Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деловая игра по химической мелиорации



2015-11-07 1333 Обсуждений (0)
Деловая игра по химической мелиорации 0.00 из 5.00 0 оценок




О б о с н о в а н и е: краткий теоретический расчет доз минеральных удобрений с практическим обоснованием и использованием картограмм, озволяющий самостоятельно провести требуемые расчеты.

Ц е л ь : научить студентов индивидуально проводить расчет доз удобрений под с.-х. культуры.

 

В настоящее время для каждого хозяйства разрабатываются научно-обоснованные системы земледелия, включающие в себя систему севооборотов, систему обработки почвы, систему применения удобрений, систему борьбы с вредителями, болезнями и сорняками и т.д.

Расчет доз удобрений является очень важным моментом при разработке системы применения удобрений в хозяйстве и эффективного их использования.

Норма удобрения (общая доза)под культуру зависит:

1) от биологических особенностей

2) от величины урожая (15-20 ц/га или 45-50 ц/га)

3) от уровня агротехники (чистота полей)

4) от климатических условий (наличие влаги)

5) от плодородия почвы (эффективного),т.е.от содержания элементов питания в ней в доступной для растений форме.

При всех прочих равных условиях доза удобрений зависит от культуры, от величины урожая и плодородия почвы.

С целью изучения эффективного плодородия почв и правильного применения удобрений в нашей стране в 1964 году создана сеть зональных агрохимических лабораторий (ЗАЛ),переименованных в 1979 году в проектно-изыскательские станции химизации сельского хозяйства. Всего 206 лабораторий.В каждой области 1-2 лаборатории.ЗАЛ обслуживают 250 хозяйств с площадью с.-х. угодий 2,7-3 млн.га, в том числе 1-1,5 млн.га пашни. Через каждые 5 лет обследование почв повторяется.

Основными задачами ЗАЛ являются:

1. Отбор смешанных почвенных образцов по полям колхозов и совхозов.

2. Проведение анализов этих образцов на содержание в них элементов питания в доступной форме для растений и на другие агрохимические показатели.

3. Составление агрохимических картограмм по данным анализа почв и разработка рекомендаций по применению удобрений.

4. Проведение анализов кормов, удобрений, ядохимикатов, гербицидов.

5. Проведение опытов с удобрениями в колхозах и совхозах, разработка мероприятий по химический мелиорации почв.

6. Повышение агрохимических знаний специалистов с.-х. производства.

Составление агрохимических картограмм начинается с того, что заключается договор между руководителями хозяйства и ЗАЛ. За его выполнение отвечает гл.агроном, который указывает перечень работ, количество анализов, выделяет транспорт и рабочих для отбора почвенных образцов.

Для решения основной задачи - степени обеспеченности почв элементами питания и ее кислотности, представитель ЗАЛ отбирает смешанные почвенные образцы по полям севооборотов, но в пределах одной почвенной разности. Смешанный образец берется в дерново-подзолистой зоне с площади 3-5 га, в черноземной зоне с 5-10 и более га. Он составляется из 15-20 индивидуальных образцов, взятых тростевым буром равномерно по характеризуемому участку (элементарный участок). Вес смешанного образца около 0,5 кг. Каждый смешанный образец помещается в отдельный мешочек и снабжается этикеткой, где указывается хозяйство, номер отделения, севооборота, поля, номер образца, глубина взятия, дата и кто его брал. На плане землепользования отмечается место взятия образца, каждое поле разбито на несколько участков, с которых взят почвенный образец. Все образцы помещаются в контейнеры и отправляются в ЗАЛ, там их просушивают, размалывают и выполняют анализы чаще всего по следующим показателям: гумус, рН 4сол., Нг, N лг, Р205, К20, СаО, микроэлементы.

После выполнения анализов составляется сводная таблица агрохимических показателей, на основании которой составляют картограммы и разрабатывают рекомендации по применению удобрений (Агрохимический очерк). Основой является план землепользования с занесенной сеткой элементарных участков отбора смешанных почвенных образцов. На каждой картограмме указывается по какому показателю она составлена, а в условном обозначении даются классы, их цвета и количество элементов питания или рН почвы.

По каждому показателю составляется картограмма. Например, на плане землепользования отмечается одно поле для анализа. Его разбивают на участки. Если размер поля 120 га, то мы можем выделить в нем 6 участков каждый с площадью 20 га (6уч.*20га=120га). Чтобы получить с одного участка образец почвы, необходимо по диагонали этого участка взять почвенным буром образцы почвы (см. рис.1). Вес смешанного образца не должен превышать 0,5 кг.

 

Картограмма-это план землепользования, на котором разными цветами показано содержание одного какого-то элемента питания или кислотности почвы. Картограммы характеризуют степень обеспеченности почв элементами питания и реакцию почвенной среды. Они необходимы для расчета доз удобрений при разработке системы применения удобрений в хозяйстве.

При составлении картограмм данные анализов почв группируются по 6-ти классам от очень бедных - 1 класс до очень богатых - 6 класс. Каждый класс имеет свой цвет (от красного до синего)и соответствующее ему количество элемента питания в мг на 100 г почвы или в мг на 1 кг почвы.

 

Основой является план землепользования с занесенной сеткой элементарных участков отбора смешанных почвенных образцов. На каждой картограмме указывается по какому показателю она составлена, а в условном обозначении даются классы, их цвета и количество элементов питания или рН почвы.

В каждом хозяйстве необходимо иметь картограммы содержания гумуса, кислотности почвы (рН КСI), подвижного фосфата (Р205), обменного калия (К20) и доступного азота (Nлг).

На картограммах показано эффективное плодородие почвы, которое используется при расчете доз удобрений. Зная номер поля, в котором размещается культура, по картограмме определяем в какой цвет оно окрашено, по цвету в условном обозначении находим класс и соответствующее ему количество элемента питания или кислотности почвы.

Кроме картограмм, ЗАЛ представляет хозяйству АГРОХИМИЧЕСКИЙ ОЧЕРК с рекомендациями по рациональному применению удобрений. В ней представлены общие сведения о хозяйстве, агрохимическая характеристика почв, рекомендации по применению удобрений, примерная годовая потребность хозяйства в удобрениях. Картограммы и агрохимический очерк необходимы для расчета доз удобрений.

В научной литературе описано более 10 способов расчета доз удобрений под сельскохозяйственные культуры,в практике чаще всего пользуются 3 основными способами: по рекомендациям ЗАЛ, на планируемую прибавку урожая и на планируемую урожайность.

1 способ. Расчет доз удобрений по картограммам и рекомендациям зональных агрохимических лабораторий (ЗАЛ).

Наиболее часто встречающийся способ расчета доз. Последовательность определения:

1.культура - картофель.

2.Место посева (посадки) - например: 5 поле севооборота 1 бригада колхоза "Прогресс".

3.Эффективное плодородие этого поля (содержание N,Р,К, мг/100 гп (мг/кг п и рН почвы) - находится по агрохимическим картограммам.

По цвету поля на картограмме в условном обозначении находится класс и ему соответствующее количество элемента питания:

рН КСI - желтый, 3 класс, рН 5,1-5,5 - слабокислая.

N лг - желтый, 3 класс, N 4,1-6,0 мг/100гп.

Р205 - голубой, 5 класс, Р205 15,1-20,0 мг/100 гп.

К20 - желтый, 3 класс К20 4,1-8,0 мг/100 гп.

Р20 - оранжевый, 2 класс.

 

4. Норма удобрений (общая доза на период вегетации) в килограммах действующего вещества на гектар находится по АГРОХИМИЧЕСКОМУ ОЧЕРКУ в таблице "Дозы удобрений в кг/га д.в." на пересечении культуры и содержания элемента питания в мг/100 гп; обеспеч.эл.п культура; доза кг д.в.

В таблице под картофель при содержании 4,1 мг/100 гп азота в почве – Д=N - 80 кг, 15,1-20 мг/100 гп, фосфора – Д = Р205 - 45 кг и 4,1-8 мг/100гп, калия – Д = К20 - 60 кг д.в.

Таким образом, норма удобрений (общая доза) под картофель, возделываемый в 5 поле севооборота, равна:

Д = 80:45:80 кг д.в./га (N, Р205, К20).

5. В зависимости от агротехники возделывания культуры годовая норма (доза) удобрений может вноситься в разные сроки и различными способами. Различают 3 способа внесения удобрений: 1) допосевное или основное, 2) припосевное или рядовое и 3) послепосевное или подкормка.

Основное - преобладающее количество, обычно более 30-40 кг действующего вещества на гектар.

Рядковое - небольшая часть общей дозы от 5-10 до 20-30 кг д.в./га.

Подкормка - корневая, прикорневая, некорневая от 19-20 до 30-40 кг д.в./га.

По каждому показателю составляется картограмма. Например, на плане землепользования отмечается одно поле для анализа. Его разбивают на участки. Если размер поля 120 га, то мы можем выделить в нем 6 участков каждый с площадью 20 га (6 уч.*20га=120га).

На отдельные участки разбиваются и другие поля. В соответствии с обеспеченностью элементами питания поле закрашивается в определенный цвет. Т.е. например по содержанию азота получили с 6-ти участков: 1 участок - 3 мг/100г.п. - цвет красный,2 участок - 6,5мг/100г.п. – цвет зеленый, 3 участок - 6,5мг/100г.п. - цвет зеленый,4,5,6 участки - 6,7мг/100г.п. - цвет зеленый.

После этого составляется общая картограмма по каждому элементу питания на которой каждое поле окрашено в соответствующий цвет, а в условном обозначении указывается класс обеспеченности и соответствующий ему цвет, а также элемент по какому выполнена картограмма.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Ягодин Б.А. и др./ Агрохимия.-М.; Агропромиздат,1989.- 639 с.

2. Артюшков А.М., Державин Л.М./ Краткий справочник по удобрени-

ям. -М.; Колос,1956. - 435 с.

3. Афендулов К.П., Лантухова А.И./ Удобрение на планируемый уро-

жай. -М.: Колос,1973. - 56 с.

4. Каюмов М.К. / Программирование урожая сельскохозяйственных

культур. -М.: Агропромиздат, 1989. - 250 с.

Занятие № 7



2015-11-07 1333 Обсуждений (0)
Деловая игра по химической мелиорации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деловая игра по химической мелиорации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)