Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция I КОНЦЕПЦИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ



2016-09-16 562 Обсуждений (0)
Лекция I КОНЦЕПЦИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ

 

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА,

УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

И КРИМИНОЛОГИИ

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО

В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕЛО"

МОСКВА 2001


 

Мельникова Э.Б., д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук

 

 

Рецензенты:

И.Б. Михайловская, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ, главный научный сотрудник Института государства и права

Российской академии наук

Н.В. Радутная, профессор, заслуженный юрист РФ, зав. кафедрой уголовно-правовых наук Российской правовой академии МЮ РФ

 

 

Мельникова Э.Б.

Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие.— 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело. 2001. — 272 с. — (Сер. "Российское право: теория и практика").

ISBN 5-7749-0176-9

Анализируется концепция ювенальной юстиции. В ее рамках рассмотрена специфика реализации ювенальной юстицией функций судебной власти, взаимосвязь ювенальной юстиции и гражданского общества, общественных объединений.

Объясняется комплексный характер правосудия для несовершеннолетних. Приводятся примеры современных модернизаций ювенальной юстиции. Прослеживаются механизмы, связывающие ювенальную юстицию с уголовным правом, криминологией, уголовным процессом.

Учебное пособие рассчитано на студентов, аспирантов юридических вузов, может быть полезно преподавателям и специалистам в области социальной защиты населения.

УДК 343.121.5(075.8) ББК 67.408я73

ISBN 5-7749-0176-9

© Издательство "Дело", 2000

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

У ювенальной юстиции интересная судьба: ее появление на правовом поле, изменения концепции, целей и форм вызывали каждый раз повышенный интерес. После создания первого в истории суда по делам несовершеннолетних в США в 1899 г. возникло массовое увлечение необычным "детским" судом и длилось оно примерно до середины 20-х гг. XX столетия. В середине 70-х гг. начались бурные трансформации ставших "классическими" и привычными форм и целей деятельности ювенальной юстиции. Некоторые европейские юристы привлекли внимание юристов Американского и других континентов, начав активно продвигать идею замены суда для несовершеннолетних альтернативным ему органом. Этот вопрос широко обсуждался на IX конгрессе Международной ассоциации судей по делам несовершеннолетних в 1974 г. в Оксфорде (Великобритания), там прозвучал термин "альтернативное вмешательство". Однако суд для несовершеннолетних сохранился и функционирует достаточно эффективно.

Новый бум ювенальной юстиции наблюдался в конце XX в. в России. В нашей стране создается (воссоздается) ювенальная юстиция, что предусмотрено судебной реформой в Российской Федерации. Поскольку ювенальная юстиция была создана еще в царской России (1910 г.), а прекратила свое существование в России советской (1918 г.), то многие поколения отечественных юристов недостаточно знакомы с деятельностью судов для несовершеннолетних и вообще со специфическими принципами, формами, методами функционирования ювенальной юстиции. Видимо, поэтому попытка воссоздать в нашей стране ювенальную юстицию столкнулась со многими трудностями: с отсутствием законодательства, необходимой литературы, судебной практики. Соответствующие пробелы существуют и в подготовке студентов в юридических высших образовательных учреждениях.

Можно констатировать, что "ажиотажный спрос" на ювенальную юстицию в России в 1997—2000 гг. объясняется ее радикальными идеями, формами и направлениями деятельности. Идеи защиты детей и подростков, помощи им средствами и силами ювенальной юстиции привлекли к ней множество сторонников. Характерно, что приверженцами ювенальной юстиции в России становятся в первую очередь не юристы, а представители иных областей знания: врачи, психологи, педагоги. Среди них те, кто по роду своей общественной деятельности занимается "трудными" подростками. Мне приходилось видеть людей, чья профессия от ювенальной юстиции весьма далека (например, физики, инженеры и пр.). Их энтузиазм и гражданская ответственность всегда и всюду ценились очень высоко. Россия дала в этом отношении много интересных моделей участия гражданского общества в борьбе с преступностью несовершеннолетних, в защите прав и интересов детей и подростков, находящихся в опасной ситуации.

В этом общественном процессе есть одна особенность, требующая внимания со стороны профессионалов-юристов: неюристы расширяют теоретическое и практическое пространство ювенальной юстиции, перенося акценты на соответствующие медико-психологические, социальные службы помощи детям и подросткам и забывая о центральном звене ювенальной юстиции — суде.

Очевидно, что ювенальная юстиция — это прежде всего правосудие и центральным его звеном является суд. Все остальные органы — юридические и неюридические — не могут подняться над судом, руководить им. Посягательства других органов на компетенцию суда по делам несовершеннолетних (а они, как отмечалось, в истории ювенальной юстиции бывали) заканчивались плачевно и для правосудия, и для несовершеннолетних. В спецкурсе эти парадоксы истории рассматриваются подробно.

Ясно, что при таком быстром и отчасти стихийном развитии представлений о ювенальной юстиции в России отечественные юристы должны сформулировать свою теоретическую позицию по всем ключевым вопросам темы "Ювенальная юстиция". И это особенно важно, когда речь идет об учебном процессе в вузе, о подготовке квалифицированных юристов. Включение неюридических специальных познаний в функционирующую ювенальную юстицию не только правомерно, но и неизбежно. Это предусмотрено ее философией и концепцией.

Формулирование своей позиции требует от юристов более глубокого и разностороннего анализа концепции ювенальной юстиции, содержания и компетенции органов, включенных в ее орбиту. Актуальность рассмотрения в учебном пособии именно этих вопросов связана и с тем, что ювенальная юстиция начинает стремительно обогащаться законодательной базой: принят и вступил в силу с 30 июня 1999 г. новый Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", готовится проект Основ законодательства о ювенальной юстиции.

Выход ювенальной юстиции за пределы правового поля послужил сигналом для более углубленного анализа ее концепции. Необходимо рассмотреть следующие ее компоненты:

• общая и ювенальная юстиция: признаки общности и специфика;

• судебная власть и ювенальная юстиция;

• ювенальная юстиция и гражданское общество.

Два последних признака отражают специфику реализации ювенальной юстицией функций судебной власти и органическую ее связь, ее опору на гражданское общество в отправлении правосудия.

При подготовке данного издания автор ставила задачу проанализировать взаимосвязь функционирующей юстиции с "питающими" ее правовыми дисциплинами. Этим вопросам посвящены лекции: "Ювенальная юстиция и ювенальное уголовное право" и "Ювенальная юстиция и ювенальная криминология". Рассмотрены отношения "уголовное право — ювенальная юстиция" с точки зрения уголовной ответственности, наказания и применения принудительных мер воспитательного воздействия. Взаимосвязь ювенальной юстиции и ювенальной криминологии прослеживается с точки зрения специфических для несовершеннолетних причин правонарушений и преступлений, признаков личности несовершеннолетних правонарушителей, комплекса мер по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. В пособии дается правовая оценка возможности и границ использования ювенальной юстицией данных, получаемых в результате криминологических исследований, сравниваются общее и ювенальное уголовное право, общая и ювенальная криминология.

Однако очевидно, что в изучении ювенальной юстиции нельзя останавливаться только на интегрированном (обобщенном) восприятии. Практика всегда требует от юриста знания дифференцированных признаков действующего правосудия.

Некоторые из них получили отражение в данной книге. Это относится прежде всего к правосудию по делам несовершеннолетних в России. Значительная же их часть осталась за пределами данного пособия. Поэтому в перспективе существует необходимость в детальной разработке вопросов, связанных с особенностями судов для несовершеннолетних и ювенального уголовного процесса в отдельных странах (Австрия, Англия, Уэльс, Бельгия, Германия, Россия, США, Франция, Япония и др.); сравнении ювенальной юстиции и ювенальной пенитенциарии (уголовно-исполнительное право), ювенальной юстиции и ювенальной виктимологии (наука о жертве).

В приложении приводятся нормативные акты, изучение которых необходимо для правильного восприятия данной темы.

Профессор Э. Мельникова


Лекция I КОНЦЕПЦИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ



2016-09-16 562 Обсуждений (0)
Лекция I КОНЦЕПЦИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция I КОНЦЕПЦИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (562)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)