Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Экономическая сущность расчетов предприятия с контрагентами




Введение

Основную массу всех расчетных операций на предприятиях занимают расчетные операции, и в том числе операции по учету расчетов с контрагентами. Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно - материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями - за купленные ими товары; с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги.

В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово - хозяйственной деятельности неизбежна и должна находится в рамках допустимых значений.

Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Снижение уровня расчетной дисциплины приводит к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Основную долю задолженности составляют обязательства по расчетам с покупателями и заказчиками за отгруженные товары, готовую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. В связи с этим в настоящее время актуален анализ расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками предприятия.



Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к так называемому техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах.

Целью данной работы является проведение анализа расчетов ООО «Нижняя Елюзань» с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчика и выявление путей совершенствования расчётов с ними. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить правовые основы расчетов ООО «Нижняя Елюзань» со своими покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками;

- определить цели, задачи и методы анализа состояния расчетов;

- изучить порядок отражения информации о состоянии расчетов в финансовой отчетности ООО «Нижняя Елюзань»;

- проанализировать выполнение договорных обязательств предприятием - продавцом;

- рассмотреть структуру и динамику задолженности покупателей и заказчиков, поставщиков и подрядчиков;

- определить качество и ликвидность дебиторской задолженности, кредиторской задолженности.

 

 

Теоретические основы анализа расчетов предприятия с

Покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками

Экономическая сущность расчетов предприятия с контрагентами

Состояние хозяйственной деятельности каждого предприятия состоит в организации производства и продажи товара. В качестве товара может выступать продукция, имеющая натурально - вещественный характер, выполнение работ или оказание услуг. В процессе продажи своей продукции предприятие взаимодействует с другими предприятиями и физическими лицами - покупателями и заказчиками продукции.

Дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами.

В широком смысле дебиторская задолженность охватывает все расчеты предприятий - поставщиков с предприятиями - покупателями (заказчиками) и является предпосылкой кредиторской задолженности, но иногда она не является таковой. Например, в случаях, когда предприятие - покупатель оплачивает товар в день его получения, дебиторская задолженность для предприятия - поставщика не завершается образованием кредиторской задолженности у покупателя.

Дебиторская задолженность - это кредит, полученный от поставщиков и подрядчиков, когда организация - покупатель получает товары и услуги от контрагентов без требования о незамедлительной оплате. Преимущества такого кредита заключаются в его автоматизме, простоте и оперативности получения. Однако предоставлять отсрочку от уплаты следует только в тех случаях, когда предприятие знает своего клиента и может оценить его платежеспособность, определить уровень риска неоплаты, который при этом возникает. Такой кредит нельзя считать бесплатным, поскольку получающий его, как правило, теряет право на скидки или получает их в значительно меньших размерах, вынужден платить проценты и штрафные санкции за просрочку платежа. Поэтому предприятие, беря товар в долг, должно удостовериться в том, что плата за кредит не слишком велика.

Можно условно выделить три принципиальных типа кредитной политики компании по отношению к покупателям продукции: консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. В этом случае предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции.

Умеренный тип кредитной политики предприятия ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. К этому типу можно отнести большинство торговых компаний, находящихся на стадии стабильного развития (не новая агрессивная компания, но и не старые монополии).

Агрессивный (или льготный) тип кредитной политики – это расширение объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Здесь вспоминается не компания, а целая страна – Китай, которая завалила своими дешевыми товарами половину мира.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы: общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия; потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита; правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности [7].

Для эффективного управления предприятием очень важно знать состояние финансовых взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками, поскольку именно ими поставляются все необходимые для нормального функционирования материальные ценности, выполняются требующиеся работы и оказываются соответствующие услуги. Объемы задолженности по поставкам этой продукции (работ, услуг) отражены по статьям баланса «Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам».

Кредиторская задолженность представляет собой вид обязательств, характеризующих сумму долгов, причитающихся к уплате в пользу других лиц. Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности - задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материально-производственные запасы, оказанные услуги и не оплаченные в срок работы.

Кредиторская задолженность отражает стоимостную оценку финансовых обязательств предприятия перед различными субъектами экономических отношений. Кредиторская задолженность входит в состав его краткосрочных пассивов и должна быть погашена в срок, не превышающий 12 месяцев после отчетной даты.

Поскольку в составе кредиторской задолженности кроме обязательств перед поставщиками и заказчиками (за поставленные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги) представлены обязательства по авансам полученным, перед работниками по оплате труда, перед социальными фондами, перед бюджетом по всем видам платежей, то возможны некие искажения интересующей нас больше всего оборачиваемости счетов к уплате поставщикам.

Как известно, деятельность любого предприятия связана с приобретением материалов, продукции, потреблением разного рода услуг. Если расчеты за продукцию или оказанные услуги производятся на условиях последующей оплаты, можно говорить о получении предприятием кредита от своих поставщиков и подрядчиков. В свою очередь само предприятие также выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку продукции. Поэтому от того, насколько сроки предоставленного предприятию кредита соответствуют общим условиям его производственной и финансовой деятельности (например, сроку погашения дебиторской задолженности), зависит финансовое благополучие предприятия [9].

Анализ состояния расчетов предприятия с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками очень важен, так как оказывает большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение их задолженности.

Анализ состояния расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками необходим не только руководству и главному бухгалтеру организации, но и работникам ее финансовой и юридической служб, руководителям отделов маркетинга и продаж, аудиторам для того, чтобы дать объективную оценку финансового состояния организации, реальности погашения и обеспечения ею обязательств. Экономические субъекты должны обстоятельно анализировать свои долговые обязательства для нужд управления финансовой деятельностью и информирования акционеров и других собственников [12].

Задачи анализа расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками:

- определить, как изменилась величина долговых обязательств по сравнению с началом года или другого анализируемого периода;

- оценить, оптимально ли соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, если нет - определить, как добиться его оптимальности, что для этого нужно сделать;

- определить и оценить риск дебиторской задолженности, ее влияние на финансовое состояние организации, установить допустимые границы этого риска, меры по его снижению;

- оценить целесообразность увеличения отпуска продукции, товаров и услуг в кредит;

- определить пределы ценовых скидок для ускорения оплаты выставленных счетов;

- прогнозировать состояние задолженности покупателей и заказчиков в пределах текущего года, что позволит улучшить финансовые результаты ее деятельности [13].

Источниками информации для анализа расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками являются: бизнес - план предприятия, оперативные планы - графики; договора на поставку продукции; регистры синтетического и аналитического учета; бухгалтерская и статистическая отчетность.

 





Читайте также:




©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.016 сек.)