Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности



2015-11-07 1893 Обсуждений (0)
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится лёгкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, т.к. при её выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать оперативным мышлением, т.к. он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов – это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык. В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5-2 часа.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Учёные пришли к выводу, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5-2 часа, а при третьем виде умственной деятельности – через 40-50 минут. Следует отметить, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно, поэтому перерывы, отводимые для отдыха, длительностью 5-10 минут, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время таких перерывов организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18-22ºС, а относительная влажность – 50-70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25-27ºС приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Клетки головного мозга отличаются интенсивным энергетическим обменом, что обуславливает необходимость находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода. Согласно данным санитарно-гигиенических исследований уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15-0,45%, т.е. в 5-15 раз превышает допустимую норму. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода (угарного газа), сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья. Полученные данные безапелляционно свидетельствуют о необходимости регулярно проветривать помещения.

На качество умственной деятельности влияет и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40-50 дБ. Шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние здоровья, превышение этого показателя снижает трудоспособность, не лучшим образом сказывается на здоровье.

Немало споров возникает вокруг вопроса об использовании музыки в процессе умственного труда. Венгерский учёный Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Автором приводится следующая аргументация: воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

По мнению ряда советских учёных негромкая мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был проведён в Казанском университете Ю.А.Цагарелли. Оценивался исходный уровень эмоционального состояния студентов, затем они подвергались стрессовому воздействию – проверке преподавателем их знаний по иностранному языку с проставлением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого предлагали в течение 2,5-3 минут прослушать классическую и джазовую музыку. После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91% студентов. Наиболее заметно она действовала на тех, кто ранее был с ней незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение понизилось только у 52% студентов. Также было замечено, что чем выше музыкальность человека, тем быстрее восстанавливается уровень эмоционального состояния.

Пару слов необходимо сказать про одежду. Для оптимизации умственного труда важно, чтобы одежда свободно облегала тело, а воротник не сдавливал сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать осанку. Часто приходится наблюдать, как студенты сидят за партами с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют лёгкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75-80%) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Правильность осанки за партой на начальном этапе достигается постоянным тренингом. Впоследствии она станет для организма привычной.

Академик Н.С.Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда. Его рекомендации сводятся к следующему:

· Втягиваться в работу постепенно, как после ночного сна, так и после отпуска.

· Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы (Оптимальным учёный считает равномерный, средний темп. Неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда приводят к более быстрому наступлению утомления).

· Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Работоспособность будет значительно выше, если придерживаться заранее запланированного распорядка дня и смены видов умственного труда.

· Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстановлению умственной работоспособности, поддержанию её на оптимальном уровне.

К вышеперечисленному ряд исследователей добавляет ещё ряд положений:

· Не начинать работу без твёрдого плана и установления её примерного объёма.

· Не пытаться охватить и запомнить материал с первого раза, иметь в запасе время для повторения.

· Составлять собственный конспект изучаемого материала.

· Организовывать кратковременный отдых.

· Активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

 



2015-11-07 1893 Обсуждений (0)
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1893)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)