для игроков передней линии (например: перед блокировани- ем или нападающим ударом)
Высокая стойка игрока должна быть следующей:
- стопы параллельны (при подготовке к блокированию) или одна впереди дру- гой (при подготовке к выполнению нападающих действий) на расстоянии 20-30см друг от друга;
• ноги слегка согнуты в коленях;
• руки согнуты в локтях ладонями вперед при блоке.
Угол сгибания ног – 145 градусов, наклон туловища незначительный
1.Сгибание ног в коленных суставах не соответствует принятой стойке
2. Неустойчивое положение перед выполнением технического приема
1. Несвоевременное перемещение
2. Нерациональный способ перемещения
1.2.
Средняя
для игроков принимающих подачу;
а)ноги на ширине плеч или одна несколько впереди, согнутые в коленях в
пределах 130 градусов;
б) туловище немного наклонено вперед;
в) руки согнуты на уровне пояса, кисти раскрыты, не напряжены и
повернуты друг к другу;
г) масса тела равномерно распределена по всей площади опоры, на
передней части стопы.
1.3.
Низкая
игроков для приема нападающих ударов и страховки (игроки задней линии).
• ноги значительно согнуты;
• ступни параллельны или одна впереди другой;
• туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях, кисти на уровне пояса.
Угол сгибания ног 115 градусов, наклон более низкий, чем в средней стойке.
2.
Передача мяча двумя руками сверху
Передача на удар может быть:
- просто техническим приёмом, когда в игре возникает вынужденная ситуация:
- кто-то из игроков пасует кому-то из своих нападающих (плохой приём или случайный отскок после подачи или удара противника)
- связующий игрок сам принял удар противника или он не успевает к месту передачи и т.п.
- сложным технико-тактическим приёмом, который выполняется специали- зированным игроком команды - связующим, с целью организации ата- кующих действий своей команды по задуманному плану.
2.1.
Передачи сверху двумя руками вперед в опоре
• перемещение к месту встречи с мячом шагом или бегом, последний шаг вы- полняется как стопорящий
• стопы параллельно друг другу, на одном уровне или одна стопа впереди, ноги согнуты в коленях;
• руки согнуты в локтях, локти слега разведены;
• кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились на уровне бровей. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треу- гольник. Кисти рук при оптимальном напряжении имеют форму овала (Рис. 22, 23, 24);
• встречное ударное движение за счет разгибания рук в локтевых суставах вверх – вперед. Рис. 25
Особое внимание при обучении передачи мяча сверху двумя руками следует об- ращать на выход под мяч и положение кистей рук и пальцев на мяче – это залог успешного управления мячом, следовательно и точности при передачи мяча.
Здесь важно, чтобы основная нагрузка приходилась на первые фаланги боль- шого, указательного и среднего пальцев. Все пальцы расставлены оптимально широко и большие пальцы находились на уровне бровей. Во время передачи безымянный и мизинец поддерживают мяч сбоку. Передачу мяча осуществля- ют плавным выпрямлением ног, туловища и рук. Усиление ног при передачах обусловлено расстоянием, на которое выполняется передача. Кисти регулируют направление полета мяча.
ОшИБКИ:
• неточный выход под мяч (мяч впереди игрока или за головой);
• большие пальцы направлены вперед;
• пальцы не образуют ковш;
• ноги не согнуты в коленях;
• локти слишком разведены или наоборот;
• встреча с мячом прямыми руками;
• ноги не включены в передачу.
2.2.
Передача мяча сверху двумя руками назад
Отличия: 1) мяч принимают над головой;
2) кисти перед приемом мяча располагают горизонтально; 3) руки в момент касания мяча выпрямляют вверх - назад, туловище прогибают, тяжесть тела переносят на стоящую сзади ногу.
2.3.
Передача в прыжке
Техника выполнения передач в прыжке вперед и назад (рис. 27, 28) в принципе такая же как и в опоре.
Отличия:
• во время прыжка руки выносят, так, чтобы кисти были над головой игрока;
• ноги и корпус не участвуют в передаче;
• передача выполняется только работой рук (разгибание в локтях) и главным образом работой кистей и пальцев;
• контакт с мячом производиться в высшей точке подъема тела игрока.
3.
Прием мяча двумя руками снизу
Приём мяча является наиболее важным элементом в волейболе, так как с приёма начинается атака команды. При хорошем приёме мяча, процент удачного завер- шения атак увеличивается.
• Перемещение к месту встречи с мячом шагом, скачком или бегом в исходное положение;
• В исходном положении ноги согнуты в коленях и голеностопных суставах, ту- ловище незначительно наклонено вперед, руки в локтевых и лучезапястных суставах выпрямлены, кисти соединены в «замок» и располагаются перпен- дикулярно траектории полета мяча;
• При приближении мяча руки вытянуть вперед – вниз, навстречу к мячу, ноги разгибаются вместе с незначительным движением рук вперед-вверх;
• Приём мяча выполняется предплечьем, точно по центру мяча, техника выпол- нения приема мяча снизу двумя руками показана на рисунке 46;
Сопровождение рук за мячом и опускание рук. (рис.)
При приёме мячей, летящих сбоку от игрока, делается выпад в сторону ближней к траектории полета мяча ногой и плоскость рук должна быть направлена под углом к площадке (вправо – поднять правое плечо, влево – левое). Некоторые методические рекомендации при приёме мяча снизу двумя руками.
НОгИ – ЭТО ВыхОД НА ПОЗИЦИЮ:
• для выбора позиции при приёме мяча необходима постоянная работа ног;
• необходимо всегда доходить до мяча ногами (при планирующих подачах);
• при движении к точке приёма не следует размахивать руками, в то же время не нужно соединять их раньше времени (это делается на последнем шаге), так как в случае изменения направления полета мяча, дальнейшие действие руками будут не верными;
• перемещение по площадке не должны быть скачкообразными.
рУКИ – ЭТО ТЕхНИКА И КОНТрОЛЬ МЯЧА:
• выносить руки к мячу нужно кратчайшим путем. Руки при приёме мяча долж- ны находиться в удобном положении, без напряжения в плечевом поясе, а
руки при контакте с мячом и, даже некоторое время после него, не должны расходиться. Плотно соединенные руки, дают возможность лучше контроли- ровать мяч;
• приём обеспечивается «платформой» сведенными предплечьями обеих рук, развернутой по направлению последующего контакта с мячом;
• корпус принимающего должен быть в равновесии (Рис. 47).
• поздний выход под мяч;
• принимающий не доходит до мяча;
• руки почти направлены к полу (площадке);
• приём мяча не на «платформу»;
• в момент приёма – руки сгибаются в локтях;
• при выполнении приёма руки прижаты к туловищу;
• резкое встречное движение рук к мячу;
• при приёме мяча сбоку плоскость рук не под углом к полу.
3.1.
Прием силовой подачи в прыжке:
Таким образом, принимающий силовую подачу игрок может закрывать только какую-то определенную зону и техническое исполнение приема мяча сводиться только к подставке рук для приёма.
3.2.
Прием планирующей подачи
При любых своих действиях принимающий игрок руководствуется следующими принципами:
• определение способа подачи и возможную траекторию полета мяча;
• полная готовность в исходной позиции (колени согнуты), игрок готов быстро переместиться сразу после подачи;
• контролируя мяч, принимающий как бы обрезает траекторию его полета с тем, чтобы направить его между зонами 2 - 3;
• по возможности мяч направляется на верхний край сетки;
• после приёма игрок должен сразу включиться в продолжение дальнейшего розыгрыша мяча.
Нападающий удар
Как уже было ранее представлено (Рис.1) – нападающие удары – основное сред- ство набора очков. Процент «забитых» мячей – важнейший показатель успеха команды. Как показал анализ статистических данных международных соревно- ваний и чемпионата России, если команда забивает 55% нападающих ударов, она как правило выигрывает данный матч.
Разбег. 3 шага – согласуются с высотой скоростью передачи мяча для напада- ющего удара. Игрок из высокой стойки, определив траекторию полета мяча вы- полняет один – два ступающих(не быстрых) шага, последний шаг разбега выпол- няется очень быстро (стопорящий шаг) – нога (правая, левая) ставиться на пятку (с каждым шагом скорость разбега увеличивается), ноги сгибаются в коленном суставе 90-110 градусов, руки отводятся вниз – назад.
Удар по мячу. Удар по мячу производиться сверху на максимальной высоте пря- мой рукой и активной работой кисти при ударе по мячу.
• в воздухе корпус разворачивается вокруг вертикальной оси
• бьющая рука:
- естественно согнута в локте, кисть расслаблена
- локоть отведён назад-вверх как это возможно (удобно бьющему!)
• небьющая рука:
- почти выпрямлена и направлена вперёд-вверх (как будто в точку предстоящего удара)
(положение рук стрелка из лука может послужить хорошей имитацией положения рук при замахе нападающего игрока)
• ударное движение:
- начинается с вращения корпуса вокруг вертикально оси (разворота плеч)
- затем включается плечо бьющей руки
- быстро вперёд-вверх разгибается локоть, бьющая рука выпрямляется
- кисть наносит удар по мячу с максимальным ускорением
• корпус – плечо – локоть – кисть это как бы звенья одной кинематической системы, каждое последующее звено которой движется с большей скоро- стью (ускорением), чем предыдущее
• в момент удара – кисть жёсткая, пальцы сжаты и сложены в «лодочку» (есть и другие варианты формы кисти при ударе:
- «открытая» кисть – с разведёнными пальцами
- с отведённым в сторону большим пальцем)
• точка удара – как можно выше и оптимально удобно впереди бьющего
• место удара по мячу – по центру верхней поверхности
• сопровождение мяча бьющей кистью должно быть минимальным по вре- мени и по расстоянию
• с момента прыжка и вплоть до удара необходим полный зрительный кон- троль за мячом
При выполнении прямого нападающего удара по ходу – траектория полета мяча является продолжением направления разбега игрока.
Приземление. Приземление после выполнения нападающего удара произво- диться на полусогнутые ноги.
Прямой нападающий удар с переводом влево – разбег и прыжок обычны. За- мах, как при нападающем ударе по ходу, но перед соприкосновением с мячом резким движением предплечья и особенно кисти, перевести мяч влево. Кисть соприкасается с мячом справа – сверху (вариант для правшей).
Прямой нападающий удар с переводом вправо – разбег, прыжок, замах обыч- ны, но при выполнении удара по мячу игрок поворачивает туловище влево, а
бьющая рука разворачивается несколько к наружи и резким движением кисти в этом же направлении производиться перевод мяча вправо. Кисть ложиться на мяч сверху – слева (для правши).
Обманный удар – разбег, прыжок, замах также и при прямом нападающем уда- ре. Удар по мячу выполняется на максимальной высоте резким движением кисти
– мяч обрабатывается кончиками пальцев. Рис. 33
ОшИБКИ ПрИ ОБУЧЕНИИ:
• стопорящий шаг на носок и не широкий;
• отсутствие махового движения руками вперед-вверх до плеча;
• в момент удара опускание локтя «не бьющей» руки вниз;
• ранний или запоздалый разбег;
• неверный выход к мячу (разбег) – мяч в момент удара сбоку от вертикали туловища, за головой;
• не активное сгибательное движение кисти бьющей руки;
• приземление на прямые ноги.
ОшИБКИ, КОТОрыЕ ВСТрЕЧАЮТСЯ ПрИ ВыПОЛНЕНИИ НАПАДАЮЩЕгО УДАрА:
• ранний или поздний разбег;
• нет стопорящего шага;
• неправильные ритм и темп разбега;
• не оптимальное приседание перед отталкиванием от опоры;
• медленное отталкивание;
• нет махового движения не бьющей руки;
• волейболист не доходит до мяча или мяч оказывается у него за головой;
• не выносится бьющая рука на вертикаль;
• в момент удара игрок опускает локоть;
• не точное наложение кисти на мяч;
• после выполнения нападающего удара приземление на прямые ноги.
- прыжок «в длину»
- удар согнутой рукой
- плохой зрительный контроль за мячом в момент удара
Ошибки исправляются с помощью дополнительных объяснений и показа, а также подводящих упражнений и повторений отдельных элементов нападающего удара в замедленном темпе.
Блокирование
Располагаясь лицом к сетке блокирующий принимает стойку готовности – ноги расстав- лены на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, ноги незначительно согнуты в коленном суставе. Руки на уровне лица согнуты в локтевых суставах под прямым углом, а раскрытые ладони представляют собой естественное продолжение предплечий.
Для придания указанной стойки готовности динамичности, можно рекомендовать игроку различные движения небольшой амплитуды переступания с ноги на ногу, покачивание из стороны в сторону и т.д.
Перемещение к предполагаемому месту встречи с мячом осуществляется при- ставным, скрестным, смешанным (первый скрестный шаг) далее приставным шагом, скачком или бегом. На расстояние до 1 м перемещаются скачком, до 2 м – приставным или скрестным, более двух (в зависимости от скорости передач) приставным, скрестным или бегом поворачиваясь затем к сетке лицом (рис. 49, 50, 51). Последний шаг выполняется как стопорящий внутренней стороной стопы и игрок принимает стойку готовности.
Техника отталкивания с места, с исходной готовности, предлагает синхронную работу частей опорно – двигательного аппарата.
Перед отталкиванием игрок выполняет приседание. Углы сгибания коленного, та- зобедренного и голеностопного суставов определяется субъективно, исходя из стремления выполнения максимального прыжка и, очевидно, определяется уров- нем развития физических качеств и анатомических возможностей игроков. При отталкивании от опоры происходит резкое разгибание коленных и тазобедрен- ных суставов (сгибание в голеностопном суставе) с одновременным быстрым разгибанием рук в локтевых суставах и движением рук вверх – вперед.
Руки центрального блокирующего должны опережать подъем тела и выноситься над сеткой раньше.
Пальцы рук разведены и оптимально напряжены. Расстояние между кистями рук, чуть меньше диаметра мяча.
Расположение рук при блокировании:
- при блокирование прямых нападающих ударов, руки точно против мяча (ладони рук располагаются в одной плоскости);
- при блокирование нападающих ударов с переводом одна ладонь параллель- но сетке, вторая (ближняя к краю площадке) несколько развернута на встречу к мячу.
Расположение рук при блоке:
• при блоке прямых нападающих ударов руки точно против мяча (ладони рук располагаются в одной плоскости);
• при блоке нападающих ударов с переводом одна ладонь параллельно сетке, вторая (ближняя к краю сетке) несколько развернута навстречу мячу.
Затем происходит приземление на согнутые ноги и готовность игрока к дальней- шим действиям. Рис. 52
• статическая стойка в исходном положении;
• нет стопорящего шага после перемещения;
• пальцы при блоке не разведены;
• пальцы и запястья рук при блоке не напряжены;
• широко разведены руки при блокировании;
• нет переноса рук над сеткой на сторону соперника;
• неумение анализировать высоту, скорость, траекторию полета мяча, удален- ность мяча от сетки и как следствие не своевременный прыжок блокирующего. При совершенствовании блокирования тренеру необходимо уделить внимание на: перемещение игрока, выбор места для блока, своевременность прыжка и пере- носа рук на сторону соперника с активным противодействием нападающему, так же тренер должен учитывать, что центральный блокирующий перемещается влево
медленнее, чем вправо: так влево его скрытый период (определение зоны атаки) и время перемещения к предполагаемому месту блокирования соответственно со- ставляют - 0,476 и 1,175 мс., а вправо – 0,442 и 1,121 мс. И соответственно с этим на тренировках давать упражнения с перемещением как вправо, так и влево 50/50. Что касается подбора упражнений для совершенствования блока – это эпизоды блокирование во время игры.