у них сместилось бы в одну точку, но потребление вышло бы на кривую безразличия более высокого уровня (своего рода результат «специализации» потребления).

 

Внешняя торговля и распределение доходов. Вопрос о либерализации торговли порождал и всегда будет порождать ожесточенные споры, суть которых невозможно понять, если рассматривать последствия торговли только с точки зрения того, что она дает нации в целом. Раз выигрыш от установления торговых отношений настолько очевиден, почему у свободной торговли столько противников? Обычно в любой стране внешняя торговля непосредственно затрагивает интересы многих групп населения, и многие противники либерализации торговых отношений как раз очень хорошо представляют себе ее последствия.

Теория Хекшера-Олина согласуется с фактами в главном: международная торговля, как правило, делит общество на тех, кто в результате выигрывает, и тех, кто теряет, поскольку изменения относительных цен на товары зачастую приводят к росту вознаграждения одних факторов производства за счет других:

 

  В США В остальном мире
Начальные цены Дешевое зерно, дорогое сукно Дорогое зерно, дешевое сукно
   
Реакция цен Рост цен на зерно Снижение цен на сукно Снижение цен на зерно Рост цен на сукно
Реакция объема выпуска на цены Увеличение производства зерна Уменьшение производства сукна Уменьшение производства зерна Рост производства сукна
Решающее звено – изменение спроса на факторы производства Отказ от производства каждого ярда сукна высвобождает много рабочих и немного земли; прирост производства зерна требует меньшего числа рабочих и больше земли Отказ от производства каждого бушеля пшеницы высвобождает много земли и мало рабочих; прирост выпуска сукна требует много рабочих и мало земли
Реакция цен на факторы производства Падение ставок заработной платы и рост арендной платы (в обоих секторах) Рост ставок заработной платы и снижение арендной платы (в обоих секторах)
Итог Цены между странами выравниваются. Возросла специализация. Обе страны в выигрыше. Большие выгоды получают американские землевладельцы, зарубежные рабочие. Большие убытки терпят американские рабочие, зарубежные землевладельцы.

 



2015-11-07 896 Обсуждений (0)
Условия торговли. Различия в предпочтениях потребителей как основа внешней торговли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия торговли. Различия в предпочтениях потребителей как основа внешней торговли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (896)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)