Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Церковная социальная политика



2015-11-07 918 Обсуждений (0)
Церковная социальная политика 0.00 из 5.00 0 оценок




Президент РФ Владимир Путин на встрече с участниками Архиерейского собора РПЦ[21], который прошел 2- 5 февраля 2013 заявил, что необходимо сохранять светский характер нашего государства, не допуская огосударствления церковной жизни, что мы должны уйти от вульгарного примитивного понимания светскости. Ответом на потребность людей в нравственной опоре, в мудром духовном наставничестве и поддержке должны стать возможности доступа РПЦ и других традиционных религий к "полноценному служению в таких важнейших сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодежная политика, решение социальных проблем, которых очень и очень много, укрепление патриотического духа вооруженных сил".
В последнее время проблема религиозности поднимается в СМИ, где проводятся передачи религиозной тематики, а священнослужители появляются на различных ток-шоу; сайты, имеющий различный религиозный оттенок все чаще появляются в интернете. Церковь все настойчивей пытается повлиять на жизнь в обществе[22]. Тесные государства и РПЦ можно назвать одной из характерных черт президентства Путина. Церковь весьма активно поддерживала федеральные и местные власти, а они, в свою очередь, прилагали усилия, чтобы изолировать те неправославные христианские общины, которые, могли составить конкуренцию Русской православной церкви. [23]

В отличие от католической церкви, у которой совокупность папских посланий по социально-политическим проблемам объединена в сборник «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» — это систематизированный документ, излагающий основные, «базовые положения учения церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем».

Открывается православный социальный документ определением церкви, которая видится как «собрание верующих во Христа, в которое Им самим призывается войти каждый». Такое начало социального документа обусловлено тем, что современное служение церкви проходит в сложной общественной среде, которую часто называют то постатеистической, то постхристианской, то секулярной. Задачей православного социального документа, по мнению его авторов, является формулировка общих принципов отношения церкви к насущным проблемам разных сфер человеческой деятельности, их нравственная оценка. Основы социальной концепции — это послание, адресованное самой Церкви. По сути, это внутрицерковный документ».

«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» состоят из 16 тематических разделов. После изложения основных богословских положений, на которых зиждется социальное учение, документ излагает позицию РПЦ по следующим вопросам: Церковь и нация; Церковь и государство; соотношение христианской этики и светского права; Церковь и политика; труд; собственность; война и мир; преступность, наказание, исправление; личная, семейная и общественная нравственность; здоровье личности и народа; биоэтика; Церковь и проблемы экологии; светские наука, культура и образование; Церковь и СМИ; международные отношения, проблемы глобализации и секуляризации мира[24].

Основы социальной концепции РПЦ, с одной стороны, не дают определения наднациональности, но с другой — говорят в ее контексте о духовной и культурной интеграции наций и народов. Таким образом, подразумевается не миссионерски-экспансионная, а охранительно-просветительская роль Церкви.

Документ подчеркивает, что в современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими- либо религиозными обязательствами. Сотрудничество с концессиями основывается на взаимном невмешательстве в дела друг друга.

В православной церкви идеальным вариантом отношений между государством и церковью считается «симфония». В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» указывается, что суть симфонии составляет обоюдное сотрудничество церкви и государства, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Государство при симфонических отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, ищет молитвы за себя и благословения на деятельность, направленную на достижение целей, служащих благополучию граждан, а церковь получает от государства помощь в создании условий, благоприятных для проповеди и духовного окормления своих чад, являющихся одновременно гражданами государства.

Критической позиции (в отличие от остальных конфессиональных социальных документов) РПЦ придерживается в вопросе равенства религиозных объединений перед законом. По этому поводу сказано, что церковь «вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического, культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию».

Список направлений взаимодействия православной церкви и государства:

– миротворчество, взаимопонимание и сотрудничество между любыми народами и государствами;

– забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности — совместные социальные программы; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия; попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных заведений; профилактика правонарушений, забота о заключенных;

– наука и гуманитарные исследования; здравоохранение; культура и творчество; средства массовой информации; защита окружающей среды; поддержка института семьи, материнства и детства; противодействие псевдорелигиозным движениям, опасным для личности и общества.

Вместе с тем Основы социальной концепции РПЦ (в чем принципиальное отличие от всех остальных социальных документов) наделяют государство весьма специфическими полномочиями — в частности, функцией ограждения личности и общества от опасных проявлений греха, а также противостояние греху путем насилия.

Православная социальная доктрина, как и социальное учение католической церкви, указывает, что церковь может и должна давать нравственные суждения по тем или иным аспектам общественной жизни, в том числе и в отношении политической ситуации.

«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» предусматривают возможность участия в акции гражданского неповиновения. В частности, в документе сказано: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и его Церкви, а также к греховным, душевредительным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».

Социальная доктрина РПЦ содержит самый подробный анализ церковно-государственных отношений и рассматривает его в рамках философских подходов, с точки зрения которых государство определяется как структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, совершающихся благодаря представительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной области.

Далее в тексте Основ говорится о том, что церковь может давать нравственную оценку действиям светских властей, в то время как светские власти не могут давать такой оценки действиям церкви. Светская власть может оценивать деятельность церкви только "в качестве юридического лица".

РПЦ признает, что в современном обществе религия окончательно превратилась в частное дело граждан, что нашло свое выражение в окончательном утверждении принципа свободы совести. Однако это явление оценивается в Основах социальной концепции сугубо отрицательно: Сам по себе этот процесс свидетельствует о распаде системы духовных ценностей, потере устремленности к спасению в большей части общества, утверждающего принцип свободы совести. Если первоначально государство возникло как инструмент утверждения в обществе божественного закона, то свобода совести окончательно превращает государство в исключительно земной институт, не связывающий себя религиозными обязательствами. Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу церкви и к победе над грехом".

В результате общего обзора и анализа основных положений социальной доктрины Православной Церкви следует отметить:

– Социальная доктрина Русской Православной Церкви рассматривает государство с социально- философской точки зрения, определяющей его в качестве структуры господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий, в то время как точка зрения богословия определяет данное понятие в качестве Божественного установления. В отличие от социального учения католической церкви, обозначающего лишь принципы своих взаимоотношений с обществом и государством, и протестантов, регламентирующих свои отношения с государством только в области защиты прав человека, православная концепция предлагает исчерпывающий список направлений взаимодействия с ним[25].




2015-11-07 918 Обсуждений (0)
Церковная социальная политика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Церковная социальная политика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (918)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)