Диалоговые технологии. Групповые дискуссии, учебные диспуты, особенности их организации в разных типах учебно-воспитательных учреждений
Формы диалоговой технологии. Среди диалоговых технологий выделяют: дидактические игры, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций.
Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. В любом случае, в дискуссионном уроке должен присутствовать характерный признак - конфликт, при котором каждый участник защищает свою позицию. Следует отметить, что дискуссионные занятия чаще всего используются именно при преподавании истории. В целом на этапе подготовки урока-дискуссии основная роль учителя заключается в консультировании школьников. Начинается дискуссия с вводного слова учителя, в котором он формулирует основную проблему занятия, обосновывает ее, а также определяет регламент выступления участников, объясняет правила проведения дискуссии. Затем проходит обсуждение задания в группах и выступления участников дискуссии. При этом эффективность и успешность обсуждения целиком зависят от учителя. В ходе дискуссии его поведение должно быть корректно, то есть преподавателю лучше не прерывать выступающих и вмешиваться в ход обсуждения только в том случае, если ученик отвечает не по существу. В то же время учитель должен направлять рассуждения школьников к правильным выводам, подталкивать их к формированию общей позиции по рассматриваемому вопросу, а для этого ему необходимо отсекать избыточную информацию в выступлениях учащихся, тем самым группируя важные выводы и сближая точки зрения дискутирующих. Преимущества групповой дискуссии 1. Позволяет членам группы прояснять собственную позицию и уточнять взаимные позиции участников группы. 2. Позволяет выявлять многообразие подходов и точек зрения по поставлен-ным проблемам и вопросам. 3. Дает всестороннее видение предмета обсуждения. Задачи, которые помогает решать метод групповых дискуссий 1. обучение участников анализу реальных ситуации; 2. обучение умению слушать и взаимодействовать с другими участниками; 3. обучение навыку формулирования проблемы и отличать важной от второс-тепенного; 4. учит преодолевать приверженность старым образцам; 5. дает возможность увидеть многозначность возможных решений проблемы; 6. развивает умение преодолевать страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох. Технология дифференциации обучения, особенности организации групповой работы на уроке. Индивидуализация обучения, организационно-педагогические условия её эффективности. Работа с одарёнными детьми как важнейшее направление «Нашей новой школы». Дифференцированное обучение (дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени) – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа) Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Целевыми ориентациями данной технологии являются: · обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; · приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. При построении групповой работы детей необходимо учитывать: · Такой формы общения в их опыте еще не было, значит, этот навык нужно формировать. · Обязателен разбор ошибок совместной работы. · Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желания, сложности материала, предполагаемого результата и др. · Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время. · Оценивать необходимо общую работу группы; Индивидуализация обучения– это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; Основные цели индивидуализированного обучения: • сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей); • содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся; • формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика; • улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; • формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества. Общие принципы индивидуализации обучения: • индивидуализация есть стратегия процесса обучения; • индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности; • использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам; • интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности; • учение в индивидуальном темпе, стиле; • предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы. Очень важно сформировать у ребенка здоровое самоощущение своего места в мире. Для решения этой задачи необходимо при реализации индивидуального подхода исходить из следующих правил: - к ученику нужно относиться с уважением, постоянно подчеркивая его самоценность; - поощрять интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску; - формировать у ребенка положительную оценку доброты, честности, дружелюбия, сопереживания, терпения как к другим, так и к себе; - критический анализ действительности и самого ребенка давать только с позитивных позиций, с желанием помочь исправить ситуацию; - развивать привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки; - формировать навыки общения в самых различных условиях и с разными людьми. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" была предложена Президентом России Дмитрием Медведевым в ежегодном Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. В марте 2009 года на сайте Минобрнауки России был опубликован проект образовательной инициативы. В течение почти трёх месяцев в обсуждении проекта приняли участие десятки тысяч человек, замечания и предложения которых были учтены в итоговом варианте инициативы. Одним из пяти ведущих направлений "Нашей новой школы" является система поддержки талантливых детей. Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Цель Центра поддержки и развития одаренных детей и молодежи – выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения. Главным результатом реализации Программы должно стать создание условий для развития талантливых детей и молодежи, а также: - создание банка данных об одаренных детях и молодежи округа; - оказание адресной поддержки одаренным детям и молодежи, а также преподавателям, работающим с ними; - достижение качественно нового уровня индивидуализации образования одаренных учащихся; - расширение возможностей для проектной и исследовательской работы одаренных учащихся с целью дальнейшего развития их креативности и достижения социальной успешности в обществе; - методическая и информационная поддержка родителей в вопросах определения и развития способностей их детей; - реализация принципа партнерства на основе привлечения представителей высшей школы, специалистов научно-методических учреждений и различных ведомств, призванных обеспечить поддержку талантливых детей и молодежи; - создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми и молодежью в округе, в том числе в средствах массовой информации.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1718)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |