Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Этапы жизнедеятельности семьи




Периодизации жизнедеятельности семьи представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе имеют различные основания и принципы их выделения.

Так, наиболее известна система "стадий", где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. Стадии семейного цикла (Шнейдер Л.Б):

1 - формирующаяся семья, супруги женаты менее пяти лет, детей нет;

2- детородящая семья, возраст старшего ребенка до 2 лет 11 месяцев;

3- семья с детьми дошкольниками, старшему ребенку от 3 до 5 лет 11 месяцев;

4- семья с детьми школьниками, старшему ребенку от 6 до 12 лет 11 месяцев;

5 - семья с детьми подростками, старшему от 13 лет до 20 лет 11 месяцев;

6 - семья "отправляющая" детей в жизнь (стадия длится с того момента, когда родительский дом покинул первый ребенок, до того момента, когда семью покинул последний ребенок);

7 - супруги зрелого возраста ( с тго момента, когда в семье не осталось ни одного ребенка, до момента окончания трудовой деятельности, до пенсии);

8 - стареющая семья, смомента ухода супругов на покой до смерти одного из них. (Дюваль Е., 1957).

Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис в работе "Психология и психотерапия семьи говоря о фазах жизненного цикла по Дювалю, даёт несколько иную интерпретацию, а именно:

1. Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.

2. Принятие и развитие новых родительских ролей.

3. Принятие в семье новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.



4. Введение детей во внесемейные институты.

5. Принятие подростковости.

6. Экспериментирование с независимостью.

7. Подготовка к уходу детей из семьи.

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов "глаза в глаза".

9. Принятие факта ухода на пенсию и старость (Duvall E.М., 1957) .

Р. Нойберт выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рождения детей, воспитания детей старшего школьного возраста, отделения детей от родителей и воспитания внуков.

А. Баркай выделяет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с детьми, посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которой дети отчасти независимы от родителей, семью, которую оставили дети.

Э.К. Васильева выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи:

1. зарождение семьи до рождения ребенка;

2. рождение и воспитание детей;

3. окончание выполнения семьей воспитательных функций;

4. дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;

5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Браун и Кристенсен выделяют 6 этапов жизнедеятельности:

1. Молодая семья (от заключения брака до рождения первого ребенка).

Супругам следует установить новые отношения с расширенными семьями; их роли сына и дочери должны стать вторичными, уступив место ролям мужа и жены.

Установление границ общения с друзьями и родственниками.

Разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.

2. Семья ребенка преддошкольного/школьного возраста.

Реорганизация семьи для выполнения новых задач.

Поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета.

Согласование личных и семейных целей.

3. Семья школьника.

Перераспределение обязанностей.

Проявление участия при наличии проблем с учебой.

Распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий.

4. Семья подростка.

Перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками.

Изменение типа родительского поведения и ролей.

Подготовка к уходу подростка из дома.

5. Семья как «стартовая площадка» для ребенка.

Сепарация ребенка от семьи.

Корректный уход из дома.

6.Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию.

Пересмотр супружеских взаимоотношений.

Пересмотр распределения обязанностей и времени.

Адаптация к уходу на пенсию.

Картер и Мак Голдрик описали следующие шесть стадий жизненного цикла семьи:

1. Ранняя взрослость при отсутствии привязанностей.

2. Приобретение новых родственников в результате брака.

3. Семья с маленькими детьми.

4. Семья с детьми-подростками.

5. Уход детей и дальнейшая жизнь.

6. Семья в конце жизни.

 

Бранхилл и Лонго подчеркивали, что необходимо сосредотачиваться не столько на стадиях развития как таковых, сколько на переходах от одной стадии к другой. Поэтому они придавали особое значение следующим переходным периодам:

0-1. Принятие обязательств.

1-2. Освоение супругами родительских ролей.

2-3. Принятие факта появления в семье новой личности.

3-4. Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения).

4-5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.

5-6. Экспериментирование с независимостью.

6-7. Подготовка к необходимости отпустить детей.

7-8. Уход детей, снова вдвоем.

8-9. Принятие ухода на пенсию и старости.

Наиболее удобной для решения прикладных задач психологии семьи является периодизация жизнедеятельности семьи М. Эриксона, он выделяет:

1. период ухаживания.

2.брак и его следствие (брачное поведение).

3. рождение ребенка и взаимодействие с ним.

4. зрелая стадия брака.

5. отлучение детей от родителей.

6. пенсия и старость.

 

Итак, выше указанные периодизации имеют общие, сходные аспекты, заключающиеся в следующем: семья без детей имеет свою периодизацию жизнедеятельности, которая носит более общий характер и менее разнообразный, чем жизнедеятельность семей имеющих детей; активная «жизнедеятельность семьи» начинается со времени появления ребенка (детей) и теснейшим образом связана с его взрослением детей и прохождением ими определенных возрастных этапов; наряду с непосредственным нахождением семьи на том или ином этапе важным является подготовительный этап, период или можно назвать, межпериодное время, на котором также происходят существенные, значимые для семьи изменения.

 





Читайте также:




©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


(0.01 сек.)