Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Экспериментальное исследование влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника




Исследование было проведено на базе МОУ СОШ № 58 г. Казани. Целью исследования было определить степень влияния теле - и видеопросмотра на социальное развитие младшего школьника.

В ходе исследования нами решались следующие задачи:

1.Изучить методическую литературу;

2.Провести методику социального развития ребенка и обработать результаты

3.Подобрать примерный перечень вопросов и тем для бесед для учащихся по выявлению степени влияния СМИ на социальное развитие младших школьников;

4.Проследить динамику влияния СМИ на социальное развитие младших школьников на данном этапе научно-технического прогресса информационных коммуникаций в нашей стране;

5.Провести статистическую обработку полученных результатов.

Так на этом этапе исследования мы провели беседу с учащимися, в ходе которой были выделены следующие блоки вопросов:

1. предпочтения детей в теле - и видеопросмотре (жанр, страна производитель, фильмы или мультфильмы);

2.влияние насилия на экране на ребенка, проблема восприятия насилия; влияние рекламы;

3.самостоятельность детей в области теле - и видеопросмотра, контроль родителей за просмотром детей.

1 этап. Для исследования социального развития младшего школьного возраста была выбрана методика для изучения социализированности личности младших школьников М.И. Рожкова. Приложение 1

Цель:выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности младших школьников.

Методика проводитсяв стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Ход исследования: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4—всегда;
3—почти всегда;
2—иногда;
1—очень редко;
О — никогда.

В ходе данного исследования в эксперименте приняло участие 47 человек в возрасте 9-10 лет. В результате исследования испытуемые получили следующие баллы:



социальная адаптивность автономность активность социальная активность нравственность
2,3 1,7 3,5 3,5 1,7
2,4 1,8 3,4 3,4 1,8
1,9 1,4 3,1 3,1 1,4
3,5 2,5 2,3 2,3 2,5
2,6 1,4 3,4 3,4 1,4
2,8 1,3 2,5 2,5 1,3
1,8 1,2 4,2 1,2 1,2
3,5 1,6 2,8 1,2 1,6
1,5 2,9 2,9 1,5
2,3 2,4 2,7 2,7 2,4
1,7 3,4 2,8 2,8 3,4
1,5 1,2 2,9 2,9 1,2
1,6 2,5 2,5 2,5 2,5
2,8 1,8 2,3 2,3 1,8
2,6 1,7 2,5 2,5 1,7
2,4 2,3 3,4 2,5 2,3
3,1 1,2 3,5 3,5 1,2
2,5 1,4 2,5 2,5 1,4
4,2 2,5 2,6 2,6 2,5
1,2 2,3 1,8 1,8 2,3
4,2 2,5 1,9 1,9 2,5
6,2 3,5 1,5 1,5 3,5
0,5 2,4 3,5 3,5 2,4
1,2 3,5 3,6 3,6 2,1
1,5 1,4 3,7 3,7 1,4
1,8 1,9 3,6 3,6 1,9
1,4 1,7 3,8 3,8 1,7
2,4 2,5 2,8 2,8 2,5
1,6 2,5 3,5 3,5 2,5
2,6 1,5 3,5 3,5 1,5
4,5 2,4 3,6 3,6 2,4
2,3 1,2 2,5 2,5 1,2
1,3 4,5 4,5 1,3
2,4 1,5 2,3 2,3 1,5
3,4 1,6 2,4 2,4 1,6
2,1 1,9 2,6 2,6 1,9
2,4 2,9 2,9 2,4
2,1 2,6 2,4 2,4 2,1
1,2 1,5 3,4 3,4 1,5
3,1 2,4 3,4 3,4 2,4
1,5 2,5 3,5 3,5 2,5
1,6 1,3 4,6 4,6 1,3
4,5 2,3 3,2 3,2 2,1
1,8 1,2 3,5 3,5 1,2
1,9 2,1 2,1 2,1 2,1
1,2 3,1 4,8 4,8 2,1
1,2 1,2 3,5 3,5 1,2
х(ср) 2,49 1,98 3,07 2,95 1,91
1,2 2,5 3,5 3,5 2,5
Md 2,3 1,8 3,1 2,9 1,8
стан.отк 1,20 0,65 0,72 0,80 0,57
дисперсия 1,44 0,42 0,52 0,64 0,33
эксцесс 1,08 -0,27 -0,05 0,16 0,21
ассиметрия 1,12 0,66 0,21 -0,04 0,68

Обработка полученных данных.Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

На основе полученных данных мы построили график социального развития младших школьников.

В данном графике мы видим, что у младших школьников высокая степень активности – 3,07; средняя степень социальной активности- 2,95 и социальная адаптация – 2,49;низкий уровень автономности-1,98 и нравственности-1,95

2 этап. Исследование проводилось методом фокус-группы. В связи со спецификой возраста были допущены отступления от обычных правил проведения фокус-групп. В частности, группы были собраны не стихийно, т.е. модератор приходил в уже сложившиеся группы. В такой ситуации дети не закрываются и могут достаточно свободно рассказывать о себе. В ходе данного исследования дети отвечали на вопросы модератора, а также могли высказывать комментарии, свои соображения, замечания по поводу заданных вопросов.

Всего было проведено 5 фокус-групп. Общее число опрошенных - 47. Среди них - 23 девочки и 24 мальчика. Средний возраст опрошенных составил приблизительно 9 - 10 лет. В зависимости от хода фокус-группы вопросы могли быть заданы в разной последовательности, в разной форме или не заданы вообще. Вопросы о предпочтениях детей младшего школьного возраста в теле - и видеопросмотре не ставились в исследовании напрямую. Выводы о них можно делать, исходя из других ответов. Предпочтение мультипликационной продукции фильмам очевидно: при ответе на вопрос о том, какие дома есть видеокассеты, дети назвали 48 мультфильмов (всего было названо 60 кассет), из 20 перечисленных телепередач 16 оказались мультфильмами; героев для подражания, правда, выбирают одинаково много из фильмов и мультфильмов (19 и 18 соответственно).

Предпочтения по жанру можно выявить из тех же вопросов. Из кассет, имеющихся у респондентов дома, в первую пятерку попали: "Гарри Потер", "Гадкий Я", "Холодное сердце", "Охотники на ведьм" и "Мадагаскар". Если говорить о жанре, то здесь и мелодрама, и боевик, и приключенческий фильм и фантастика - естественно все в детском варианте. Из телевизионных предпочтений на первом месте - "Великолепный век" и "Физрук", "Один в Один" и "Голос". Это, скорее, "реалити-шоу". Самые популярные герои для подражания - эстрадные поп-звёзды и телеведущие и участники реалити-шоу. Этих герое опять же положительными не назовёшь. Причем явного различия между мальчиками и девочками не наблюдалось.

Что же касается предпочтения отечественной или зарубежной теле - и видеопродукции, то такой вопрос задавался на фокус-группах, но ответы на него нельзя назвать объективными (т.к многие дети не понимают, что иностранные мультфильмы показывают у нас переведенными на русский язык). Если же выводить предпочтения страны производителя так же, как и предпочтения жанра, то очевидно предпочтение западной продукции. Однако это можно отчасти объяснить тем, что зарубежные мультфильмы и фильмы зачастую выходят сериалами и их удобно смотреть, выбрав для себя определенное время.

На вопрос "Нравятся ли вам герои, которые умеют драться?" утвердительно ответили 45 ребенка из 47. Из 43 героев, выбранных для подражания, - 31, как правило, дерется на экране. Причины любви к таким героям называли следующие (начиная с самых популярных): "они другим помогают", "они добрые", "сильные", "храбрые" и др. (в том числе - "они заботливые"). Наиболее объективные из этих характеристик "сильные" и "храбрые". Остальные говорят о том, что герой, который умеет драться, воспринимается детьми как положительный герой, и о том, что ценностные характеристики, относительно таких героев, в детском сознании смещены. Смещение ценностных ориентации (но уже в другую сторону) видно и в вопросе об отрицательных героях. 9 детей из 47 в играх иногда изображают "плохих героев", причем, помимо причин "так получилось по игре" и "они сильные" назывались и такие, как "плохие герои всегда красивые", "плохие герои лучше спасают".

Что касается новостей, то только один ребенок в ответе на этот вопрос упомянул о насилии ("там можно узнать, кого убили"), хотя вопрос о насилии в новостях специально не задавался. Одно упоминание о насилии почему-то проскочило в ответе на вопрос о рекламе ("там показывают дурацкое все... убивание"). Это, очевидно, можно объяснить смешением представлений о рекламе и новостях. Проследить влияние рекламы сложнее. Нельзя сказать, что дети сразу вспоминают много примеров из рекламы или начинают ее цитировать. Правда в заданной обстановке трудно наблюдать такое явление, его проще проследить в повседневном наблюдении. На вопрос о рекламе 31 респондент ответил, что любит ее смотреть, 13 - что нет, и 3 затруднились ответить. Большинству нравится реклама, а значит, они ее смотрят с удовольствием и достаточно часто. Те же, кому реклама не нравится, как и предполагалось, называли причины в основном с родительских слов ("глаза только портятся", "когда ты смотришь, вообще нельзя ни один фильм посмотреть", "это просто ерунда" и т.д.). Что же касается того, что больше запоминается детям из рекламы, то на первое место выходят продукты питания и особенно сладости - то, что хотелось бы получить от родителей. К этому можно прибавить "Сотовый телефон" и "Компьютер". Остальная рекламируемая продукция мало связана или никак не связана с детьми (они могут знать о ней, если только родители этим пользуются) и оседает в памяти только посредством частого просмотра данной рекламы: это телефонная сеть "МТС", крем, порошок и др. Особенно интересно, когда мальчик называет рекламу "про губные помады", а после него девочка - "про бензин".

Технически большинство детей освоились в системе видеопросмотра: 32 из 47 умеют самостоятельно включать DVD-плейер. А вот зависимость детского телепросмотра от родителей пока сохраняется приблизительно 50/50 (из 47 детей 21 спрашивают разрешения включить телевизор или видео, 13 - включают, не спрашивая, 5 - включают только родители, 3 - иногда включают сами, 5 - спрашивают про видео, а про телевизор - нет). Ответы на вопрос, смотрят дети телевизор одни или с кем-то, распределились так: 20 респондентов ответили, что одни, 9 - иногда одни, а иногда нет, 16 - не одни, 1 - "я смотрю один, а когда папа что-то смотрит, я все тоже смотрю", 1 - затруднился ответить. Перевес на стороне тех, кто смотрит телевизор не один, а с кем-то из семьи, хотя бы иногда (26 из 47), то есть либо телепросмотр контролируется родителями, либо, наоборот, ребенок смотрит все, что смотрят родители.

Также мы попросили детей нарисовать, что им нравится смотреть по телевизору. И вот результаты. Большинство (70%) нарисовали сцены из "Тома и Джери", различных "Смешарики", даже боевиков! (Правда, около 17% детей нарисовали героев отечественных добротных мультфильмов).

Так, можно видеть, что дети сильно включены в процесс освоения мира через телевидение (т.е. средства массовой информации). Они уже достаточно самостоятельно ориентируются в телевизионных процессах как в техническом отношении (самостоятельность обращения с теле - и видеотехникой), так и в выборе передач и фильмов. Степень их самостоятельности в области СМИ заставляет задуматься и учителей, и родителей.

Обработка полученных данных по двум методикам «Методика для изучения социализированности личности младших школьников М.И. Рожкова. Приложение 1 и экспериментальное исследование влияние СМИ на социальное развитие современного младшего школьника.

Данные по методике 1

  социальная адаптивность автономность активность социальная активность нравственность
ср знач 2,49 1,98 3,07 2,95 1,95
в %

 

Данные по методике 2

название касет
мультфильмы
герои дерутся
плохие герои
новости
реклама
dvd
ТВ с родителями
Рис.мультфильмов

 

Для проверки достоверности в средних значениях используем t – критерий Стьюдента:

, t=0,01

V=(n1+n2)-2

t kr1=1.66 при 0,10

t kr2=1,98 при 0,05

t kr3=2,96 при 0,01

Вывод: t эмп> t kr р=0,01. Наше эмпирическое значение лежит в зоне значимости. Наша гипотеза подтвердилась. Это говорит, что средства массовой информации влияют на социальное развитие личности.

 





Читайте также:





Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)