Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Глава 1. Процесс становления мирной жизни после окончания Великой отечественной войны




Ковальков Артём Евгеньевич

Повседневная жизнь советской семьи в первое послевоенное десятилетие

Курсовая работа студента 3 курса очного отделения

Научный руководитель: Кандидат исторических наук, доцент

Юсупова Людмила Николаевна

/Л.Н.Юсупова/

«»2015 г.

 

Петрозаводск 2015

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Процесс становления мирной жизни после окончания Великой отечественной войны.. 8

§1. Демобилизация и возвращение военнослужащих с Великой Отечественной войны 8

 


Введение

Актуальность темы.Давайте отметим, почему тема повседневной жизни семьи, отдельного человека на исторической сцене стала актуальной? В основном, с разрушением советской модели государства, с установкой политического плюрализма в новом государстве была дана установка «сверху» о том, чтобы наряду с «большой историей» началось исследования в новом для исторической науки направлении «исторической антропологии», «истории снизу», «истории маленького человека». Не смотря на исследования 60 – х и 80 – х годов ХХ века, это направление до сих пор является в истории самым молодым. Почему именно повседневность? Наверное, потому что «история маленького человека» должна преобладать над «большой историей» в связи с богатством исторических источников, история не всегда должна быть объективной, но и субъективной: мемуары и воспоминания отдельных людей содержат огромную долю субъективности, благодаря чему мы можем узнать различные точки зрения на те или иные исторические процессы и потрясения – например, последствия Великой Отечественной войны: голод 1946 – 1947 года, восстановление сельского хозяйства и промышленности, массовая смертность и т.д. Углубленное изучение и анализ субъективных исторических источников: мемуаров, воспоминаний, писем – является основным методом и способом изучения «истории повседневности».



После окончания Великой отечественной войны начинается процесс становления мирной жизни – вопрос по сути актуален тем, что многие проблемы по этой теме не были разрешены: современные ученые продолжают изучение повседневной жизни. Безусловно, эта тема останется еще на протяжении многих десятков лет актуальной; давайте обратим внимание на значение слова «повседневность», которое означает каждодневность, будничность или вседневность. Знание повседневной жизни позволяет нам узнать устройство общества, в данном случае советского общества. Итак, многие ученые в повседневность относят следующие аспекты: взаимоотношение одного индивида с другим индивидом, индивида с обществом; уклад жизни человека, условия существования и повседневную деятельность человека, правила общения между членами семьи и нормы взаимоотношений между полами. Все люди постоянно в мире сталкиваются с повседневными проблемами, ориентируются в них и пробуют их решать – все это не может не вызывать интерес у людей. После событий Второй мировой войны и Великой Отечественной войны стали обращать внимание на человеческие судьбы, «исковерканные» войной, именно, это и достойного размышления здраво мыслящего ученого. Начиная с 60 – х годов и заканчивая 80- ми годами ХХ века, историки – антропологи вели остро дискуссионные темы, дебаты по истории «повседневности»: до сих пор продолжается сбор важных документов, мемуаров отдельных людей и другого рода источников по «истории повседневности». Исходя из выше сказанного, можно твердо аргументировать об актуализации данной темы: опираясь на знания зарубежных историков по истории повседневности, российские ученые в дальнейшем разрабатывают эту теорию, методы и принципы исследования «повседневности».

Цель курсовой работы- изучить и проанализировать основные аспекты в повседневной жизни семьи: повседневный быт и деятельность, семейный уклад жизни, правила взаимоотношений между членами семьи, условия жизни в период первого десятилетия после Великой Отечественной войны.

Итак, какими способами можно достичь поставленную цель курсовой работы? Можно выделить следующие основные задачипо данной работе:

1. Углубленное изучение и сопоставление теоретического материала по теме работы;

2. Расширение знаний по теории повседневной жизни: дать полную характеристику и сведения об условиях жизни в семье в период мирного становления жизни после Великой Отечественной жизни;

3. Сопоставить новые теоретические знания с ранее изученным материалом;

4. Проанализировать изученный материал и сделать соответствующие выводы по нему.

Объект исследования –советская семья, жившая в период первого послевоенного десятилетия, после 1945 года;

Предмет исследования - повседневный быт и деятельность, семейный уклад жизни, правила взаимоотношений между членами семьи, условия жизни в период первого десятилетия после Великой Отечественной войны.

Источниковедческий обзор.В работе используются разного вида исторические источники, которые можно классифицировать следующим образом: мемуарные источники, воспоминания людей о том, как складывалась их жизнь после войны; также используются официальные документы и письма. Например, из такого рода документов используется закон СССР от 23 июня 1945 года «О Демобилизации старших возрастов личного состава Красной Армии». Также в данной курсовой работе используются воспоминания военнослужащих, демобилизованных после войны, воспоминания «детей и жертв войны»: воспоминания Болябкиной Н.Н., Иващенко Галины Ивановны; воспоминания о послевоенной моде и т.д. По данной теме преобладающим видом источников являются воспоминания людей живших в послевоенный период, база официальных документов в данной работе: законов, указов – предоставлена очень узко.

Историографический обзор. Многие ученые вложили свой вклад в разработку темы повседневности: одним из таких людей стала Наталья Пушкарева, российский историк – антрополог, написавшая множество работ в этом направлении, например «Частное и общественное: гендерный аспект» и «История повседневности: предмет и методы», а также А.В. Ильясова, сотрудник ФИПП РГГУ, написавшая работу ««История повседневности» в современной российской историографии». Современные антропологи отмечали в своих работах, что в связи с тем, что в 80 – е годы ХХ века был сделан радикальный поворот в изучении социума, стали обращаться к «истории в лицах»: на историческую сцену стал возвращаться индивид. «Что это значит?» – можно задать вопрос. Многие российские философы – идеалисты, особенно в дореволюционный период и в начальный период становления советского государства, считали, что термин «повседневное» не достоин их внимания, изучения, видя в нем что-то обыденное, не нуждающееся научного размышления, понятное и закономерное каждому человеку: но каждый ли способен в этом разобраться?

Спецификой историографического обзора является наличие литературы постсоветского периода. Так как новое направление – история повседневности - в исторической науке началось развиваться лишь в 60 – 80 – е годы ХХ века, база советской литературы была маленькой и существовали единичные работы, в данной работе она не будет предоставлена. В работе используется литература следующих исследователей:

Равили Рахимяновны Хисамутдиновой «Послевоенная демобилизация и проблемы, связанные с ней» - в этой статье описываются трудности, связанные с демобилизацией военнослужащих, целью статьи было ознакомление с положением военнослужащих после войны: вопросы о трудоустройстве, помощи со стороны государства в материально – бытовой поддержке. Исследователь приводит в статье положение закона СССР «О демобилизации военнослужащих старшего возраста личного состава Красной Армии», акцентируя внимание на то, что государство не всегда могло выполнить эти требования.

Хронологические рамки работы.Нижней границей в хронологии является 1945 год – время, когда заканчивается Великая Отечественная война, начинается мирная жизнь, меняются принципы и условия повседневной жизни, меняются основные ценностные установки в семье, процесс досуга. Верхней границей является 1953 год – смерть И. В. Сталина (Джугашвили), конец периода «позднего сталинизма», смена этого периода «оттепелью», приходом к власти Н.С. Хрущева.

Территориальные рамки работы.Данная работа не ограничивается в территориальных рамках, перечисляются следующие административные районы СССР: Белорусская ССР – Барановичи и Мальковичи, Рязанская область, территория Урала – Чкаловский, Агаповский, Чесменский и Увельский районы, также приводятся и другие регионы страны в используемой литературе и воспоминаниях рядовых граждан СССР.

Практическая значимость работы.Данную курсовую работу можно использовать при написании дипломной или монографической работы, Также работу можно использовать в качестве лекций и бесед на уроках истории, при построении факультативных занятий: работы по этой теме ранее разрабатывались исследователями в области исторической антропологии и истории повседневности . Курсовая работа содержит анализ и углубленное изучение по теме повседневности, опираясь на результаты работы, можно использовать при написании других курсовых работ..

Структура работы.Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитые на параграфы, заключения и списка используемых источников и литературы.

Первая глава посвящена событиям, развивающимся после Великой Отечественной войны: как меняется повседневная жизнь советских семей в условиях становления мирной жизни. Здесь нужно заострить особое внимание на том, как происходил процесс демобилизации военнослужащих, какие трудности возникали с этим явлением, а именно какое отношение складывается в стране к победителям, какую материальную и бытовую помощь оказывало им советское государство, трудно ли было трудоустроиться на работу. Второй аспект в этой главе был посвящен реэвакуации советских семей в родные места, на свое место жительство: здесь стоит обратиться к мемуарным сведениям и воспоминаниям членов семьи, как им предстояло восстанавливаться, что их ждало при возвращении домой?

Вторая глава подробно дает характеристику условиям повседневной жизни: семейному укладу, деятельности членов семьи, о быте и досуге, воспитании детей. В отдельном параграфе говорится об одежде и роли советской моды в повседневной жизни. А также особое изучение требуют нормы взаимоотношений между полами, складывании в период послевоенного десятилетия матриархата в семье, о главенствующей роли женщины в семье.

 

 

Глава 1. Процесс становления мирной жизни после окончания Великой отечественной войны





Читайте также:





Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.003 сек.)