Опыт 5. Определение рН почвенного образца
Материалы и оборудование Коническая колба на 100 мл Технические весы Стакан на 50 мл Воронка и фильтровальная бумага рН-метр Почвенный образец Шпатель Дистиллированная вода Методика проведения опыта 1. Взвесьте на весах 10 грамм почвы, поместите в коническую колбу, залейте 50 мл дистиллированной воды и энергично перемешивайте в течение 10 минут. 2. Дайте взвеси почвы отстояться и отфильтруйте жидкость над осадком в стакан через складчатый фильтр в воронке. 3. Измерьте соответствующее значение рН водной вытяжки почвы на рН-метре. 4. Повторите эксперимент с почвенными образцами из разных районов. Примечание. При исследовании почвы рН является одной из наиболее важных характеристик. Несмотря на простоту определения, значение рН зависит от множества взаимодействующих факторов и служит хорошим показателем содержания питательных веществ в почве; кроме того, величина рН указывает на то, какие виды растений (и соответственно животных) могут успешно развиваться на данных почвах. Кислые почвы, как правило, менее богаты питательными веществами, поскольку в меньшей степени способны удерживать катионы. Можно выделить ряд экологических групп растений по отношению к рН почвы: - ацидофильные виды – растущие на кислой почве (рН = 4,5-6,7 – торфяные почвы); - нейтрофильные – на почвах с рН = 6,7-7,0 – большинство культурных растений; - базифильные – на почвах с рН > 7,0 – индифферентные – виды, произрастающие на почвах с различным значением рН. 5. Сделайте вывод по полученным значениям рН, к каким типам (кислым, нейтральным, основным) относится анализируемый образец почвы. Обоснуйте какую роль играет рН почвы,для жизнедеятельности растений и обитателей почвы (эдафобионтов).
Контрольные вопросы
1. Что называется повой и под действием каких факторов она образуется? 2. Какие структурные компоненты входят в состав почвы? 3. Какие факторы определяют структуру почвы и каково её значение для растений и почвенных организмов? 4. Как определяется органическое вещество почвы? Что такое гумус и какую роль он выполняет в составе почвы? 5. Какова степень аэрации почвы и какую роль она играет в жизни растений и эдафобионтов? 6. На какие виды подразделяется вода в почве? Какую роль в жизни обитателей почвы играют гравитационная, капиллярная, гигроскопическая вода? Что называется полевой влагоемкостью? 7. Как можно определить содержание воды, воздуха, органического вещества, текстуры, рН почвы?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Коробкин, В. И. Экология : учеб. / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – 18-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 601 с. 2. Николайкин, Н. И. Экология : учеб. / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. – 8-е изд., перераб. и доп.– М. : Академия, 2012. – 576 с. 3. Колесников С. И. Экология : учеб. пособие / С.И. Колесников. – М.: Дашков и Ко; Ростов н/Д : Академцентр, 2012. – 384 с. Дополнительная: 1. Акимова, Т. А. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда : учеб. / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. – 3-е изд., перераб. и доп.– М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с. 2. Бродский, А. К. Общая экология : учеб. / А. К. Бродский. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2010. – 256 с. 3. Марфенин Н. Н. Экология : учеб. / Н. Н. Марфенин.– М. : Академия, 2012. – 512 с. 4. Степановских, А. С. Экология : учеб. / А. С. Степановских. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 703 с. 5. Экология : учеб. / под ред. В. В. Денисова. – М. : МарТ; Ростов н/Д : МарТ, 2006. – 768 с. 6. Воронков, Н. А. Экология : общая, социальная, прикладная : учеб. / Н. А. Воронков. – М. : Агар, 2006. – 424 с. 7. Горелов А. А. Экология : учеб. / А. А. Горелов. – М. : Академия, 2009. – 400 с. 8. Радкевич, В. А. Экология : учеб. / В. А. Радкевич. – Минск : Высш. школа, 1997. – 159 с. 9. Степановских, А. С. Биологическая экология. Теория и практика : учеб. / А. С. Степановских. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 791 с. 10. Чернова, Н. М. Общая экология : учеб. / Н. М. Чернова. – М. : Дрофа, 2004. – 416 с.
Приложение 1. Относительная влажность воздуха,в зависимости от показаний сухого и влажного термометров, %
Рис. 1. Психрометрический график ИЛЬЯСОВА Асия Иргалиевна
ИЗУЧЕНИЕ АБИОТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Учебно-методическое пособие К проведению лабораторных занятий по экологии Для студентов всех направлений подготовки
Технический редактор: Р.С. Юмагулова
Подписано к печати 12.01.14. Формат 60х84 1/16. Бумага газетная. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 2,44. Уч.-изд. л. 3. Тираж 100 экз. Цена свободная. Заказ № 17.
Отпечатано с готовых авторских оригиналов на ризографе издательского отдела Уфимской государственной академии экономики и сервиса 450078, г. Уфа, ул. Чернышевского,145; тел. (347) 278-69-85.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |