Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Необходимость и типы государственного вмешательства в экономику




 

Теоретическому осознанию активной роли государства в рыночной экономике способствовала работа английского эко­номиста Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.). Он обосновал необходимость государственной экономической политики как средства, способного уравновешивать совокуп­ный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризиса и обеспечивать ее стабильность. Однако последователи А. Смита - неоклассики доказывают, что государство, также как и рынок, имеет свои «провалы». Государственные органы порой принимают решения, не всегда эффек­тивные с точки зрения общества. Являясь особой общественной подсистемой, государство в то же время представляет собой относительно самостоятельный организм с собственными ин­тересами, которые не всегда могут совпадать с интересами об­щества. Неоклассики утверждают, что система цен представля­ет собой механизм, способный обеспечивать общую сбаланси­рованность экономики без управления из центра. Оба подхода, особенно при их абсолютизации, страдают односторонностью. Эффективное развитие национальной экономики предполагает оптимальное сочетание конкурентно-рыночного и государственного регуляторов.

Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами. Во-первых, это причины, которые свя­заны с несовершенством, с так называемыми «провалами» или «фиаско» рынка, его противоре­чиями, с неспособностью рынка решать многие проблемы экономики и общества. Рынок рождает экономические кри­зисы, нестабильность, инфляцию, безработицу, неоправданные различия в доходах населения, неравномерность в развитии территорий и т.д.

Одной из сторон любой хозяйственной деятельности является наличие внешних эффектов. Это означает, что хозяйственные результаты отдельных экономических агентов связаны не только с их собственными решениями и действиями, но и с функционированием тех субъектов, которые взаимодействуют с ними через рынки, а также с теми субъектами, которые никак с ними непосредственно не связаны. Проблему внешних эффектов рыночный механизм не решает. В качестве примеров подобных внешних эффектов можно представить влияние химических, металлургических или иных заводов, имеющих вредные выбросы, на экономические результаты в сельском, лесном, водном хозяйстве. Внешние или побочные эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства.



Во-вторых, рыночные связи и отношения не могут охватить все стороны экономической деятельности. Су­ществуют потребности в благах коллективного и общественно­го пользования. Речь идет об обороне страны, обеспечении национальной безопас­ности, охране общественного порядка, управлении сложными производственными системами, имеющими большое значение для страны. Эти блага называются общественными товарами и услугами. Предоставление их населению является функцией государства и их финансирование ложится на бюджет. Произ­водство таких товаров и услуг предполагает развитие общест­венного сектора экономики. Это все те отрасли и сферы, конку­рентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспе­чена только при посредстве рыночного механизма, это сектора, где решают­ся крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборо­на, образование) и где частные инвести­ции связаны с высоким риском, а на их основе неосуществимы или трудно осу­ществимы долгосрочные и наиболее до­рогостоящие проекты (аэрокосмиче­ская промышленность, атомная энерге­тика, другие трудоёмкие отрасли). В данном случае общественная выгода превышает выго­ду отдельных предприятий или влечёт за собой их дополнительные расходы (например, в сфере экологии, развитии космоса).

Необходимость выполнения государством определенных функции в сфере экономики в настоящее время практически не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно соотноситься государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов.

Разновидностью хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в СССР централизованно управляемая экономика. В её основе лежало директивное планирование, то есть централизованное решение вопросов о том, что и в каком количестве производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, какова должна быть оплата труда и т.д. Задача составления сбалансированного плана, увязанного по всем статьям, практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности.

При этом из сферы экономики исключалась частная инициатива. Все экономические агенты действовали на основе спускаемых сверху плановых заданий, приказов и распоряжений. Экономической самостоятельности было столько, сколько считал полезным и приемлемым центр. Жесткая централизация создавала бюрократические ограничения развитию.

Кроме того, любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к производству) связей, действующих через жизнеспособную, гибкую систему цен.

В плановой экономике существовали, хотя и деформированные, прямые связи, но практически не действовали обратные. Отсутствие обратной связи при неподвижных и искаженных ценах делало систему нечувствительной к динамике потребительского спроса. Хронический дефицит многих товаров был отличительной чертой плановой экономики. В варианте государственного монополизма в управлении оказывается блокированным конкурентный механизм, которому рыночная экономика прежде всего и обязана своей эффективностью.

Однако в настоящее время фактически не сущест­вует «чисто рыночной экономики». Не только в национальном, но и в международном масштабе сложилась и функционирует смешанная экономика. Ее основу составляют рыночные отно­шения и частное предпринимательство, при одновременном су­ществовании различных видов собственности и форм хозяйст­вования, многочисленных институтов, главным из которых явля­ется государство. Оно выступает как органичный элемент сме­шанной системы и как гарант ее существования и развития.

В условиях рыночной экономики важно определить сочетание плановых и рыночных регуляторов общественного производства, а, следовательно, необходимо сформулировать принципы и функции государственного вмешательства в экономику.

 





Читайте также:





Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)