Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения



2016-01-26 1177 Обсуждений (0)
Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения 0.00 из 5.00 0 оценок




В Конституции РФ закрепляется право граждан обращаться лично, а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного

самоуправления (ст. 33).

Основными видами обращений граждан в современных условиях являются

предложения, заявления и жалобы. Суть различий между ними сводится к следующему.

Предложение — привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности

или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения.

Заявление — обращение гражданина по поводу реализации права или законного

интереса, не связанного с его нарушением.

Жалоба — обращение в государственные или иные официальные органы к должностным

лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан).

В реальной действительности в одном и том же обращении могут содержаться

указанные позиции в их различном сочетании.

Законодательство позволяет различать: а) общее право жалобы, которым обладают все

граждане как таковые; б) специальное право жалобы, предоставленное лицам как

участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного

производства, трудовых споров и т. п. Специальное право закрепляется законодательством,

наделяющим граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Например,

лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном пра-

вонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а лицом, в отношении

которого оно вынесено, а также потерпевшим. Ибо постановление может быть вынесено как в

отношении гражданина, так и должностного лица, водителя автотранспортного средства,

механизатора и т. д.

Общее право жалобы, реализуемое в соответствии с законодательством РФ, может быть

подразделено на два вида:

а) право на административное обжалование',

б) право на судебное обжалование.

Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно

подчинены орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действие

которых обжалуется

В порядке, предусмотренном этим законом, не могут быть обжалованы действия

(решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции

Конституционного Суда РФ; действия (решения), в отношении которых законодательством

предусмотрен иной порядок судебного обжалования. В данном случае речь идет не об

ограничении судебного обжалования, а лишь о пределах действия указанного закона, о

различных правовых режимах обжалования в суд.

Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему

усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к вышестоящему в

порядке подчиненности органу (должностному лицу). Орган (должностное лицо) обязан

рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано

или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с

жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, и надлежаще

уполномоченным его представителем либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту

нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в установленные сроки: в течение трех

месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в

удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения

месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный

ответ.

Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к

гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и

свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос об ответственности

соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод

гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности,

предусмотренной законами об ответственности данного государственного служащего, вплоть

до представления об увольнении.

Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны

незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для

незаконных действий (решений), указанных в законе, то есть повлекших нарушение прав и

свобод, и т. д. Признав обжалуемое действие (решение) законным, суд отказывает в

удовлетворении жалобы.

По смыслу закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное

решение1. При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным

относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить обжалуемое решение

вообще. Такое право суда не вытекает из вышеназванного закона. Однако в установленных

законодательством случаях нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы

граждан, могут быть признаны судом недействительными, например, по обращениям в суд

прокурора, а также в соответствии со ст. 191—197, 239 ГПК РСФСР.

Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными

актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции. В соответствии с

Конституцией РФ Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных

прав граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого или

подлежащего применению в конкретном деле. Акты или их отдельные положения,

признанные неконституционными, утрачивают силу.

Арбитражным судам подведомственны многие категории дел по спорам, вытекающим

из административных правоотношений, в том числе об обжаловании гражданами

определенных актов и действий органов и должностных лиц (например, об обжаловании от-

каза в государственной регистрации самостоятельной предпринимательской деятельности

граждан и др.)2.

Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять жалобу к рассмотрению; разъяснить

заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

передать жалобу органу или должностному лицу, имеющему право разрешить жалобу по

существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

При выявлении нарушений прав и свобод гражданина Уполномоченный принимает

меры к их восстановлению.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации закрепляются, главным

образом, законодательством об обращениях, в том числе о жалобах граждан, а также

некоторыми другими законодательными актами. Подчеркнем повторно, что в этих случаях

имеются в виду граждане как таковые, то есть не учитываются какие-либо особенности в их

правовом статусе.



2016-01-26 1177 Обсуждений (0)
Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)