Понятие коллективных трудовых споров и их отличие от индивидуальных
Понятие коллективных трудовых споров и их отличие от индивидуальных В ходе коллективных переговоров нередко возникает расхождение интересов сторон. Если стороны (наниматель и работники) не смогли прийти к взаимному согласию, возникает коллективный трудовой спор. Определение коллективного трудового спора (конфликта) впервые было дано в Законе Республики Беларусь от 18 января 1994 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (в редакции Закона Республики Беларусь от 5 февраля 1999 г.). Такое же понятие коллективного трудового спора содержится в настоящее время в ст. 377 ТК. Коллективный трудовой спор (конфликт) — это неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений. Коллективный трудовой спор может возникнуть только при наличии следующих условий: - если стороны не смогли урегулировать разногласия путем коллективных переговоров; - требования нанимателю были утверждены на собрании либо конференции большинством голосов присутствующих работников; -если эти требования наниматель отказывается удовлетворять (полностью или частично) Причинами коллективных трудовых споров могут быть виновные действия должностных лиц, объясняющиеся их субъективными взглядами, групповой эгоизм работников (спорящей стороны), не считающихся с общественными интересами. Возникновению таких споров, их обострению могут также способствовать: низкий уровень организации производства, уравниловка в условиях оплаты труда, недоброкачественное сырье (материалы), их несвоевременная поставка и другие негативные обстоятельства, создающие ненормальный морально-психологический климат в трудовом коллективе. Коллективные споры от индивидуальных трудовых споров отличаются по ряду признаков. Основными признаками являются следующие. Коллективные споры 1. Субъектом выступают работники (трудовой коллектив) в лице представительных органов. 2. Оспариваются и защищаются права и интересы всего коллектива работников (или его части) по вопросам труда и быта. 3. Разрешаются примирительными комиссиями, посредниками, трудовыми арбитражами, Республиканским трудовым арбитражем. 4. Имеют неисковый характер. Разрешаются в особых, только им присущих, процессуальных формах. 5. Порядок разрешения коллективных трудовых споров регулируется главой 36 ТК. 6. Основными принципами разрешения споров являются: доарбитражное проведение примирительных процедур, коллегиальность рассмотрения спора, равенство сторон, учет реальных возможностей принимаемых решений и т.д. 7. Решения Республиканского трудового арбитражам коллективным спорам об исполнении коллективных договоров и соглашений, а также по спорам, возникающим в организациях, в отношении работников которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку, могут быть в 10-дневный срок со дня получения обжалованы в суд. Правовое регулирование коллективных споров Предмет и стороны коллективных споров Эффективность правового регулирования коллективных трудовых отношений существенно повысилась в связи с принятием Трудового кодекса Республики Беларусь, нормы которого в отличие от ранее действовавшего КЗоТ закрепили разрешение коллективных трудовых споров (глава 36). Правовое регулирование коллективных споров в настоящее время осуществляет система правовых актов различных уровней: ♦ Конституция Республики Беларусь; ♦ международные конвенции и рекомендации; ♦ Трудовой кодекс Республики Беларусь. Исходя из реалий действующего законодательства о коллективных трудовых спорах, можно утверждать о его огромном значении. Оно: ♦ законодательно урегулировало порядок примирительного разрешения коллективных споров работников с нанимателем; ♦ направлено на предупреждение коллективных споров; ♦ установило порядок создания и деятельности примирительной комиссии, трудового арбитража для разрешения возникшего коллективного спора и сроки его рассмотрения; ♦ узаконило поиск на правовой основе компромиссов и соглашений; ♦ предоставило коллективу работников правовую основу отстаивания своих интересов, прав в споре; ♦ закрепило право работников на забастовку и порядок ее проведения; ♦ установило, какие забастовки признаются незаконными, кто может признать забастовку незаконной, правовые последствия проведения и участия в незаконной забастовке; ♦ позволило исключить стихийность и предусмотрело примирительную процедуру разрешения спора. Предмет и стороны коллективных споров Предметом коллективных споров являются права и интересы, по поводу которых возникли разногласия у сторон коллективных трудовых отношений - между работниками и нанимателем: ♦ установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников; ♦ заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений. Статья 364 ТК дает приблизительный перечень положений, которые относятся к социально-экономическим условиям труда и быта работников и по поводу установления, изменения которых могут возникнуть коллективные споры. В частности, о (об): ♦ организации труда и повышении эффективности производства; ♦ размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним; ♦ продолжительности рабочего времени и времени отдыха; ♦ создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды; ♦ заключении и расторжении трудовых договоров; ♦ обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников; ♦ регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда; ♦ строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения; ♦ организации санаторно-курортного лечения и отдыха трудящихся и членов их семей; ♦ предоставлении дополнительных льгот многодетным и неполным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов; ♦ улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя; ♦ создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников и другие. Сторонами коллективного спора являются наниматель (наниматели, объединения нанимателей), а также работники в лице их представительных органов. Традиционными представителями работников в трудовых отношениях, в том числе в коллективном споре, выступают профсоюзы (объединения профсоюзов), уполномоченные на это соответствующими положениями уставов. Если у нанимателя действует несколько профсоюзов, то, как указывалось, представителями работников в коллективных спорах могут быть: каждый из профсоюзов (от имени своих членов); один из них (с согласия остальных) - от имени всех профсоюзов; совместный орган, добровольно созданный этими профсоюзами. Другой стороной в коллективном споре является наниматель (наниматели, объединения нанимателей). Интересы нанимателей представляют руководители организаций независимо от наименования и форм собственности, а также другие лица, уполномоченные учредительными документами организаций или локальными нормативными актами этих организаций.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1622)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |