Понятие, основные черты и принципы административной деятельности органов внутренних дел
Административная деятельность полиции – это неотъемлемая часть государственного управления в области внутренних дел. Она является исполнительно-распорядительной деятельностью, направленной на организацию и практическое осуществление задач и функций органов внутренних дел в области обеспечения безопасности личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в стране. Административная деятельность полиции рассматривается как одно из главных направлений их правоохранительной деятельности. Она по своему содержанию может охватывать как внутриорганизационную, так и внешнюю сферу деятельности органов внутренних дел. Внутриорганизационная деятельность направлена на формирование подразделений и служб, определение функциональных обязанностей сотрудников, на руководство подчиненными службами, аппаратами, подразделениями. Эта деятельность способствует эффективному осуществлению внешнеорганизационной деятельности (исполнительно-распорядительной), то есть деятельности по реализации задач борьбы с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Совершенствование административной деятельности полиции, призванной обеспечивать в стране надлежащий общественный порядок, следует рассматривать как одно из важнейших направлений развития государственного управления в сфере правопорядка. Обеспечивая общественный порядок и безопасность, органы внутренних дел (в том числе полиция) решают многочисленные задачи по организации дорожного движения, осуществлению лицензионно-разрешительной работы, оказанию помощи пострадавшим от правонарушений, содействию людям во время стихийных бедствий, при авариях и катастрофах и других чрезвычайных обстоятельствах. Рассматривая основные черты этого вида деятельности, отметим, во-первых, что административная деятельность носит государственно-властный характер. Органы внутренних дел осуществляют свои полномочия от имени государства. Они правомочны осуществлять контроль (надзор) за соблюдением установленных правил поведения, давать юридическую оценку действиям и поступкам людей, выявлять правонарушения и реагировать на них в установленном законом порядке, а также давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания и предъявлять столь же обязательные требования, применять в целях, на основании и в порядке меры принуждения, установленные законом. Во-вторых, административная деятельность полиции является подзаконной. Она осуществляется на основе и во исполнение законов и других правовых актов и строится в строгом соответствии с целями и в пределах, определенных законом, а также на основе использования соответствующих законных средств. В ходе этой деятельности недопустимы неправомерные действия сотрудников полиции или противопоставление законности целесообразности. Сотрудники полиции обязаны действовать по правилу: законно все то, что предусмотрено Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»[1] и соответствует его целям. В-третьих, в отличие от других видов государственно-властной деятельности (законодательной, правосудия или предварительного следствия, оперативно-разыскной деятельности) административная деятельность носит исполнительно-распорядительный характер. Ее главной целью является исполнение действующего законодательства по вопросам, входящим в компетенцию органов внутренних дел. Вместе с тем, для успешного осуществления своих исполнительных функций органы внутренних дел наделены распорядительными полномочиями, предусматривающими возможность принятия мер административного воздействия. В-четвертых, непременным свойством рассматриваемой деятельности является ее организующий, творческий характер и профилактическая направленность. Таким образом, определяя сущность административной деятельности полиции, можно сказать, что она заключается в организации и практическом осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в оказании содействия и помощи гражданам в реализации их прав, свобод и законных интересов. Закономерности становления правового государства определяют принципы организации и функционирования системы государственного управления, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Они являются концентрированным итогом развития нашего государства. В юридической литературе, посвященной этим вопросам, дается различная классификация этих принципов. В них отражаются политические, организационные и правовые аспекты всей системы управления в сфере административной деятельности органов внутренних дел. Поэтому принципыадминистративной деятельности органов внутренних дел можно подразделить следующим образом: - общественно-политические (конституционные) или, как их классифицировал А.П. Коренев, социально-правовые[2]; - организационные; - тактические. Общественно-политические (конституционные) принципы закреплены, главным образом, в Конституции Российской Федерации[3], в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и в других законах. Рассмотрим их содержание. Принцип гуманизма – статья 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, то есть государственных органов. Статья 5 Закона «О полиции» определяет, что сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. Принцип законности – статья 15 Конституции Российской Федерации. Данный принцип означает, что сотрудники органов внутренних дел: 1) во-первых, должны соблюдать Конституцию Российской Федерации, другие законы и нормативные правовые акты, не противоречащие Конституции Российской Федерации; 2) во-вторых, решения, принимаемые руководителями и сотрудниками внутренних дел при осуществлении правоохранительной и правоприменительной деятельности, должны соответствовать духу и букве закона; 3)в-третьих, государством предусмотрена ответственность за незаконные действия должностных лиц. Важная норма заложена в части 4 статьи 6 Федерального закона «О полиции», о том, что сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. Принцип уважение прав и свобод человека и гражданина – статья 19 Конституции Российской Федерации. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. Данная норма Конституции Российской Федерации нашла отражение в статье 7 Закона «О полиции» и закреплена в принципе беспристрастности и означает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Принцип гласности – статья 24 Конституции Российской Федерации. Этот принцип означает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Вместе с тем, органы внутренних дел и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Принцип взаимодействия и сотрудничества – статья 10 Федерального закона «О полиции». Этот принцип делает акцент на то, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Принцип общественного доверия и поддержки граждан – в соответствии с которым, полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.При этом действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан, а в случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями. В качестве еще одного принципа в указанном законе закреплено, что полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями. Организационные принципы. Здесь сразу же следует оговориться, что мы рассматриваем организационные принципы только по отношению к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а не ко всей административной деятельности органов внутренних дел. Перечислим их. Комплексный подход к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Данный принцип является основополагающим для деятельности сил и средств полиции, в соответствии с которым наряды патрульно-постовой службы полиции, дорожно-патрульной службы Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения, вневедомственной охраны и других подразделений расставляются и действуют на основе комплексного плана (единой дислокации). Сочетание территориального и линейного принципов. План комплексного использования сил и средств органов внутренних дел четко определяет границы патрульных участков, границы маршрутов патрулей и постов для каждого наряда полиции. Вместе с тем, действуя в границах патрульного участка, наряды разных служб, выполняют, прежде всего, свои линейные задачи: охрану общественного порядка (патрульно-постовая служба) и имущества собственников (полиция вневедомственной охраны), обеспечение безопасности дорожного движения (дорожно-патрульная служба Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения). Единоначалие и персональная ответственность. В органах внутренних дел этот принцип проявляется в том, что решения, принимаемые начальником органа внутренних дел об организации охраны общественного порядка на соответствующий период времени (на два года – план комплексного использования сил и средств, на сутки – постовая ведомость и др.), утверждаются лично им. Следовательно, за обеспечение общественного порядка на территории обслуживания вверенного ему подразделения начальник несет персональную ответственность. Это требование относится к начальникам патрульных участков, а также к любому постовому или патрульному полицейскому, непосредственно обеспечивающему общественный порядок на отведенной ему территории. Профилактическая направленность охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Наиболее ярко проявляется этот принцип в работе таких представителей полиции, как участковые уполномоченные, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних, инспектора дорожно-патрульной службы Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы, которые ежедневно вступают в отношения с гражданами, убеждая их точно соблюдать установленные правила поведения.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2630)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |