Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ЗАДАЧИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ




Неуклонное расширение международных связей не по­зволяет стандартизации замыкаться в рамках отдельного государства. Для успешного осуществления торгового, эко­номического и научно-технического сотрудничества различ­ных стран первостепенное значение имеет международная стандартизация. Необходимость разработки международных стандартов становится все более очевидной, так как разли­чия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли, тем более что темпы ро­ста международной торговли в три-четыре раза превышают темпы развития национальных экономик. Так, за последние 50 лет объем международной торговли возрос примерно в 18 раз, а совокупный ВВП — только в шесть раз.

По оценкам специалистов, стандарты влияют на 80% объ­ема международной торговли. Как заявила одна европейская компания, оперирующая на рынке США, из-за различий между европейскими и американскими стандартами и со­ответствующими требованиями к процедуре сертификации она несет потери на уровне 15% своего валового оборота.

В решении проблем международной торговли четко проявляется коммуникативная функция стандартизации. Международная стандартизация содействует перемещению людей, товаров, энергии и информации. Не случайно меж­дународные стандарты сравниваются с ключом, который открывает рынки. По данным на 2000 г., 84% компаний и фирм Германии продвигают свои товары на мировой ры­нок, используя международные и европейские стандарты.

Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации в РФ является гармо­низация, т.е. согласование национальной системы стандар­тизации с прогрессивны­ми международными, региональными и системами стандартизации зарубежных стран. Это позволяет повысить уровень российских стандартов, качество отечественной продукции и повышает ее конкурентоспособ­ность на мировом рынке.

При формировании национальной системы стандартизации Российской Федерации российские специалисты учитывают меж­дународный опыт. При этом они считают, что в области стандар­тизации не следует искать в очередной раз собственный путь ее создания и модернизации. Необходимо разумно использовать уже имеющийся международный опыт с учетом существующих отече­ственных реалий и имеющегося нормативного обеспечения.



Международное сотрудничество осуществляется по ли­нии международных и региональных организаций по стан­дартизации.

 

2. Международные организации по стандартизации

Международная стандартизация — это совокупность организаций по стандартизации и продуктов их деятель­ности: стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции.

В области международной стандартизации работают Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ).

Международная организация по стандартизации ISO (ИСО)* функционирует с 1947 г.

* ISO — не аббревиатура. Официальное название организации — International Organisation for Standartisation. Поскольку в разных языках аббревиатура этой Международной организации по стандартизации могла быть различной, было решено представителями стран — инициаторов соз­дания ИСО использовать производное от греческого «isos» — равный.

---------------------------------------------------------------------------------------

Основной задачей ИСО, в соответствии с ее уставом, является содействие развитию стандартизации и смежных видов деятель­ности в мире в целях облегчения международного обмена товара­ми и услугами, а также сотрудничества в интеллектуальной, на­учно-технической и технологической областях. Результатом тех­нической работы ИСО является разработка и публикация между­народных стандартов.

Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключе­нием электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. В работе ИСО участвуют 157 стран. СССР был одним из основа­телей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований. Органами ИСО являются Гене­ральная Ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, техниче­ские комитеты и Центральный секретариат; высший орган ИСО — Генеральная Ассамблея (рис. )

Генеральная ассамблея ИСО, созываемая, как правило, ежегодно, представляет собой заседание должностных лиц и делегатов, назначаемых комитетами-членами. Председателем Генеральной ассамблеи является президент ИСО. В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство ИСО осуществляет Совет. В настоящее время всего функционирует семь коми­тетов, в т.ч. 3 комитета по разработке политики:

комитет по подтверждению соответствия (КАСКО) изучает вопросы подтверждения соответствия продукции, процессов, ус­луг и систем качества требованиям стандартов; разрабатывает ру­ководства, относящиеся к испытаниям, надзору и сертификации продукции, процессов иуслуг, а также к подтверждению соответствия систем качества, испытательных лабораторий и органов сертификации; содействует взаимному признанию национальных и региональных систем подтверждения соответствия;

комитет по политике в сфере потребления (КОПОЛКО) изуча­ет вопросы содействия потребителям, связанные с обеспечением их интересов путем стандартизации.

В задачи КОПОЛКО входит:

- изучение путей содействия потребителям в получении максимального эф­фекта от стандартизации продукции, а также установление мер, которые не­обходимо принять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;

- выработка с позиции стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также про­грамм их обучения по вопросам стандартизации;

- обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, при­менению стандартов на потребительские товары, по другим вопросам стандар­тизации, представляющим интерес для потребителей.

Результатом деятельности КОПОЛКО является издание перечней наци­ональных и международных стандартов, представляющих интерес для потре­бительских организаций, а также подготовка руководств по оценке качества потребительских товаров. Укажем на некоторые из них:

руководство 12 «Сравнительные испытания потребительских товаров»;

руководство 14 «Информация о товарах для потребителей»;

руководство 36 «Разработка стандартных методов измерения эксплуата­ционных характеристик потребительских товаров».

Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО) создан в 1961 г. Его целью является организация и совершенствова­ние деятельности национальных органов по стандартизации.

В основные функции ДЕВКО входит:

— выявление потребностей и оказание помощи развивающимся странам по вопросам стандартизации и по смежным областям (на­пример, контроль качества, метрология, сертификация и др.);

— создание условий для широкого обсуждения всех аспектов стандартизации и деятельности в смежных областях в развиваю­щихся странах и для обмена опытом между промышленно развиты­ми и развивающимися странами.

Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и комитеты:

ПЛАКО (PLACO — Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ISO, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты;

 

Комитет по научно-технической информации (ИНФКО) создан в 1967 г. с целью представления Совету рекомендаций о методах сбо­ра и распространения информации и формах пропаганды стандарти­зации, а также организации работ национальных фондов стандартов.Задачами ИНФКО являются:

— обеспечение функционирования информационной сети ИСО с использованием средств вычислительной техники по вопросам, входящим в компетенцию ИСО;

— координация работы информационных центров стран—членов ИСО по стандартам и смежным вопросам;

— разработка рекомендаций по классификации и индексации стандартов и других нормативно-технических документов (НТД) для целей их автоматизированной обработки;

— содействие применению международных стандартов в информационных системах по НТД.

К членству в ИНФКО допускаются все комитеты-члены ли в качестве активных членов, либо в качестве наблюдателей.

ИНФКО разработал пособие по индексированию нормативно- технической документации; пособие для работников библиотек обработке иностранных документов; трехъязычный (английский, французский и русский) тезаурус, который необходим для организации автоматизированного поиска информации.

Под эгидой ИНФКО была создана автоматизированная система информации о стандартах — сеть ИСОНЕТ.

ИСОНЕТ представляет собой сеть, охватывающую национальные информационные центры по стандартизации и каналы связи между ними, она включает Информационный центр ИСО в Женеве. Любая страна может быть представлена в ИСОНЕТ тольк одним национальным членом.

 

Комитет по стандартным образцам (РЕМКО). Результатом ра­боты РЕМКО является подготовка руководств для технических комитетов ИСО, которые делают ссылки в международных стандартах на стандартные образцы; справочник по стандартным образцам.

Важное место в деятельности РЕМКО занимают вопросы коор­динации деятельности ИСО в области стандартных образцов с дру­гими международными организациями, в частности, с деятельнос­тью Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ).

 

Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО) был создан в 1952 г. с целью оказания Совету ИСО помощи относи­тельно принципов и методов, необходимых для достижения опти­мальных результатов в области международной стандартизации.

Вся работа СТАКО проводится в рамках рабочих групп, напри­мер, по принципам стандартизации, ее эффективности, примене­нию международных стандартов в странах и др.

Большая работа проводится в рамках рабочей группы по терми­нологии СТАКО. Подготовлено и издано руководство по терминам и их определениям в области стандартизации, сертификации и акк­редитации испытательных лабораторий. Руководство СТАКО по тер­минологии было одобрено и на межправительственном уровне — Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН).

В настоящее время СТАКО занимается главным образом орга­низацией международных семинаров по вопросам перспектив раз­вития международной стандартизации, применения международных стандартов для развития торговли между странами.

 

В период между сессиями Генеральной Ассамблеи рабо­той организации руководит Совет, в который входят пред­ставители национальных организаций по стандартизации. Органами Совета ИCO являются Комитеты по разработке поли­тики. При Совете создано Бюро по техническому управлению, которое руководит техническими комитетами ИСО.

Оно ведет вопросы, касающиеся организации, координации, стратегического планирования и планирования работы ИСО. Бюро рассматривает предложения по новым областям технической деятельности ИСО и принимает решения по созда­нию и роспуску ТК ИСО.

Техническая работа ИСО ведется в рамках ТК. Бюро устанавливает область его деятельности. Программу работ в пределах своей компетенции определяет сам ТК.

Проекты международных стандартов разрабатывают­ся непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов. В рамках ИСО функцио­нирует более 200 технических комитетов.

Технические комитеты (ТК) подразделяются на обще­технические и комитеты, работающие в конкретных обла­стях техники. Общетехнические ТК решают общетехниче­ские и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК действу­ют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятельность которых охва­тывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каж­дого ТК. Членство может быть активным и в качестве на­блюдателей. Проект международного стандарта (МС) счи­тается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.

К началу 2006 г. действовало более 15 тыс. МС ИСО. 75% МС ИСО — основополагающие стандарты и стандарты на методы испытаний.

В практике международной стандартизации основной акцент при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции, тре­бований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и ис­пользуется продукция. В МС также устанавливаются тре­бования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости. Что касается других требова­ний к качеству конкретной продукции, то их нецелесообраз­но устанавливать в МС, — конкретные нормы качества на конкретную продукцию для разных категорий потребителей регулируются через цену непосредственно в контрактах.

 

 

 

Рассматривая результаты деятельности общетехниче­ских и межотраслевых ТК, следует отметить такие значитель­ные достижения ИСО, как разработку международной системы единиц измерения, принятие метрической системы резьбы, системы стандартных размеров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта. В настоящее время особое внимание привлекает работа ТК 176 «Систе­мы обеспечения качества», созданного в 1979 г. В его задачу входят стандартизация и гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества. В 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к ре­шению вопросов качества продукции на предприятиях, в 1994 г. — вторая версия, в 2000 г. — третья версия.

Актуальной задачей ИСО является совершенствование структуры фонда стандартов. В начале 1990-х гг. превали­ровали стандарты в области машиностроения (около 30%), химии (около 12,5%). На долю стандартов в области здра­воохранения и медицины приходилось всего 3,5%, охраны окружающей среды — 3%. Относительно небольшую долю (около 10,5%) занимали стандарты в области информатики, электроники и информационного обеспечения. В перспек­тиве социальные сферы (защита окружающей среды, здра­воохранение), а также информационные технологии долж­ны стать приоритетными в деятельности ИСО.

Так, в конце 2005 г. доля стандартов в области здоро­вья, экологии возросла до 10,9%, а в области электроники, информационных технологий и телекоммуникаций — до 15,6%. В последние годы ИСО уделяет большое внимание новым технологиям. В 2005 г. самое большое количество стандартов было разработано для такой области деятельно­сти, как нанотехнологии.

Острая конкуренция на мировом рынке стран и фирм, являющихся мировыми изготовителями конкретной про­дукции, начинается и проявляется на этапе разработки МС. В региональных и международных организациях по стан­дартизации идет постоянная борьба за лидерство, посколь­ку экономически развитые страны вполне справедливо видят в проекте конкретного МС соответствующий наци­ональный стандарт и борются за отражение в этом проекте своих национальных интересов. Не случайно из общего ко­личества МС ИСО, разработанных всеми ТК, более 70% соответствуют национальным или фирменным стандар­там промышленно развитых стран мира. Достижением от­ечественной стандартизации в свое время были стандарты ИСО, принятые в рамках ТК 55 «Пиломатериалы и пило­вочные бревна», где за основу МС при их разработке были взяты соответствующие российские стандарты.

Лидерство той или иной страны в разработке МС в огромной мере определяется степенью участия ее спе­циалистов в деятельности рабочих органов ИСО, МЭК, МСЭ.

В настоящее время Россия ведет в ИСО секретариаты трех ТК, 12 ПК, девяти РГ и является членом 145 ТК и 343 ПК. В целом представительство России в рабочих орга­нах ИСО значительно меньше Германии, Великобритании, США. Например, Германия руководит в ИСО работой 17% ТК, Великобритания — 14%, США — 18%. В результате эти страны обеспечили себе лидерство в разработке МС.

К сожалению, за последние 15 лет произошел спад ак­тивности России в международной деятельности в области стандартизации, в том числе по введению международных секретариатов ИСО. В этот период Россия потеряла девять секретариатов ТК, 21 секретариат ПК и три секретариата РГ. В частности, Россия лишилась ТК «Древесина». Для нашей страны как крупнейшего на мировом рынке экс­портера древесины и разработчика стандарта ИСО «Пилома­териалы и пиловочные бревна» — это большая потеря. Такое положение может привести к тому, что наши компании, экспортирующие лес, вынуждены будут следовать между­народным нормам, которые в ряде случаев идут вразрез с используемыми на отечественных предприятиях техноло­гиями.

С другой стороны, некоторые развивающиеся страны начинают активно сотрудничать с ИСО в целях успешного развития своих экспортных отраслей. Так, по инициативе Ирана был создан новый ТК «Косметика». Иранские спе­циалисты взяли на себя ответственность за качество раз­работки международных стандартов и вложили немалые средства для того, чтобы успешнее «продвигать» косметику (краску для волос, помаду, пудру и кремы, духи и арома­тизаторы) в страны Ближнего Востока, Восточную Евро­пу, Россию и завоевывать новые секторы международного рынка. Как известно, российская косметика в основном го­раздо эффективнее и дешевле импортной, но за границей она мало известна. И одним из путей проникновения ее на зарубежные рынки могло бы быть активное участие отече­ственных изготовителей в разработке международных стан­дартов на косметические средства.

Отсюда вытекает актуальная задача заинтересованных министерств (ведомств), участвующих в работах по между­народной стандартизации, — обеспечить широкое пред­ставительство страны в международных организациях по стандартизации в целях занятия передовых позиций в той или иной сфере техники и экономики. К сожалению, в по­следние годы наблюдается резкое снижение роли России в деятельности ИСО и других международных организаций по стандартизации из-за недооценки этого фактора конку­рентоспособности.

МС ИСО не являются обязательными, т.е. каждая стра­на вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Однако в условиях острой кон­куренции на мировом рынке изготовители продукции, стре­мясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международными стан­дартами. По оценке зарубежных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО. Особенно широко использу­ют стандарты ИСО и других международных организаций страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. Это Нидерланды, Швеция, Бельгия, Ав­стрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отно­шению к общему объему производства составляет 40—50%. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие меж­дународные стандарты.

 

 

3.Международная электротехническая комиссия — МЭК (IEC) разрабатывает стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО. Разновременность образо­вания и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных между­народных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности от­дельных технических органов между этими организациями заключено соглашение, которое направлено, с одной сторо­ны, на разграничение сферы деятельности, а с другой — на координацию технической деятельности.

Число членов МЭК (62 страны) меньше, чем членов ИСО. Это обусловлено тем, что многие развивающиеся страны практически не имеют или имеют слаборазвитую электротехнику, электронику и связь. Наша страна явля­ется членом МЭК с 1911 г. Высший руководящий орган МЭК — Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран — членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура техни­ческих органов МЭК такая же, как и ИСО: технические ко­митеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функцио­нируют 174 комитета и подкомитета, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического и межотрас­левого характера, а другая — МС на конкретные виды про­дукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансфор­маторы, изделия электронной техники). Россия ведет два секретариата ТК и два секретариата ПК.

В настоящее время разработано свыше 5200 стандартов, технических отчетов, рекомендаций. Следует отметить важ­ность проводимых в МЭК работ по установлению требова­ний безопасности для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопасности в разных странах ТК 61 «Безопасность бытовых электро­приборов» выпущено более 40 МС, устанавливающих тре­бования практически ко всем электробытовым приборам и машинам. Разработка МС в этой области имеет особенно важное значение в связи с созданием в МЭК системы сер­тификации электробытовых приборов и машин на соответ­ствие их МС МЭК.

В перспективе, по прогнозу отдельных специалистов, деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе — это разработка единых правил подготов­ки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информационной технологии), а на втором эта­пе — возможное слияние, тем более что большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами — национальными организациями по стандартизации.

Актуальной задачей является сокращение сроков под­готовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время разра­ботка их занимает в среднем четыре—пять лет. Тенденция к сокращению сроков морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы международной торговли в стандартах ставят задачу резко­го сокращения сроков разработки МС. Все чаще начинает практиковаться процедура обсуждения проектов МС в рам­ках телеконференций. В отличие от традиционных заседа­ний рабочих органов по стандартизации, на которые коман­дируются специалисты из разных стран, телеконференции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специалистов, проведение телеконференций эко­номит 80% средств и 60% времени, затрачиваемых на разра­ботку МС в рамках традиционных процедур.

В зарубежной практике процессы «электронизации про­цедур разработки стандартов» могут со временем привести к полному отказу от традиционных стадий разработки стан­дартов: вместо цепочки «проект — отзыв — учет отзыва» планируется работа в режиме реального многостороннего участия всех заинтересованных сторон непосредственно в отработке редакций стандартов.

Глобализация мирового рынка, характеризующаяся сти­ранием границ на пути свободного перемещения людей, то­варов, капитала и информации, требует перехода стран на единые стандарты. Пока средний показатель использования странами — членами ИСО международных стандартов в общем числе национальных — 22%, в странах с более высо­ким уровнем развития — 40% [4]. Как идеал выдвинут прин­цип единого стандарта; единых испытаний; сертификатов, признанных повсюду. Этот принцип реализовался в проекте ИСО, предложенного в 2001 г. как «Мечта 1/1/1» (1/1/1 «Dream»). Смысл проекта — в устранении разнообразия в стандартах, в исключении повторов в испытаниях и про­цедурах подтверждения. Имеются примеры воплощения «Мечты»: на мировом рынке такие объекты стандартиза­ции, как контейнерные перевозки, кредитные карточки, кораблестроение, отвечают стандартам и оцениваются по единым процедурам соответствия.

4. Международный союз электросвязи — МСЭ (ITU) — это международная организация, координирующая деятель­ность государственных организаций и коммерческих ком­паний по развитию сетей и услуг электросвязи в мире. Корни МСЭ уходят в 60-е гг. XIX в., когда была подписана первая Международная телеграфная конвенция (1865 г.). Большим достижением МСЭ является принятие в 1999 г. Рекомендаций по системе телевидения высокой четкости. В ней зафиксированы базовые параметры (число строк раз­ложения, формат кадра, система развертки) телевидения XXI в. Парк стандартов МСЭ составляет 1,5 тыс. ед.

В настоящее время МСЭ играют лидирующую роль в области информационной безопасности, разрабатывая стандарты, которые помогают бороться с компьютерной преступностью, в том числе с хищением личных данных. Например, благодаря стандарту МСЭ на мультимедийное общение в реальном времени появилась телемедицина — отрасль деятельности, в рамках которой лечащие врачи, на­ходясь в разных учреждениях, могут общаться и оказывать дистанционно медицинскую помощь.





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)