Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Родительские коррекционные и профилактические группы



2015-11-07 766 Обсуждений (0)
Родительские коррекционные и профилактические группы 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из разновидностей работы психолога семьей, являются родительские коррекционные и профилактические группы, которые на сегодняшний день получают все большее распространение, связанное с высокой эффективностью данной работы.

Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой, причем задачи личностного развития членов группы не ставятся.

В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся один раз в неделю в течении четырех часов. Весь курс (10 занятий) составляет 40 часов. Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5-8 детей от семи до десяти лет.

В родительской группе могут быть использованы следующие методы коррекции:

Метод групповой дискуссии повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции.

Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим её просмотром, анализом и самоанализом.

Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются игры «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Неприятное воспоминание» (Н.В. Самоукина).

Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания.

Метод обсуждения и разыгрывание ситуаций «Идеальный родитель или ребенок» глазами родителя и ребенка.

Метод обучающего эксперимента заключается в выполнении родителями задания психолога: научить ребенка какому-то действию, игре.

Метод анализа поступков детей и родителей, основанный на составлении реестра этих поступков и их классификации на положительные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не принимающих своего ребенка.

Метод анализа коммуникаций «Ребенок - родитель» (РБК - Р)при решении проблем ребенка. Подбираются примеры на различные варианты: РБК - Р - проблема (проблема ребенка, родители - препятствие к её решению); Р-РБК - проблема (проблема родителя, ребенок-препятствие к её решению); РБК - проблема (проблема ребенка, это только его проблема, родитель устраняется); Р - проблема (проблема родителя, это только его проблема, ребенок не учитывается);

Метод анализа ситуации «Как помочь ребенку решить проблему?» психолог в ходе анализа должен подвести родителей к правильному подходу:

пассивное слушание (прояснение проблемы);

активное слушание (декодирование чувств ребенка);

обучение ребенка анализу проблемы и поиску её решения.

Навыки декодирования чувств ребенка, эффективного вербального сомнения отрабатываются в специальных тренировочных упражнениях.

Таким образом, после того как в ходе изучения семьи установлено семейное нарушение, начинаются коррекционные мероприятия. Всю совокупность проблем возникающих при этом можно разделить на три группы:

1)формирование правильного отношения семьи к семейной психокоррекции (в частности, создание мотивов к участию в ней);

2) общие черты организации и проведения психотерапии;

3) методики семейной психотерапии.

Задачи членов семьи участвующих в психокоррекции:

1. организационные:

а) найти время и возможности для участия в работе коррекционной группы (работа проводится вечером, когда все члены семьи свободны).

б) не пропускать назначенные психологом встречи.

2. эмоциональные:

а) преодоление чувства неуверенности, неопределенности, сопротивления.

б) происходит актуализация семейной неудовлетворенности и конфликтных взаимоотношений.

3. интеллектуальные:

а) приходится участвовать в обсуждении ситуаций.

б) выполнять различные задания в том числе домашние.

Данная форма работы получила широкое распространение в различных образовательных учреждениях, особенно ДОУ, заслужив должное признание среди основных участников данной работы – родителей, которые замечают улучшение взаимоотношений и достижение взаимопониманий уже после первой встречи.

Итак, психология семьи, сложное и многофункциональное образование, оказывающее колоссальное воздействие на личные психические составляющие каждого конкретного человека. Знание структурных компонентов и закономерностей поможет психологу поддержать и направить семью на конструктивное взаимодействие и ощутить радость совместной жизни, увидеть и почувствовать жизнь во всей её полноте и красе.

 

Литература:

1. Агеев В.С. Психологические и социальные факторы полоролевых стереотипов, // Вопросы психологии. 1987. №2.

2. Белкин А.С. Внимание ребенок. - Свердловск. 1981.

3. Васьковская С.В., Горностай П.П. Психологическое консультирование. Ситуационные задачи. - Киев.1996.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

5. Заслужнюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. – М.,1996.

6. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1995.

7. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1996.

8. Популярная психология для родителей /Под ред. А.С. Спиваковской, - СПб. 1997.

9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

10. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб.пособие.- М.: Изд-во Московского-психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

 

Словарь:

 

Аффективная вовлеченность - характер мотивации, определяющий отношение индивида к семье, его привязанность к ней.

Брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству.

Деструктурированная семья - в семье нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем.

Дефицитная информация - информация, прохождение которой по коммуникационному каналу предупредило бы возникновение психотравмирующего семейного нарушения.

Интуитивная таксономия - подход характерный для начальных стадий изучения какой-либо сферы социальной деятельности. Созданные на основе интуитивной таксономии типологии помогают психологу, активизировать семейную интуицию, столь важную для понимания семейной ситуации.

Коммуникационный барьер - особенности члена семьи, имеющего потребность, и других её членов (от действия которых зависит её удовлетворение) или особенности их взаимоотношений, в силу которых передача информации оказывается затрудненной.

Комплиментарный брак -при котором супруги дополняют друг друга. Старший в семье брат и младшая в семье сестра легче договорятся, нежели супруги, бывшие в семье двумя старшими или младшими детьми.

Кризисы семейной жизни– этокритические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи.

Кровнородственная семья- сожительство между братьями и сестрами.

Матриархальная семья - власть принадлежит жене.

Моногамная семья -союз пары раз и на всю жизнь.

Нарушения функций семьи - особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей её функций.

Некомплиментарный бракэто брак партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье.

Патриархальная семья- брак одного мужчины с несколькими женщинами. Позже, отцовская власть, превосходство старших в семье.

Полоролевые системы - это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин.

Промискуитет- беспорядочность половой жизни (антич. понятие).

Психология семьи и брака –междисциплинарное направление в психологии, изучающее проблемы брака и семьи; включает исследования в области социологии, экономики, этнографии, истории, юриспруденции, демографии и т.д.

Пуналуальная семья- групповой союз между мужчинами и женщинами разных родов.

Развитие коммуникационной проблемы - это совокупность процессов, которые возникают под её воздействием и приводят к психотравмирующим особенностям семьи.

Развод – это процесс, направленный на расторжение брака, на разрыв (прекращение) отношений.

Распадающаяся семья – семья конфликтная, с высоким риском развода.

Ригидная псевдосоциальная семья – семья, в которой имеет место доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера.

Роль - это нормативно одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений.

Семейная адаптируемость - это характеристика того, насколько гибки или, наоборот, стабильны отношения в семье.

Семейная генограмма - диагностический методам, позволяющим в виде графической схемы изобразить родственные связи в семье.

Семейная социограмма - тест позволяющий выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, определить характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный.

Семейные проблемы - это ситуации, в которых семье необходимо принять определенное решение и принятие этого решения или его исполнение сталкивается со значительной для данной семьи трудностью.

Семейный диагноз -метод идентификации семьи как психологической общности изнутри и извне, способ определения ее психосоциальной организации и психического функционирования.

Семейный сценарий- это представления индивида об определенных типичных (повторяющихся) ситуациях.

Семья- это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

синдиасмическая (парная) семья- базируется на союзе отдельных пар, но без индивидуального сожительства. Продолжительность союза зависела от доброй воли сторон.

Частично комплиментарный бракэто брак, при котором один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами.

Эгалитарная семья - власть равномерно распределяется между мужем и женой.

 

 

Список основной литературы:

1. Аккерман Н. Диагноз невротического семейного взаимодействия // Семейная психотерапия - СПб: Питер, 2000.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1990.

3. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб: Питер, 2002.

4. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методологические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии - 1985. - № 5.

5. Гозман Л.Я., Шлягина Е.М. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - № 2.

6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.

7. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии - 1987. - № 4.

8. Николс М. Теоретический контекст семейной психотерапии // Семейная психотерапия - СПб: Питер, 2000.

9. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 1986. - № 2.

10. Ричардсон Р.У. Силы семейных уз. - Спб, 1994.

11. Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения // Вопросы психологии - 1985. - № 4.

12. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Финансы и статистика, 1983.

13. Уэддел М. Семья и ее динамика // Семейная психотерапия - СПб: Питер, 2000.

14. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии - 1986. - № 1.

15. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб.пособие.- М.: Изд-во Московского-психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003

16.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002.

Дополнительная литература:

1. Антонов А. И. Проблемы методологии и методики исследования репродуктивного поведения семьи. – М., 1973.

2. Антонов А. Российская семья и потенциал домашней экономики: кризис социальной политики. М., 1983.

3. Антонов А.И. Социология рождаемости. - М., 1980.

4. Афанасьева Т.М. Семья. - М., 1985.

5. Байярд Д. и Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.

6. Баландина Л.Л. Психологические особенности межличностных отношений и индивидуальные характеристики младших школьников из многодетных семей // Сборник научных трудов: психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе, ч.2. – Курган, 2002.

7. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2001.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1990.

9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

10. Бойко В.В. Малодетная семья. – М., 1988.

11. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1976. Т.15, т.19.

12. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1991. Т.1., т.2.

13. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М., 1990.

14. Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал.- 2000.- №2.

15. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 1999.

16. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.

17. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб., 2001.

18. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. – М., 1986.

19. Варга Д. Радости родительских забот. – М., 1983.

20. Васелюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та.

21. Василев К. Любовь. М., 1982.

22. Винникот Д. В. Разговор с родителями. М.: Независимая фирма «Класс», 1994, 112с.

23. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта.- М.,1998.

24. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее. - М., 1982.

25. Головина А. Г. Характеристика родительских семей подростков, больных шизофренией // Семейная психология и психотерапия. – 2001. - №1.

26. Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. – СПб., 1996.

27. Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства.//Социс, 2000. - №11.

28. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей //Социс,1996. №3.

29. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс,1997.- №11.

30. Даринская В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей // Семейная психология и семейная психотерапия. – 2001. - №1.

31. Дармодехин С.В. Семья и семейная политика: проблема научной разработки // Проблемы семьи и семейной политики. - М.,1993.

32. Дарский Л.Е. Рождаемость и репродуктивная функция семьи // Демографическое развитие семьи. - М., 1979.

33. Дети ради детей. Программа социальной защиты защиты детей в деятельности детских организаций. - М.,1996.

34. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Отв. Ред. И.В.Дубровина. - М., 1987.

35. Дорога – это то, как ты идешь по ней…Социально-реабилитационная работа с семьей нетипичного ребенка /Под ред. В.Н. Ярской, Е.Р. Смирновой – Саратов, 1996.

36. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

37. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии. - 1995. - №3.

38. Заслужнюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. – М.,1996.

39. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1996.

40. Ивин А.А. Философия любви, т.1. - М., 1990.

41. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1987.

42. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.

43. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. – М., 1996.

44. Ковалевский М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. - Б. м., 1905.

45. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие 3-летнего ребенка // Вопросы психологии. - 1989. - №4.

46. Кон И. С. Ребенок и общество. – М., 1988.

47. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. - № 2.

48. Кон И.С. Этнография родительства. - М., 2000.

49. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. - М., 1953.

50. Крен В.Ю. Функциональные роли родительства. – М., 2001.

51. Кузьмин А.И. Концептуальные подходы к исследованию жизнедеятельности семьи //Семья в России. – М.,1996, №1

52. Кукса Л.П. Российская семья: социологическая модель развития.//Семья в России. – 1996. - №1.

53. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1992.

54. Ловцова Н.И. Три понятия системной теории семьи по Дэвиду Олсону. //Семья. Дети. Общество. Анализ отношений и образовательных программ. - Саратов, 1994.

55. Майерз Р. Пора детства: к созданию равных возможностей развития детей. – М.,1992.

56. Макаренко А. С. Книга для родителей. – М., 1968.

57. Матейчик З. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чеш. - М., 1992.

58. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: (заметки психолога). - М., 1987.

59. Милюкова Е.В. К вопросу о переживании родительской любви // Сборник научных трудов: психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе, ч.2. – Курган, 2002.

60. Морозов И.А. О христианском браке и об обязанностях мужа и жены учение Св. Иоанна Златоуста. - М., 1990.

61. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1993.

62. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. М., 1998.

63. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: Воронеж, 1995.

64. Нарциссов Р.П. О материнстве. - Пущино, 1985.

65. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

66. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.

67. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. – М., 1999.

68. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1996.

69. Овчарова Р.В. Семья как воспитательный микросоциум // Сборник научных трудов: психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе, ч.2. – Курган, 2002.

70. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

71. Павлов Б.С. Матери. Отцы. Дети. – М.,1985.

72. Павлова Л. Ждем ребенка // Дошкольное воспитание. - 1990.- №1.

73. Парсонс Т.Американская семья //Соц. Журнал. – 1996. - №4.

74. Пезешкиан Н Позитивная семейная психотерапия. - М., 1994.

75. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. - 2001. - №1.

76. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Я. Карповой. – М., 1998.

77. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1999.

78. Психологическое сопровождение семьи: Материалы II Регионального съезда психологов. Научный ред. Р.В.Овчарова. – Курган, 2002.

79. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.

80. Семенов Ю.И. Происхождение семьи и брака. – М.,1974.

81. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М., 1989.

82. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. - Минск, 1989.

83. Соловьев В.С. Смысл любви. - Киев, 1991.

84. Солодовников В.В. Дети развода //Социс. – 1988- №4.

85. Спиваковская А.С. Как быть родителями? - М., 1986.

86. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 2000.

87. Спок Б. Разговор с матерью: Пер. с англ. / Вступ. ст. Ю.П. Азарова; Общ. Ред. В.С. Мухиной. - М., 1987.

88. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

89. Теории любви / Под ред. Савельевой С.М. – Минск, 2000.

90. Толстых А. В. Взрослые и дети: парадоксы общения. – М., 1988.

91. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991 .

92. Фромм Э. Искусство любви. – Минск, 1990.

93. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. – М., 1979.

94. Хорват. Ф. Любовь, материнство, будущее. - М,1982.

95. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М., 1993.

96. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапии //Семейная психотерапия. Приложение к журналу. - М., 1997.

97. Щербич Л. И., Кузнецова Н. В. Семья и общество // Социальная работа. – 1993. - №7.

98. Эпштейн М. Отцовство. – М., 1992.

99. Galdwell J. C. Toward a Restatement of Demografic Transition Theory. // Population and Development Review. – vol. 2, №3, 4. – 1979.

100. Hyodo M.D. Ryodoraku treatment and objective approach to acupuncture. Osaka. 1975.

101. Parker R. Mother love / Mother hate: power of maternal ambivalence. – USA: Basicbooks, 1995.

102. Parsons T., Bales R. Family Socialization and Interaction Process. – Glencoe, 1955.

103. Westoff Ch. The predictability of Fertility in developed countries. // Population Bulletin of the United Nations. - №11. – 1978.

104. Winnicott D.W. Primary maternal preoccupation. - USA: Basicbooks, 1956.

 

 



2015-11-07 766 Обсуждений (0)
Родительские коррекционные и профилактические группы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Родительские коррекционные и профилактические группы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (766)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)